Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация предметов ведения и сфер деятельности ЕС. Внутренняя и внешняя компетенции ЕС, ассоциация с заморскими странами






 

Характерные признаки компетенции ЕС

Компетенция – это общеправовая категория, которая включает 2 составляющие:

1. Предмет ведения – круг вопросов, в отношении которых ЕС может принимать норм акты и иные решения

2. Полномочия ЕС – совокупность прав и обязанностей союза в лице его институтов и органов, при осуществлении определенных действий в рамках предметоведения

Характерные черты компетенции ЕС

1. Является властной, проявляется в том, что ЕС имеет право принимать норм акты и обязательные решения, которые носят императивный характер

2. Общей тенденцией развития компетенции ЕС является расширение предметов ведения и углубление полномочий

3. Производный характер компетенции – государства-члены наделили ЕС компетенцией

4. Компетенция ЕС не однородна по структуре, т.е. вирируется в зависимости от предмета ведения

Самый большой объем компетенции у ЕС в сфере наднационального сотрудничества

2. Соотношение компетенции ЕС и государств-членов

Виды компетенции:

1. Исключительная – вопросы, кот полностью изъяты из ведения государств –членов

· Установление пошлин общего таможенного тарифа и другие вопросы таможенного союза в рамках ЕС

· Установление правил конкуренции, необходимых для функционирования единого внутреннего рынка ЕС

· Денежная политика в отношении государств-членов перешедших на евро

· Установление квот на рыболовство и другие вопросы сохранения морских биоресурсов в рамках политик по вопросам рыболовства как особого направления общей сельхоз. политики ЕС

· Общая торговая политика, включая установление антидемпинговых пошлин и других защитных мер в отношении продукции из 3 стран.

К исключительной компетенции ЕС также отнесено заключение международных соглашений по вопросам, вытекающим из реализации его внутриполитической компетенции

2. Совместная (смешанная) – государства вправе самостоятельно принимать акты, однако только лишь в случае, если ЕС не воспользовался своей компетенцией или прекратил ее осуществление, при этом в случае противоречия национального норм акта и акта ЕС, преимущество будет иметь акт ЕС

Сферы:

· Экономическое, территориальное сплочение

· Внутренний рынок

· Сельское хозяйство

· Защита потребителей

· Транспорт

· Энергия

· Пространство свободы, безопасности правосудия

3. Компетенция, осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов – роль ЕС сводится к поддержке, в том числе финансовой и координации мероприятий, проводимых государствами-членами (рекомендации, программы, обсуждение общих проблем). Государства-члены ЕС сохраняют все полноту законодательной власти.

Сферы

· Здравоохранение

· Повышение культуры

· Культура

· Туризм

· Образование

· Гражданская оборона

· Координация административного сотрудничества при реализации права ЕС

3. Классификация предметов ведения и сфер деятельности

До вступления в силу Лиссабонского договора такая классификация базировалась на структуре 3 опор. Сейчас в основу классификации положен географический критерий.

Виды классификаций

1. внутренняя – общественные отношения, которые складываются в пределах ЕС (внутренний рынок, образование)

2. внешние – отношения ЕС в целом с государствами, не входящими в его состав, а также с международными организациями

3. отношения с заморскими странами и территориями (как правило с бывшими колониальными владениями и территориями государств-членов)

4. Принципы, определяющие соотношение компетенции:

· Законность – деятельность ЕС должна осуществляться в рамках целей и полномочий, зафиксированных в учредительных документах, институты ЕС не вправе самостоятельно определять компетенцию. В рамках принципа законности был выработан принцип подразумеваемых полномочий – предоставленные полномочия подразумеваемых наличие других полномочий, которые разумно необходимы для реализации 1ых

· Принцип субсидиарности – этот принцип не распостраняется на исключительную компетенцию ЕС

· Пропорциональности – распространяет свое действие на государства-члены ЕС, когда последние применяют разрешенные правом ЕС ограничения (ограничили свободу передвижения по соображениям общественного порядка). Подобные ограничения должны быть соразмерны цели, которая ставится

· Принцип наделения компетенцией – в силу того, что государства-члены предоставили компетенцию ЕС в своей деятельности, союз не должен выходить за рамки предоставленной компетенции. Компетенция, не закрепленная за ЕС в учредительных документах, сохраняется за государствами-членами.

Контроль за соблюдением этих принципов осуществляет преимущественно Е парламент

Группы полномочий ЕС

· Законодательные – издание НПА институтами ЕС, законодательными полномочиями наделены Е совет и Е парламент, в сфере экономического и валютного сотрудничества Е центрбанк. Е комиссия принимает акты только на основании делегированных полномочий, однако Е комиссии принадлежит законодательная инициатива

· Исполнительно-распорядительные – реализуются посредствам принятия индивидуальных решений. Основной орган, который принимает такие решения – Е комиссия в состав которой входят отдельные агентства, комитеты: по безопасности продуктов, экономической безопасности.

· Юрисдикционные полномочия – реализуются путем принятия решений судом ЕС, трибуналом 1 инстанции и палатами.

· Контрольные полномочия – полномочия по осуществлению проверки исполнения норм права. Основной институт, на котором лежат контрольные задачи – счетная палата (контроль за исполнением бюджета). Амбутсман следит за соблюдением законности в деятельности институтов.

· Внешнеполитические – основные функции осуществляет Е комиссия, формирует представительства в 3их странах, проводит переговоры по вопросам заключения международных соглашений.

· Полномочия по принятию рекомендательных и поощрительных мер – существуют специализированные фонды, в том числе социальные и фонды регионального развития.

6. Компетенция ЕС

С принятием Лиссабонского договора ЕС стал субъектом на международной арене т.е. сам союз вправе заключать от своего имени международные соглашения.

Основные черты

· Основной правовой акт, которым оформляются мероприятия по ОВПБ - решения. Институты, ответственные за реализацию ОВПБ - Е совет, совет европы

· Учрежден пост верховного представителя по иностранным делам и политики безопасности

· Учреждена Е служба внешнеполитической деятельности, создано Е оборонное агентство.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.