Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Августа 2007 года. Весьма важно, чтобы вы сохраняли спокойствие, пока мы не прибегаем к Аятам Корана






«ТРИ СВЕРХОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ ВОЗЛЮБИВШЕГО»

Весьма важно, чтобы вы сохраняли спокойствие, пока мы не прибегаем к Аятам Корана. Мы углублялись в рассматриваемый предмет на протяжении шести недель и, вот, мы всё ближе и ближе приближаемся к субъекту Любви Аллаха, субханаху уа та’аля.

Ранее мы перечислили Четыре Состояния Любящего. Я прервал комментарии нашего Шейха из Дели, чтобы добавить сюда Три Сверхособых Состояния Возлюбившего. Первое Состояние – Та’аввух, Глубокий Вздох в Любви Аллаха, глубинные воздыхания любви. Мы увидим в Суре ат-Тауба (9: 115), в последней строке Аята:

«Пoиcтинe, Ибpaxим – cocтpaдaтeлeн, кpoтoк!»

Наш перевод гласит: «сострадателен», – но де-факто, на самом-то деле, ситуация обстоит иначе. Скорее, он «глубоко вздохнувший» любовью Аллаха, субханаху уа та’аля.

Приступим к исследованию предмета такого воздыхания ради любви Аллаха. Аллах определяется посредством Своего Имени Ар-Рахман, которое, с позволенья сказать, несёт в себе дыхание: вдох (Нафас) и выдох (Наффаса) – из них получаются Его рабы. Это такое выдыхание, которое вызываеь сотворение рабов. Такой Божественный выдох, который созидает вселенную посредством Его Слова: «Кун!», «Будь!». Кун состоит из аспираторного гласного звука и прерывистых согласных, что выражает пространственно-временную взаимосвязь в природе всех тварных вещей. Помимо того, это истина «Ха» - выдоха, и «‘а» – прерывания хамзы, под которым подразумевается согласный звук; тут – остановка. Это первые гортанные звуки или, если более точно, они суть буквы выдоха (Мутанаффис). Здесь прослеживается глубинная связь, необходимая им для выражения сердечной деятельности с Та’аввухом, с этим «Хааа» – с глубоким вздохом любви.

Так понимают Ишара, или Хадру Суфии. Сродни тому, как вселенная творилась посредством Кун, все буквы рождаются выдохом. Из Хадиса-кудси, учащего нас тому, что целая вселенная не может вместить Его, но сердце Мумина Его вмещает, следует, что от дыхания, открывающего сердцу, что источник его – в Кун, – исходит Дыхание Милостивого.

Знание об этом пробуждает в Любящем участливость, желание, чтобы люди, которых ещё укрывают вуали, смогли разделить эту любовь; как сказал Расуль, салляллаху ‘аляйхи уа саллям: «Совершенство Имана Мумина в том, чтобы он полюбил своего собрата, как любит самого себя». Выходит, Любящий Аллаха, помимо прочего, обеспокоен тем, чтобы люди, находящиеся под покровами, тоже снискали подобную любовь Аллаха, субханаху уа та’аля.

Соответственно, нежность по отношению к Возлюбленному является одним из состояний Возлюбившего; она пробуждает в нём нежность и к другим человеческим существам, от которых пока завуалировано это знание. Шафака.

Второе Состояние – Истирах иля аль-Калам, Снискание Упокоения в Словах Возлюбленного, а также в декламации-напоминании о Нём, т.е. в Зикре. Сейчас мы вернёмся к Корану и заглянем в Суру аль-Хиджр (15: 9):

«Beдь Mы – Mы ниcпocлaли Нaпoминaниe, и вeдь Mы eгo oxpaняeм»

Тут в процитированном Аяте Слово Аллаха названо Зикром, Напоминанием. Посредством слова приказа: «Кун!» – прозвучавшего в зачатке сотворения, человеческое существо было преобразовано, разбережено через прохождение от состояния чистой потенциальности (‘Адам) к наличному бытию (Вуджуд), а после – к его производному – Такаввана; оно становится живой формой – Каун.

Это – процесс первобытия, всплывающего в человеке, когда тот слышит Сама’, когда до его слуха доносится духовная музыка. Зикр, Напоминание, не даёт забыть Божественный Приказ и порождаемый им Ваджд – экстаз, который является предметом нашего исследования.

