Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный подход. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления






Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход — не набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, необходимо определить, что такое система.

Системой называется совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию. Здесь существенно то, что элементы должны быть взаимозависимыми и/или взаимодействующими. Самые разные части могут быть объединены в «целое», но это «целое» еще не система, пока не сформирован, скажем, некий механизм. Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы. Так, карбюратор - подсистема автомобильного двигателя и под-подсистема самого автомобиля.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации все ее части взаимозависимы.

Для того чтобы понять, как система выполняет свою функцию, необходимо узнать, как все ее элементы взаимосвязаны друг с другом и как она связана с системой, образующей ее внешнюю среду. Чтобы понять, как часы отмеряют время, надо изучить механизм соединения их частей друг с другом; а уяс­нить, каким образом они показывают время, мы можем, лишь разобравшись в том, как ими пользуются, т.е. исследовав взаи­моотношения между часами и пользователем.

При этом возникают два важных вопроса. Как устанавли­вать границы системы? Что считать соответствующими ей под­системами? Ответы на эти вопросы зависят от цели анализа, а неправильные ответы могут привести к ошибкам. Возьмем, на­пример, проектирование такой машины, как токарный станок. Если считать сам станок системой, то в этом случае недостаточ­ное внимание обращается на физические ограничения человека-оператора. Эргономисты сегодня говорят о «человеко-машинной» системе, подчеркивая тем самым, что зачастую че­ловек и машина образуют единую систему; следовательно, от­дельные части станка, такие, как рукоятка и циферблаты, долж­ны проектироваться с учетом физиологии человека. Возьмем пример из другой области. Те, кто занимался анализом канце­лярских операций, подчеркивают, что все они должны рассмат­риваться в единстве для того, чтобы потребности пользователей были учтены полностью. Процедура подготовки приказа осуществ­ляется в нескольких отделах и поэтому должна строиться так, чтобы интересы всех участвующих в ней отделов — производственного, товарного, бухгалтерии и т.д. — были учтены. Отрабатывать такую процедуру, ориентируясь лишь на один отдел нельзя.

Системный подход пытается рассмотреть организацию и внешнюю среду, в которой она функционирует, как целое. Фирма рассматривается как сеть решающих центров, связанных между собой и с внешним миром коммуникационными каналами. Ор­ганизация при таком подходе ориентирована на процесс приня­тия решений, мотивацию и контроль.

С помощью математического моделирования, кибернетики и теории информации в настоящее время предпринимаются по­пытки создать всеобъемлющую теорию управленческих систем, которая служила бы базой для проектирования организаций. Успехи на этом пути пока довольно скромны, и, тем не менее, нельзя отрицать фундаментальную значимость решений, информа­ции и коммуникационных сетей для построения организации.

В последние годы слово «система» стало нарицательным и утратило свое значение. Теперь появился новый термин: «сис­темный подход». На практике системы изучаются путем иссле­дования их компонентов и влияния последних друг на друга.

Если бы системы исследовались не с помощью аддитивного1 анализа, а как функционально неделимое целое, мы уже разра­ботали бы «истинную» методологию их изучения.

1 Аддитивный (лат. additio — прибавление) — получаемый путем сложения; адди­тивная теория —чисел — часть арифметики, изучающая законы, по которым чис­ла могут быть составлены из слагаемых того или иного виды; аддитивные свой­ства - свойства, связанные с геометрическими или физическими объектами так, что свойство, соответствующее целому объекту, всегда равна сумме величин, соответствующих его частям, каким бы образом объект ни разбирали на части.

 

При установлении границ системы всегда приходится опираться на здравый смысл. Чем шире границы проблемы, тем шире изучаемая система и тем больше переменных, кото­рые необходимо учесть. Так, проблема дискриминации при приеме на работу может восприниматься как один из аспектов более крупной проблемы, требующей принятия мер в области законодательства, образования, жилищного строительства, по­литических прав и т.д. Однако здесь возникают проблема адек­ватности ресурсов потребности исследования этой более круп­ной системы. Если ресурсы не достаточны, то основная цель разбивается на подцели, что облегчает подход к решению ос­новной задачи. Это достигается за счет того, что ресурсы, вы­свобождающиеся после решения подзадач, подключаются к решению основной проблемы.

Существует два основных типа систем: закрытые и откры­тые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, се действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - знакомый пример закрытой системы. Взаимо­зависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система неза­висима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объек­ты обмена с внешней средой через проницаемые границы сис­темы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность при­спосабливаться к изменениям во внешней среде и должна де­лать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открыты­ми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Даже для монастыря — чтобы действовать в течение длительного времени — необходимо, чтобы приходили люди и поступали про­дукты, поддерживался контакт с основавшей его церковью. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не мог­ли охватить все возможные ситуации, поскольку, пусть и неяв­но, предполагали, что организации являются закрытыми систе­мами, активно не рассматривали среду в качестве важной пере­менной управления (рис. 2.3).

 

 

На входе организация получает из окружающей среды ин­формацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продук­цию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации в окружающую среду. Если организация управле­ния эффективна, то в ходе процесса преобразования создается добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие, как прибыль, уве­личение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работ­ников, рост организации и т.д.

Теория систем сама по себе еще не говорит управляющим, какие именно элементы организации как системы наиболее важны, и конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влия­ет на результат деятельности организации. Очевидно, что руко­водители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффек­тивность организации - основной вклад ситуационного подхо­да, являющегося логическим продолжением теории систем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.