Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшего образования.






До недавнего времени в России существовала всего одна ступень высшего образования. Все выпускники высших учебных заведений получали квалификацию специалиста, выраженную через профессионально ориентированные термины: «учитель», «инженер», «экономист», «филолог» и т.д. Сроки реализации этих программ для большинства направлений подготовки кадров по существу также не отличались и находились в пределах пяти лет.

Постановлением Комитета по высшей школе России от 13 марта 1992г. №13 было утверждено Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования, которое ввело три уровня высшего образования:

§ первый - неполное высшее образование (два года обучения, имеющих общенаучный характер),

§ второй - базовое высшее образование (еще два года профессионально ориентированного обучения). Лица, завершившие базовое высшее образование получали квалификацию «бакалавр»,

§ третий уровень имел две модификации - еще год или два профессиональной подготовки, ведущей соответственно к квалификации «специалист» и «магистр».

Действующая до этого традиционная модель подготовка российских специалистов сохранялась как основная и вела без промежуточных этапов к квалификации «специалист».

Согласно Закону «О высшем образовании» от 17 января 2002 года, существуют следующие ступени высшего образования:

бакалавр - уровень высшего образования человека, получающего базовое высшее образование, а также фундаментальные и специальные навыки (образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр»);

специалист - уровень образования человека, получившего полное высшее образование и имеющего право занимать базовые должности «в определенном виде деятельности» (образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист»);

магистр - человек, который получил полное высшее образование. Этот уровень позволяет занимать не только высшие должности, но и вести научную деятельность (высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр»).

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

§ для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года (именно этого срока обучения и придерживаются вузы);

§ для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет (обычно 5 или 5, 5 лет);

§ для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.

Вопрос о переходе на уровневую систему ВПО из дискуссионного превратился в вполне конкретную задачу с 1 сентября 2009 года, когда набор бакалавров, который ряд высших учебных заведений осуществлял по желанию, становится обязательным для всех вузов страны.

Многие студенты знают, что главное различие между бакалавром, специалистом и магистром - в продолжительности обучения (4 года, 5 и 6 лет соответственно).

С 2011 года вузы больше не будут осуществлять подготовку специалистов и перейдут на двухуровневую систему подготовки - бакалавр-магистр.

Чем вызван повсеместный переход на систему «бакалавр + магистр»?

Переход законодательно оформлен и осуществляется в свете обязательств, которые на себя принимает Россия после вхождения в Болонский процесс.

Болонский процесс - движение, цель которого заключается в создании единого образовательного пространства стран Европы. Болонская декларация, положившая ему начало, подписана в 1999 году министрами образования 29 европейских государств. В настоящее время стран-участниц процесса 40.

Россия присоединилась к движению в сентябре 2003 года.

Основные принципы Болонского процесса:

во-первых, системы образования, прежде всего высшего, должны стать прозрачными, максимально сравнимыми. Для этого предполагается введение однотипных образовательных циклов (бакалавриат + магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций и т.д.;

во-вторых, Болонский процесс должен помочь системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров, - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала; сотрудничества между вузами.

Таким образом, речь идет об унификации подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования. Цели прозрачны: сформировать открытый рынок труда, на котором дипломы специалистов из разных стран были бы равнозначны. А значит, надо повсеместно вводить единую систему обучения. Подходящим было признано сочетание бакалавриата (четыре года обучения) и магистратуры (плюс еще два года). После окончания каждой ступени студент получает диплом.

На первой ступени системы, в бакалавриате, человек приобретает «общие» знания (в связи с этим проводится и укрупнение многих специальностей нескольких десятков направлений подготовки). Их, тем не менее, достаточно для начала профессиональной деятельности. Бакалавров в России будут учить 4 года по укрупненным базовым направлениям без «излишней» специализации.

Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома бакалавра. Причем, к валификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.

Далее у студента есть возможность выбора индивидуальной образовательной траектории: после бакалавриата он может поступить в магистратуру или начать работать и при желании поступить через несколько лет.

В магистратуре - причем как того же направления, так и совершенно другого, происходит углубление знаний и навыков, специализация. Иногда человек после нескольких лет учебы понимает, что находится «не совсем на своем месте», и двухуровневая система позволяет ему разрабатывать индивидуальные траектории обучения. Например,

§ во-первых, бакалавр-психолог может окончить магистратуру по экономике (и наоборот): получится психолог, отлично разбирающийся в экономической тематике. Так, бакалавры пользуются правом смены специальности и получают два разных диплома, которые расширяют их возможности трудоустройства. Иначе говоря, бакалавриат дает перспективу перехода на другую специальность магистратуры: это дает возможность работать «на стыке» профессий, такие специалисты оказываются более успешными;

§ во-вторых, магистратура дает шанс не просто поменять специальность, но сделать это на бюджетной основе. Число бюджетных мест в магистратуре вузов постоянно увеличивается. Но, поступить на бюджетное место в магистратуру сможет только бакалавр. Для специалиста обучение в магистратуре считается вторым высшим образованием, а значит - является платным.

§ в-третьих, многие студенты уже на старших курсах оказываются готовы к профессиональной деятельности. Для них бакалавриат может стать отличным решением: учеба не помешает работе, а на руках будет полноценный диплом о высшем образовании. А образование можно продолжить даже спустя несколько лет - надо лишь сдать экзамены.

Освоение программы магистратуры завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр» и выдается диплом магистра.

Следует отметить, что возможность получить диплом магистра может предоставить не любой вуз. К тому же вузы могут предоставлять такую возможность не по всем направлениям и специальностям.


Основные аспекты высшего психологического образования






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.