Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный цикл фирмы






Любое предприятие проходит несколько этапов своей деятельности, на каждом из которых конкурентоспособность его отличается. Эти этапы составляют жизненный цикл предприятия. В современном менеджменте существует несколько концептуальных взглядов на закономерности развития фирмы.

Профессор Л.Гриннер утверждает, что за время своего существования организация проходит пять разных фаз развития (эволюции), каждая из которых заканчивается революционным кризисом. Каждая следующая фаза жестко зависит от предыдущих. Мощность организации гораздо больше является функцией предыдущих решений и усилий, чем состояния современного внешнего окружения. Эта концепция рассматривает каждую фазу как результат предыдущей и как причину для следующей. Каждому эволюционному периоду присущ определенный доминирующий стиль управления, который используется для роста, и революционный период с кульминацией главных управленческих проблем, которые нужно решить, чтобы развитие могло продолжиться.

Фазы могут быть коротко представлены следующим образом:

 

Р

а 5. Кризис

з Б чего?

м о 5. Рост

е л 4. Кризис через со-

р ь бюрократизма трудничество

ш

ф о 3. Кризис 4. Рост через координацию

и й контроля

р

м М 2. Кризис 3. Рост через делегирование

ы а автономии

л 1. Кризис 2. Рост через администрирование

ы лидерства

й

1. Рост через творчество

 
 


Молодой Старый

Возраст фирмы

 

Рис. 2.2. Фазы роста фирмы как функция возраста и развития (по Л.Гриннеру)

 

Но эта модель, представляющая качественные изменения как результат продолжительности существования организации, предусматривает возможность кризисов только при относительно стабильном внешнем окружении и имеет ряд ограничений:

* акцентирование на внутренних процессах и управленческих действиях не учитывает изменчивость внешнего окружения (в классической рыночной экономике, как определяют зарубежные исследователи, 1/3 причин банкротства предприятий является внешними, а 2/3 — внутренними, а отечественные исследователи даже считают это соотношение обратным);

* внешняя линейность роста и связанный с этим одинаковый промежуток (срок продолжительности) фаз;

* не предусматривает возможность продолжения роста наряду с некоторым снижением, что характерно для большинства современных фирм.

Вторая концепция не имеет научной основы, она описывает генезис организации соответственно с периодами человеческой жизни. Выделяют 8 стадий, каждая из которых характеризуется рядом параметров. Эти параметры изменяются на стадиях, что связано с желанием обеспечить конкурентоспособность (см. табл. 2.1).

Хотя эта концепция по сравнению с первой значительно больше учитывает состояние внешнего окружения, но отличается слишком большой биологичностью, наподобие социального дарвинизма, а кроме того она не отражает возможность кризисов при неминуемости возрождения.

Наибольшее распространение нашел маркетинговый подход к определению жизненного цикла фирм (см. рис. 2.3).Суть его этапов следующая.

Возникновение: связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной ниши; включает регистрацию, создание предприятия, поиск необходимых ресурсов для начала деятельности; главная цель фирмы на этой стадии — выживание.

Становление: создание конкурентного преимущества предприятия, инвестиции нужно направить в наиболее значимые элементы, поиск своей ниши рынка, адаптация к внешним условиям; главная цель — обеспечить быстрый рост и захват своей части рынка; опасность — неправильно распорядиться инвестициями.

Развитие: существенное усиление конкурентоспособности за счет увеличения спроса на продукцию и ее продаж, значительные инвестиции в развитие. Но со временем рост замедляется по ряду причин — прибыли привлекли конкурентов, конкуренция усилилась, имеющиеся мощности не бесконечны, издержки и доходы близки к предельным, необходима реконструкция, значительные капиталовложения, уровень рентабельности снизился, но все еще высок.

Высшая точка (зрелость): состояние, когда конкуренция максимальная, все силы предприятия максимально напряжены, все показатели предельные. Во многом обеспечить высшую точку развития помогает случай.

 

Таблица 2.1

 

Жизненный цикл фирмы (биологическая теория)

Основ- Стадии
ные рожде- детство юность зрелость ста- возрож-
раме-ры ние     ранняя проме-жуточ-ная остато-чная рость дение
Глав-ная цель выжи-вание кратко-срочная прибыль уско-рение роста систе-мати-ческий рост сбалансиро-ван-ный рост формирова-ние имид-жа сбереже-ние ожив-ление
Тип руководителя нова-тор оппор-тунист кон-суль-тант соу-част-ник объе-дини-тель усилий гос. дея-тель адми-нист-ратор способ-ный придать импульс
Харак-терная черта боеви-тость целеу-стрем-лен-ность гиб-кость широ-та интересов зре-лость самоу-довлетворен-ность поддержка «статус-кво» способ-ность к измене-ниям
Само-созна-ние сосре-дото-чен-ность в себе местно-го значения регио-наль-ного значения нацио-наль-ного значения мультинацио-нальна миро-вого значения само-удов-летворен-ность само-критич-ность
Осо-бые вопро-сы все новое и нео-быч ное конку-ренто-способ-ность изуче-ние секто-ра рынка коор-дина-ция интег-рация баланс всех инте-ресов продолжение существования обнов-ление, разви-тие
Основ-ные требова-ния выход на рынок укреп-ление захват своей части рынка рост во всех напра-влени-ях цент-рали-зация совме-щение всех инте-ресов ста-били-зация омоло-жение
Спо-соб руко-вод-ства едино-лич-ный неболь-шой груп-пой совмести-телей опре-делен-ной груп-пой лиц де-цент-рали-зован-ное цент-рали-зован-ное колле-гиаль-ное слишком традицион-ное дейст-венное, агрес-сивное

Но уже стали заметны отрицательные тенденции, снижается доля рынка, присутствует отрицательный эффект масштаба производства.

Спад: наступает, главным образом, за счет агрессивной политики соперников и за счет усиливающегося старения всех ресурсов. За ним может последовать реорганизация (если предприятие изыщет необходимые ресурсы, идеи, вовремя займется их разработкой и воплотит) или банкротство.

 

 
 

 

 


Рис. 2.3. Жизненный цикл, кризисные ситуации и банкротство фирм

 

Американскими исследователями установлена продолжительность циклов спада и подъема. Так, фаза подъема в среднем длится 3 года (от 1 до 8 лет), а фаза падения - 2, 8 года (от 2 до 12 лет). В странах, где рыночная система уже сложилась, соотношение предприятий, находящихся на разных стадиях, примерно одинаково. В РБ непропорционально высока доля предприятий на первых двух фазах (фактически новосозданные предприятия) и в фазе спада вплоть до предбанкротных состояний. Стабильно работающих предприятий в фазе зрелости почти нет. Возможность существования такого положения объясняется самим маркетинговым подходом. Жизненный цикл такой фирмы аналогичен нетрадиционным жизненным циклам товара или приведенной Ф.Котлером классификации жизненных циклов знаменитостей:

 

средний успех головокружительная карьера-

вспышка

       
 
   
 


изменчивая карьера устойчивый подъем до

супер-звезды

 

резкое падение в безвестность запоздалое признание

с последующим возвратом к

популярности

 

Рис. 2.4. Примеры нетрадиционных жизненных циклов фирм

 

То есть, на всех стадиях жизненного цикла могут возникать кризисные ситуации (точки А, Б, В, Г на рис. 2.3). Их причины различны, однако почти все они лежат в области финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Для их определения следует знать, каковы цели фирмы на данном этапе и насколько правильно они поставлены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.