Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнения и этюды
Во втором разделе публикуются записи Станиславского, определяющие характер упражнений и этюдов, рекомендуемых им для класса " тренинг и муштра" (из подготовительных материалов к неосуществленной Станиславским книге " Практическое пособие для изучения " системы" – так называемый " задачник"). Часть упражнений и этюдов была им написана для практических занятий в Оперно-драматической студии. Некоторые из этих записей носят конспективный характер и, повидимому, были бы впоследствии расширены Станиславским. 1Записи упражнений и этюдов первых трех подразделов (до заголовка " Действие") печатаются по рукописи, озаглавленной Станиславским " Тренинг и муштра" (No 527). Часть текста написана самим К. С. Станиславским, часть – под его диктовку – И. К. Алексеевым (сыном К. С.), что относится, повидимому, к периоду около 1930 года. Публикуемые упражнения на простейшие действия (усложняющиеся по мере их оправдания и углубления) типичны для педагогической практики Станиславского последних лет. В этих упражнениях синтезируются все элементы " системы", что не исключает, однако, необходимости изучения и тренировки каждого элемента в отдельности. 2То, что озаглавлено Станиславским " Упражнение No 1" и " Упражнение No 2", вернее было бы назвать первой и второй частями одного и того же упражнения. Их педагогический смысл в том, что действие не может выполняться " ради самого действия" (как это можно ошибочно заключить из перечня примеров, озаглавленных " Упражнение No 1"), оно должно совершаться обязательно " ради чего-нибудь" (как это раскрывается в подзаголовке к упражнению No 2). 3Прежнее наименование телевидения. 4Момент, когда принцесса укололась веретеном, являлся сигналом для всех исполнителей этюда (свиты принцессы и слуг) к постепенному ослаблению мышц, доходящему до полной расслабленности. 5Пьеса " Потоп" Г. Бергера в 1915 году была поставлена Первой студией МХТ. 6Рассказ Г. Мопассана " Чорт" (" Le diable"). 7В трех последующих подразделах упражнения печатаются по рукописи, относящейся к началу 30-х годов (No 544). Эти упражнения имеют заголовки " Тренинг и муштра", или " Задачник", они предназначались Станиславским для задуманного им практического пособия по изучению " системы". 8Имеется в виду прием, примененный В. В. Самойловым для испытания чувства правды пришедшего к нему ученика (см. главу " Эмоциональная память" во втором томе Собрания сочинений, стр. 214). 9Публикуемые здесь упражнения по ритму представляют собой три самостоятельные записи (No 544). То же относится к следующему подразделу. 10" Приклеиться к полу" – производить движения, не отрывая подошвы от пола (без топтания на месте). В § 1 говорится о движении глаз при полной неподвижности корпуса, головы и даже лицевых мускулов. Постепенно радиус движения расширяется. 11Для развития пластики и чувства мизансцены Станиславский обращался также к приему " оживления" статуй и картин (вымышленных или скопированных с классических образцов). Об этих упражнениях упоминается в ряде рукописей, так, например, в одной из рукописей (No 531) Станиславский пишет: " О живленная скульптура. Группы по всей комнате (то есть заполняющие все пространство сцены.- Г. К.). Объяснить, что такое группировка, ее законы. Что такое сценическое расположение. Чтобы всем было видно (то есть чтобы всем актерам со сцены был виден зрительный зал. – Г. К.). Искать себе место. " Палки в огороде". Игра линий (" палки в огороде" – означает пластически неинтересное вертикальное положение фигур на сцене. Этому противопоставляется " игра линий", то есть пересечение линий, движений и поз находящихся на сцене актеров.- Г. К.). Оправдание. Умение поместиться (в группе) и оправдать (свой переход или перемену позы). Оправдание классических поз и статуй по картинам и фотографиям. Памятники. При всех без исключения упражнениях проводить [их] через контроль чувства правды; воображение – через оправдание". В некоторых случаях Станиславский вводил подразделение движений на малые (движения рук и ног, кистей, пальцев, ступней, головы), средние (движения при участии корпуса) и большие (движения с переменой положения всего тела) (см. No 544, лист 12). 12В этом разделе приводятся " упражнения для Оперно-драматической школы", то есть для Оперно-драматической студии (No 263; датировано 28 апреля 1935 года). 13Имеется в виду расположение фигур в шахматном порядке в массовой или групповой сцене. Текст § 5, 6, 7 и 9 взят Станиславским в рамку и перечеркнут, что означает, повидимому, намерение автора перенести этот текст в другое место. 14Ученикам предлагается скопировать позу статуи, затем ее оправдать и продолжить действие, запечатленное в скульптуре (или найти действие, предшествующее тому, которое выражено в ней). 15Так Станиславский предполагал подходить к изучению истории драматургии. 16Станиславский называл " калитками" поворотные, этапные моменты в роли, переводящие актеров из одного большого действия в другое. Проигрывание " схемы роли" и заключалось в умении " открывать калитки" из одного куска или эпизода в другой, вводить себя в новое состояние. 17Этим перечнем далеко не исчерпывается круг упражнений, предлагаемых Станиславским ученикам, но в нем содержатся те новшества, которые он предполагал ввести в систему тренировки актера. Большое место в упражнениях, введенных Станиславским в Оперно-драматической студии, занимали, например, действия с воображаемыми предметами, развивающие в учениках ощущение логики и последовательности, внимание, воображение, чувство правды и ряд других элементов. Станиславский предлагал исполнять действия " совсем без предметов" или " частично без предметов", например, перо не давать, а бумагу дать (No 544, стр. 12). Непременной составной частью тренировки актера были также упражнения, развивающие и настраивающие органы восприятия актера (зрение" слух, осязание и проч.) или направляющие его внимание на воспоминания о ранее испытанных ощущениях. Для иллюстрации приводим выдержку из рукописи No 531.
" Аффективная память (развить)
Вспомнить запах моря, раннего летнего утра. Вспомнить шумы парохода, пение утренних и вечерних птиц. Вспомнить лицо, движение, манеры, жесты (знакомого человека), вид из окна в деревне. Вспомнить вкус земляники с молоком. Вспомнить осязание лягушки, змеи, мыши. Болезнь – вспомнить мигрень. Радость – вспомнить [себя] после экзамена [на аттестат] зрелости. Печаль – вспомнить " Цусиму" (то есть воскресить воспоминание о поражении русского флота в Цусимском проливе в 1905 году.- Г. К.). При этом Станиславский подчеркивает, что следует " искать не самое чувство, а предлагаемые обстоятельства, вызывающие желаемое чувство", и начинать действовать в этих обстоятельствах.
|