Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы самоопределения






Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга (процесс профессионального самоопределения имеет три стадии: стадию фантазии, гипотетическую и реалистическую):

1. Стадия фантазии (первые 11 лет жизни) характеризуется возникновением и чередованием желаний в дальнейшем заниматься той или иной профессиональной деятельностью. При этом такие фантазии возникают независимо от реальных потребностей, способностей, возможностей и скорее являются попытками идентифицироваться с окружающими людьми.

2. Гипотетическая стадия (от 11 до 17 лет) включает в себя четыре периода:

§ период интереса (11 – 12 лет) – в это время дети делают выбор в соответствии со своими интересами и склонностями;

§ период способностей (13 – 14 лет) – подросток начинает проявлять большую изобретательность внимания к требованиям (в том числе образовательным и квалификационным), социальному статусу и уровню материальной оплаты в различных профессиях и соотносить это со своими способностями;

§ период оценки (15-16 лет) – в это время происходит сопоставление своих способностей, интересов, ценностей с требованиями конкретных профессий, появляется возможность более критично и реалистично относиться к результатам такого сравнения;

§ переходный период (около 17 лет) – он совпадает с моментом окончания школы и необходимостью перехода от гипотетического к реалистическому выбору профессии.

3. Реалистическая стадия (от 17 и старше) – также неоднородна, включает в себя три периода:

§ период исследования (17-18 лет) – здесь активность, связанная с профессиональным выбором, возрастает. Это объясняется в первую очередь социальной необходимостью поступления на работу или в конкретное профессиональное заведение;

§ период кристаллизации (19 – 21 год), во время которого сужается диапазон выбора и определяется направление будущей деятельности (специализации);

§ период специализации (от 22 лет и далее), когда общий профессиональный выбор уточняется выбором конкретной узкой специализации.

Основные типы самоопределения:

§ Профессиональное самоопределение, его основные признаки:

- большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.д.);

- для профессионального самоопределения требуются благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.д.).

§ Жизненное самоопределение, его основные признаки:

- глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;

- зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды;

- зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных факторов», определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

§ Личностное самоопределение, его основные признаки:

- невозможность формализации полноценного развития личности (не один документ не может указывать на то, что его «обладатель является … личностью).

- для полноценного личностного самоопределения лучше подходят сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но и часто способствуют развитию таких качеств.

Уровни реализации имеющихся возможностей (по профессиональному и жизненному типу самоопределения):

1. Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей (постоянное «выяснение отношений», склоки с коллегами и т.д.);

2. Молчаливое избегание деятельности по данному типу (не выполнение профессиональных обязанностей, банальная лень и т.д.);

3. Реализация стереотипных способов деятельности (работа «по инструкции», банальные способы проведения досуга и т.д.);

4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности (фактическое начало настоящего творчества), но в рамках традиционных способов жизнедеятельности (формирование индивидуального стиля деятельности, выполнение сложных задач, поиск новых возможностей для решения жизненных проблем и т.д.).

5. Стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом (кардинальное изменение характера труда, образа жизни и т.д.).

«Индивидуальный стиль деятельности следует понимать … как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» (В.С. Мерлин).

Индивидуальные стили профессиональной деятельности (по А.К. Марковой):

1. Стиль, формируемый с учетом требований к деятельности, - работник приспосабливается к профессии, он, как правило, результативен.

2. Стиль, сформированный исходя из удобства человека, - деятельность приспосабливается к требованиям специалиста, следовательно, он может быть и не результативен.

3. Компромиссный стиль выбирается в соответствии со склонностью специалиста, при этом нет противоречия с требованиями деятельности. Эффективность профессиональной деятельности высокая, нет психологического перенапряжения самого специалиста.

4. Универсальный стиль включает способы и тактики, не отвечающие психофизиологическим способностям человека, следовательно, он требует от него психических затрат, но при этом вызывает его удовлетворенность.

5. Компенсаторный стиль означает наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требований деятельности.

6. Маскирующий стиль позволяет скрывать недостатки специалиста без возможной компенсации.

7. Предопределяющий стиль заключается в выходе специалиста за рамки своих известных возможностей, с определением у себя новых ресурсов.

8. Корректирующий стиль, гарантируется тем, что специалист перестраивает свои природные особенности с учетом пожизненно сложившихся у него способов деятельности и поведения.

9. Творческий стиль – при этом стиле специалист выходит за пределы требований профессии, обогащая ее, опережая при этом своих коллег.

10. Избыточный стиль – работник добровольно тратит больше своих сил и возможностей, чем это требует профессиональная деятельность и социум.

Этапы формирования индивидуального стиля деятельности:

1. – освоение профессиональной деятельности по уже отработанным схемам и процедурам (важно научиться работать так, «как положено»)

1.1. – общая ориентировка в данной деятельности, когда начинающий работник уже знает или представляет, как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может;

1.2. – освоение отдельных действий и операций, а также отработка отдельных процедур, приемов и методов работы;

1.3. освоение деятельности в целом, по нормативно-одобряемому образцу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.