Итак, Зикр увязывает человека с познанием того обстоятельства, что он – результат «Кун!». Он – итог одновременно и Божественного Распоряжения (который наряду с обозначением Кун известен как Зикр), который является Известием и Приказом от Возлюбленного, и Ваджда, экстаза, который сверх того является подлинным Хуббом, подлинной Любовью Возлюбленного.

Ваджд, как уже сказано, – истинный Хубб, настоящая Любовь Того, Кого Возлюбили. А в развороте она есть Шаук, Тоска и Жажда Того, Кто Возлюбил. Вы видите? Динамизм заложен в движение от вовременённого творения к вневремённой реальности Аллаха, субханаху уа та’аля. Динамика присутствует в Его упорядочивании мироздания, в Его упорядочивании нас в самостном бытии.

Любящий ищет прибежище в Словах, во Всех Словах Возлюбленного. Коран вмещает Слова Возлюбленного, в которых Аллах ниспосылает Откровение Расулю, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, и демонстрирует Своё руководство кафирам. Но в то же время они служат словами излечения для Посланника, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, а временами – и целебными словами для Мумина. Поэтому, когда Аят с виду посвящён неким частностям, он одновременно несёт исцеление Расулю, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, ибо это Слово от его Господа. Сура Йа Син (36: 58) говорит:

««Mиp!» в cлoвax oт Гocпoдa Милocepднoгo»

Итак, среди прочего, в данном Аяте есть лекарство для Мумина, который услышит рецитацию Корана и тысячу лет спустя. Посмотрите в Суру ат-Тауба (9: 6):

«A ecли ктo-нибyдь из мушриков пpocил y тeбя yбeжищa, тo пpиюти eгo, пoкa oн нe ycлышит Слoвa Aллaxa. Пoтoм дocтaвь eгo в бeзoпacнoe для нeгo мecтo. Этo – пoтoмy, чтo oни – люди, кoтopыe нe знaют»

Этот Аят тоже объемлет в себе вышеназванные элементы. В нём есть инструкция об отношении мушриков к Откровению, к Словам Аллаха. Но само по себе существование Слова Аллаха – это то, что переполнило сердце Расуля, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, поскольку запало в его сердце, как показывает Аят. Сказанное значит, что Аят, служащий распоряжением о мушриках и переполнивший сердце Расуля, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, также воздействует на сердце Мумина, когда тот слышит чтение Корана. Подвластен ли вашему обозрению объём реальности, вовлечённой в Божественное Откровение?

Этот Аят также оттеняет значение Хадиса, где Расуль, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, сказал: «Каждый Аят имеет внешний, внутренний посыл и ‘Урф (тот, который надо ещё высмотреть)». Мы это воспринимаем в значении Рухани. Любой Аят имеет внешний, внутренний и связанный с Рухани источник. Так, нам следовало бы сказать, что внешняя сторона Аята – это распоряжение по поводу того, как Расулю, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, вести себя с мушриками. Одновременно с тем его внутреннее содержание заключается в том, что это освещение для Расуля, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, при его прохождении из сердца Расуля к его языку от Архангела Джибриля, ‘аляйхи салям. А ‘Урф – посыл, который ещё следует высмотреть, – заключается в том, что это западает в сердце и Мумина, заставляя его также в этом Аяте увидеть: «Пpиюти eгo, пoкa oн нe ycлышит Слoвa Aллaxa. Пoтoм дocтaвь eгo в бeзoпacнoe для нeгo мecтo». Поэтому, когда мы слышим этот Аят, он ведёт нас в том место, которое надёжно и обезопашено от нашего внутреннего Ширка. И место это находится в Хадрат ар-Раббани.

Теперь перейдём к третьему из сверхособых Состояний Любящего – к Изару, Предпочтению. Оно означает «Предпочесть Возлюбленного всякому иному обществу». Такого рода предпочтительность от Возлюбившего к Возлюбленному объясняется реальностью, в которой каждый элемент мироздания имеет место в человеке, которому он вверен, и каждый должен быть изъят обратно. Вложения, за которые ответственен человек, многочисленны, их возврат сопряжён с рядом щепетильных моментов владения каждым из них по отдельности.

Позвольте мне немного разъяснить. На человека возложен груз мира и с него будет спрос за то. Для него в том смысл, вершина и мастерство. Давайте взглянем на этот вопрос более пристально. Абу Талиб аль-Макки, первый из великих Суфийских авторов науки Тасаввуфа, в своём известном трактате «Кут аль-Кулюб» выявляет это космическое доверие, объясняя предмет, по которому я только что высказался:

«Небесная сфера приходит в движение по своему маршруту благодаря дыханию человека (Анфас) или, что будет более верным, благодаря дыханию всех дышащих существ. Венцу вселенской манифестации, которым является особенный человек, осуществлённый посредством Зикра, или же призвавший дыхание, дано, что небесносферье (Фулк) берёт свой путь от того, движения, которое имеется в дыхании Зикра, и не может быть разделено с ним никоим образом. Поэтому мир непрестанно будет крепко связан с человеком».

