Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие присяги без страха Божия






«Господа Бога твоего да убоишися... и именем Его клянешися» (Втрз.6, 13). И молиться небрежно грех: а присяга выше молитвы: —она священнодействие. И к молитве, даже до­машней, требуется приготовить себя хоть двумя-тремя мину­тами: тем более к присяги. Присягающий должен вду­маться, что свидетелем своих слов и обещаний торже­ственно хочет поставить самого Бога, что Господь Бог тут и есть с ним, или «близ » его (Пс.14, 8). К этому чувству (т. е. ближайшего богоприсутствия) он должен присоеди­нить чувство правды. Готовясь принять присягу и прини­мая ее, он должен весь проникнуться чувством правди­вости и отвращения ко всякой лжи; потому что задача при­сяги беспристрастная правда, искренняя верность.—Обряд присяги также внушает чувство страха Божия к ней. Пред глаза присягающего полагаются крест и евангелие: крест указывает ему на спасение всех человеков, в том числе значит и его; а вид евангелия напоминает об учении Спасителя и о надеждах христианина в насто­ящей и будущей жизни. Священник бывает здесь в ка­честве такого же свидетеля или посредника, как и во время исповеди. Присягающий поднимает руку свою квер­ху (Быт.14, 22-23), выше головы. Этим он выражает, что клянется вот кем: «Живущим на небе»! Поднимает руку не просто, но с крестным перстосложением, в котором также выражается наглядно вся суть веры христианина (верование в Пресв. Троицу и в боговочеловечение Сына Божия). В заключение он целует слова в евангелии и крест Спа­сителя, показывая тем, что залогом своих уверений или обещаний отдает самое дорогое или любезное ему (целуют обыкновенно тех, кого любят, а с одушевленных лиц целование переносится и на неодушевленные предме­ты). После сего как же неизвинительна небрежность тех, которые и приходят к присяге, нисколько не подумав о важности ее, и принимают ее, как только лишь казен­ную форму суда! —Слова ее произносить как то нехотя и тихо (подобно тому, как иные не хотят гласно и искрен­но читать пред святым приобщением молитву исповедания: «верую, Господи...»); руки своей с крестным перстосложением не поднимают, как следует; сделав один толь­ко шаг от налоя, где присягнули, возобновляют свой спор с теми, по чьему делу должны показывать! Но ви­новны на этот раз пред величием присяги и руководи­тели к ней, т.е. начальственные лица, судебные следователи, судьи и священнослужители, —виновны, если не оберегают святыню ее, как собственным примером, перешептываясь в минуты ее, стоя непрямо, —так равно со стороны других, не запрещая посетителям в те минуты шумно разговаривать. Но если иные, напротив, в самом то обряде присяги находят для себя повод относится к ней легко, потому что она очень коротка: то тут не по­нята причина, почему обряд присяги короче всех церковных треб. Люди в сильном чувстве говорят кратко, но живо: та же сила чувства принадлежит и клятвен­ному призыванию Бога. Но главное: краткость, ясность и определенность в присяги приняты для того, чтоб не ос­тавалось в ней места недоумениям, чтоб не где было укрыться человеческому обману. Христианин! если ты бу­дешь призван дать присягу, с душевным страхом и благоговением приступай к ней, как к великому священнодействию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.