Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие человека и организации






Проблема взаимодействия человека и организации имеет две равноценных по значимости плоскости рассмотрения. С одной стороны, в процессе взаимодействия человека и организа­ции четко просматривается стремление организации максималь­но эффективно использовать потенциал своих работников, соз­давая все условия для наиболее полной отдачи ее сотрудников на работе и для эффективного развития их потенциала. С другой стороны, очень важно то, как человек смотрит на организацию, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Ор­ганичное сочетание интересов каждой из сторон - человека и организации — важнейшая задача менеджмента, без решения которой невозможно эффективное управление организацией.

Работа человека в организации представляет собой процесс по­стоянного его взаимодействия с организационным окружением. За­частую этот процесс бывает болезненным для обеих сторон. Огла­дить его очень нелегко. Человек, входя в новую организацию, стал­кивается с множеством проблем взаимодействия с организацион­ным окружением. Многие коллизии* возникают и в организаци­онном окружении; оно обязательно претерпевает деформации и изменения с появлением каждого нового члена в организации.

*Коллизия (лат. coffisio) — столкновение противоположных взглядов, стремле­ний, интересов.

Организационное окружение — это та часть организации, с которой человек сталкивается во время работы. В первую оче­редь, это рабочее место и его непосредственное окружение. Од­нако для большинства людей организационное окружение зна­чительно шире их рабочего места и включает такие характери­стики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организаци­онная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия труда, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общение, трудовые отношения, колле­ги и еще многое другое. Каждый член организации имеет свое собственное окружение.

Возможности включения человека в организационное окруже­ние, называемого социализацией, зависят не только от характери­стик этого окружения, но в равной мере и от характеристик челове­ка. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, вы­полняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее стремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее опре­деленные верования и следующее определенной морали.

 

Существует два момента, лежащих в основе большинства при­чин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением:

• ожидания и представления индивида об организацион­ном окружении и его месте в нем;

• ожидания организации в отношении индивида, его роли и места в ней.

Индивид вступает во взаимодействие с организацией, пред­полагая занять в ней определенное место, выполнять опреде­ленную работу и получать определенное вознаграждение. Орга­низация предполагает взять работника, обладающего соответст­вующими квалификационными и личностными характеристика­ми, чтобы он играл определенную роль в организации, выпол­няя определенную работу и давал требуемый результат, за кото­рый полагается определенное вознаграждение.

 

Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу:

· содержания, смысла и значимости работы;

· оригинальности и творческого характера работы;

· увлекательности и интенсивности работы;

· степени независимости, прав и власти на данной работе;

· степени ответственности и риска;

· престижности и статуса работы;

· степени включенности работы в более широкий трудовой процесс;

· безопасности и комфортности условий на работе;

· признания и поощрения хорошей работы;

· заработной платы и премий;

· социальной защищенности идругих социальных благ доставляемых организацией;

· гарантий роста и развития;

· дисциплины и других нормативных аспектов, регламенти­рующих поведение на работе;

· отношений между членами организации;

· конкретных лиц, работающих в организации.

Для каждого индивида комбинация этих отдельных ожида­ний, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна.

 

Организация ожидает от человека, что он проявит себя как:

· специалист в определенной области, обладающий опреде­ленными знаниями и квалификацией;

· член организации, способствующий успешному функцио­нированию и развитию организации;

· человек, обладающий определенными личностными и мо­ральными качествами;

· член коллектива, способный взаимодействовать и поддер­живать хорошие отношения с коллегами;

член организации, разделяющий ее ценности;

· работник, стремящийся к улучшению своих исполнитель­ских способностей;

· человек, преданный организации и готовый во вне отстаи­вать ее интересы;

· исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на качественном должном уровне;

· член организации, способный занять определенное место внутри организации и способный взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;

· как сотрудник, следующий принятым в организации нор­мам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.

Комбинация ожиданий организации по отношению к чело­веку, а также степень значимости для организации каждого от­дельного ожидания в каждой организации своя. Более того, и в рамках одной и той же организации по отношению к различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.