Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раскрыть сущность социально-экономических форм и организационно-экономических звеньев розничной торговли






Для выполнения своих функций по обслуживанию населе­ния торговля как отрасль хозяйства нуждается в определенной организации. Характер этой организации во многом определя­ется формой собственности на средства производства, производ­ственными отношениями, общественным и государственным строем. Наличие в экономике республики различных форм соб­ственности предполагает существование и функционирование предприятий розничной торговли нескольких форм собствен­ности.

1. Предприятия с государственной формой собственности (государственная торговля ). Государственная торговля базиру­ется на общественной собственности и строит свою работу по принципу непосредственного подчинения торговых звеньев ор­ганам государственного аппарата

2. Предприятия с коллективной формой собственности вклю­чают розничные предприятия потребительской кооперации, арен­дные предприятия, акционерные общества, ассоциации, концер­ны, сеть общественных организаций, коллективные предприятия, кооперативы и др

3. Частные предприятия, получающие развитие в респуб­лике в соответствии с законом " О собственности в Республи­ке Беларусь". Удельный вес их в товарообороте на 01.01.2000 г. составлял 2, 8 %, в количестве предприятий — 5, 5 %. В 1999 г. в республике имелось 1360 частных предприятий розничной торговли, что почти в 5 раз больше, чем в 1995 г.

Организационно-хозяйственными звеньями розничной тор­говли являются: торговые предприятия, организации и систе­мы.

Торговое предприятие — это самостоятельный хозяйству­ющий субъект с правами юридического лица, не имеющий в своем составе других юридических лиц, который осуществляет торговую деятельность и связанные с ней торговые услуги.

Торговое предприятие — основное звено розничной торгов­ли, для которого характерны три признака: экономический, ор­ганизационной и правовой.

Признаки торгового предприятия:

Экономический признак означает осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление иму­щества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных средств.

Организационный признак предусматривает, чтобы предпри­ятие представляло собой единое целое с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с Уставом или Положением.

Правовой признак характеризует предприятие как юриди­ческое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерчес­кие сделки от своего имени.

Вместо торгов в республике получили развитие новые типы торговых предприятий: арендные предприятия, малые, совмес­тные предприятия, кооперативы.

Арендное предприятие образуется путем передачи во вре­менное пользование и за определенную плату имущества госу­дарственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Оно создается по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляется соответствующим дого­вором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Послед­ний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взя­тое в аренду. В Республике Беларусь на 1 января 2000 г. насчи­тывалось более 700 арендных предприятий торговли.

Акционерные общества — это достаточно крупные хозяй­ственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на весь уставный фонд. В акционерных обществах капитал обезличен (кроме именных акций). Создание такого об­щества в розничной торговле возможно на базе крупных рознич­ных предприятий (универмага, универсама, Дома торговли).

В настоящее время идет активный процесс преобразования в акционерные общества предприятий как розничной, так и опто­вой торговли.

Совместное предприятие (СП) представляет собой либо общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, од­ним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной дея­тельности.

Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности. Основной критерий статуса малого предпри­ятия — предельная численность работающих, которая в рознич­ной торговле не должна превышать 15 человек. Малые предприя­тия могут создаваться государственными и совместными пред­приятиями, ассоциациями, акционерными обществами, физичес­кими лицами.

Кооператив представляет собой организацию граждан и предприятий, добровольно объединяющихся для ведения торго­вой или иной деятельности, носящей товарный характер, на ос­нове принадлежащего ему или предоставленного в пользование имущества, самостоятельности и самофинансирования. По дей­ствующему законодательству в кооперативе должно работать не менее 3 человек. Они различаются по видам деятельности (роз­ничной торговли, торгово-закупочной, по оказанию услуг и т.п.), степени обособленности и структуре.

Торговая организация представляет собой орган управле­ния, объединяющий торговые единицы (нехозрасчетные мага­зины) и самостоятельные торговые предприятия.

К основным видам торговых организаций можно отнести торговые и торгово-производственные фирмы, акционерные об­щества, ассоциации розничной торговли, концерны, объедине­ния, союзы.

Торговые и торгово-производственные фирмы создаются в республике как на базе местных торгов (" Живинка" — на базе магазинов Октябрьского, " Азарэнне" — Фрунзенского, " Фо­бия" — Московского райпищеторгов г. Минска и т.д.), так и са­мостоятельными коммерческими структурами.

Акционерные общества могут выступать как в качестве предприятий (ГУМ), так и в качестве организаций, когда в их состав входят самостоятельные торговые предприятия.

Ассоциации розничной торговли представляют доброволь­ное объединение предприятий, организованное для решения ог­раниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют ос­новные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий и формируются как са­мостоятельные, автономные образования, обладающие статусом юридического лица. Собственность ассоциаций является коллек­тивной.

Концерн — это объединение предприятий, добровольно цен­трализующих некоторые или все функции хозяйственного и науч­но-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешне­торговой деятельности.

Характерным признаком торговой системы является одно­родность входящих в нее предприятий, действующих на опреде­ленной территории или обслуживающих определенный контин­гент населения.

К основным торговым системам, осуществляющим рознич­ную торговлю в Республике Беларусь, относятся: система Ми­нистерства торговли, система потребительской кооперации, сис­тема ОРСов промышленных предприятий и транспорта, систе­мы прочих министерств и ведомств (Минздрава, Минобороны, Минсвязи и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.