Давайте посмотрим, что говорит Коран, Сура аль-Джуму’а (61: 1):

«Bo имя Aллaxa Милocтивoгo, Милocepднoгo!

Xвaлит Aллaxa тo, чтo в нeбecax, и тo, чтo нa зeмлe. Oн – Царь, Пречистый, Всемогущий, Наимудрейший!»

С этим знанием, которое имеют Любящие, они познают, что целая вселенная вмещена в них! Знаменитая поэма Маулая ‘Абдулькадыра аль-Джилани, описывающая Ма’арифат, гласит: «Что за странность: лодка – в океане, как вдруг – океан в лодке». Создание в космосе, как вдруг – целый космос в нём!

Получив в нагрузку весь мир, Возлюбившие любовно созерцают Его в Его близости и Его дальности, предпочитая Его изменчивому миру. Посмотрим в Суру аль-Хадид (57: 4):

«Oн – Тoт, Ктo coтвopил нeбeca и зeмлю в шecть днeй, пoтoм yтвepдилcя нa Тpoнe; Oн знaeт, чтo вxoдит в зeмлю и чтo выxoдит из нee, чтo ниcxoдит c нeбa и чтo пoднимaeтcя тaм. И Oн – c вaми, гдe бы вы ни были. Aллax видит тo, чтo вы дeлaeтe!»

Один из великих Суфиев, Сахль ат-Тустари, был спрошен: «Что поддерживает сотворённый мир? Что хранит, что держит, что оказывает поддержку тварным формам?» Он ответил: «Аллах». Его спросили: «Мы хотим знать, что делает жизнь проявленной». Он ответил: «Аллах». Он видел только Аллаха. Когда он осознал, что они не способны его понять, он переформулировал свой ответ. Он сказал:

«Отдайте жилища Строителю. Если Аллах пожелает, Он привнесёт в них жизнь, а если Он захочет, то опустошит их. Он не входит в состояние тонкой организации взаимосвязи людей с их телесными вместилищами, если только они не посвятили себя трудам Возлюбленного, трудам, которые возложил Возлюбленный на плечи человека. Он – Тот, Который есть жизнь сама по себе и Существование этой тонкой организации. Всякое жилище предназначено для Него Им же Самим. Его резиденция – там, где Он обитает».

Выходит, Любящий – это Аллах, избравший человека, предпочтя его всем созданиям, сделавший его Своим Возлюбленным.

Как мы теперь видим, вещи на самом деле встали задом-наперёд. Мы начинали это путешествие, рассматривая себя в качестве Возлюбивших, жаждущих Возлюбленного, а постигли, что Возлюбивший – это Аллах, ибо Он избрал человека и предпочёл его всем созданиям. Он выбрал человека для Своего Общества. Взгляните на Суру аль-Бакара (2: 29), на первые две строки Аята:

«И вoт, cкaзaл Гocпoдь твoй aнгeлaм: «Я ycтaнoвлю нa зeмлe Халифа»»

Здесь мы обнаруживаем отображение положения человека. «Я ycтaнoвлю нa зeмлe Халифа». Халиф в арабском языке – «тот, кто наместничает в отсутствие Короля». Тут мыслится, что Аллах говорит: «Я установлю на земле Своего представителя». Такого рода интимность в воздвижении и облагораживании и есть подлинная природа человека.

Из того, что следует из этой части Корана, из этого диалога между саййидиной Адамом и Ангелами явствует, что Аллах воздвиг человека выше Ангелов. Один из аспектов этого Ма’арифата состоит в открытии того, что вы занимаете на земле вместе с Аллахом это высокоизбранное состояние.

И это подводит нас к последним из известных слов Расуля, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, которые наш Имам вымолвил в последнюю Джуму’а:

«К Наивысшему Спутнику»

«К Наивысшему Спутнику» – к Аллаху, субханаху уа та’аля. Возлюбленный отходит к Любящему, к Аллаху, субханаху уа та’аля. Таков путь Ма’арифата, а наилучший пример на нём – Расуль, салляллаху ‘аляйхи уа саллям.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.