Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие организационных решений, их виды.






Организационные решения (ОР) - это выбор, который должен сделать менеджер, обусловленный занимаемым им уровнем управления. Целью ОР является обеспечение решения поставленных перед предприятием задач. Оптимальным ОР считается такое, которое будет на самом деле реализовано и внесет максимальный вклад в достижение поставленной цели.

Виды ОР:

1. Запрограммированные.

Запрограммированные решения - это результат реализации определенной последовательности действий при ограниченном числе альтернатив изменяющихся в пределах заданных организацией направлений.

Запрограммированные решения имеют следующие достоинства:

1. повышают эффективность работы организации;

2. снижают вероятность управленческой ошибки;

3. экономят время менеджера, т.к. при повторном возникновении управленческой ситуации не приходится разрабатывать новую процедуру принятия и осуществления решений.

2. Незапрограммированные.

Незапрограммированные решения - это решения, требующиеся в новых, внутренне неструктурированных или сопряженных с неизвестными факторами, управленческих ситуациях. К данному типу относят следующие виды решений: определение целей организации; усовершенствование структуры управления; обеспечение мотивации подчиненных.

На практике, незапрограммированные и запрограммированные решения в чистом виде встречаются крайне редко. Отметим, что практически в любом случае принятия решения возможно наступление отрицательных последствий.

6. Характеристика организационных решений

Процесс принятия решений может носить один из 3-х следующих характеров: интуитивный; основанный на суждениях; рациональный.

Интуитивные решения - это выбор, сделанный на основе только ощущения того, что он правильный. Менеджер при этом не оценивает альтернативу и даже не нуждается в понимании сложившейся ситуации. Он как бы руководствуется 6-ым чувством (90 % решений. принимаемых топ-менеджерами, интуитивные) хотя именно эти решения в максимальной степени зависят от случайности.

Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Менеджер использует знания о ПР в сходных ситуациях. Опираясь на здравый смысл, он выбирает ту альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Поскольку данное решение опирается на замысел руководителя, то его отличает быстрота и дешевизна принятия. Однако такое решение невозможно принять по отношению ко вновь возникшей ситуации, т.к. у менеджера отсутствует опыт, на основе которого он мог бы сделать логический вывод. В сложной ситуации такое решение может оказаться недостаточно точным, т.к. существует большое количество факторов, которые необходимо учитывать, а человеческих разум не в состоянии их охватить и сопоставить. Поскольку суждения всегда опираются на опыт, то принимаемые менеджером решения дублируют его прежние действия. Такой подход уводит его в сторону от новых вариантов альтернатив и новых областей принятия решений.

Рациональные решения - это решения, принятые на основе анализа существующих альтернатив независимо от прошлого опыта с использованием современных экономико-математических методов и моделей принятия решений.

Управленческие решения, принимаемые на различных уровнях, имеют свои особенности'.

1) государственный уровень:

- широта охвата (круг вовлеченных в исполнение решения или затрагиваемых этим решением);

- масштабность решаемых проблем;

- ответственность перед обществом — финансовая, социально-политическая, нравственно-этическая, экологическая.

2) top-management: (уровень высшего руководства) — стратегические, высокоответственные;

3) middle-management!; (уровень функциональных начальников) — тактические, текущие, с высоким экспертным уровнем и уровнем аргументации;

4) уровень супервайзеров (младших начальников) — оперативные, конкретные, четко формализованные, контролируемые.

 

7. Место процесса принятия решений в процессе управления. Критерии управленческих решений

Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыс­кивает для этого возможности как внутри организации, так и за её пре­делами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных про­ектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за рас­пределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организациюна всех значительных и важных переговорах.

Принятие решений – важная часть управленческой деятельности, это осознанный выбор из множества вариантов (альтернатив) наиболее эффективных действий, способствующих достижению поставленных организацией целей. Это важно как для самой организации, так и для каждого из ее сотрудников. Процесс принятия решений лежит в основе:

- планирования (задачи, цели, решения по размещению ресурсов и рациональному их использованию, стратегия и т.д.),

- организационных решений (структура организации, качество продукции, новые технологии, вовлечение во все уровни управления)

- мотивации действий, которые ведут к заинтересованности персонала в конечном результате

- контроля за всеми действиями и решениями

Выделяют 2 вида решений: индивидуальные (требует наличия индивидуального умения принимать решение и брать риск на себя) и организационные (вовлекаются все уровни управления и создается среда для принятия решений).

В любом случае, этапы процесса принятия решения:

1. Диагностика проблемы

2. Формулировка возможных критериев решения

3. Выявление альтернатив

4. Выбор решения

От качества решений зависит эффективность производства и удовлетворенность каждого сотрудника.

Основными критериями, отличающими управленческие решения, являются:

1.Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

2.Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

3.Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений.

4.Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.