Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Департамент образования города Москвы






Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет повышения квалификации

 

 

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

«АРТ-ТЕРАПИЯ И ИНТЕРМОДАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ИСКУССТВАМИ (для психологов и специалистов помогающих профессий)»

Итоговая работа на тему:

«Возможности применения арт-терапевтических техник в психотерапевтической работе с семьями»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование

Выполнила:

Преображенская А.О.

Преподаватель:
к.псих.н., доцент Сидорова В.В.

 

 

Москва, 2013 год

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3

Случай 1………………………………………………………………….4

Случай 2………………………………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………….17

Введение

Вопрос коррекции детско-родительских отношений, несомненно, является одним их самых актуальных для психологической практики. Большое количество обращений к психологу связано с жалобами родителей на конфликтный характер взаимодействия с детьми. При этом ожидания родителей зачастую представляют из себя запрос на изменение психологического состояния и даже личности ребенка и очень редко содержат вопрос о собственной роли в сложившихся отношениях. Стоит отметить, что многими детскими психологами подобный запрос воспринимается буквально, и психологическая работа осуществляется непосредственно с детьми, без включения в нее родителей.

Во второй половине ХХ века были проведены многочисленные исследования, доказавшие эффективность семейного системного подхода по сравнению индивидуальной психотерапией. Оформление системного семейного подхода в самостоятельную область психотерапевтической практики напрямую связано с развитием теории коммуникаций и применением теории систем к объяснению проблем человеческого поведения. Основной особенностью данного подхода является системное видение семейного взаимодействия, и, соответственно, представление о роли каждого члена семейной системы в организации дисфункционального общения. Семья является единым организмом, системой, функционирующей по своим собственным законам. Данное положение базируется на холистическом принципе, в котором постулируется, что целое есть большее, чем простая сумма частей. Так, согласно этому принципу, нарушения эмоциональной сферы ребёнка, появление поведенческих симптомов не могут быть объяснены исключительно особенностями детской психики, они напрямую связаны с особенностями внутрисемейного взаимодействия, которое становится контекстом появления данного вида нарушений. Поэтому для снятия симптоматических проявлений и нормализации эмоционального состояния ребёнка необходима работа со всей семьёй как системой. Таким образом, единицей психологического воздействия в системной семейной психотерапии становится семья. В фокусе работы оказываются не интрапсихические проблемы каждого из членов семьи, а паттерны взаимодействий, устройство и процессы семьи в целом.

Экспериментальные исследования показали, что если в условиях стационара с ребёнком была проведена успешная коррекционная работа, то по прошествии некоторого времени после возвращения ребёнка в привычное социальное окружение, результаты коррекционной работы становятся менее выраженными или исчезают вовсе. Соответственно, для организации конструктивного и функционального взаимодействия наиболее эффективна системная психотерапевтическая работа со всеми членами семьи.

Классическая системная работа с семьей организуется с использованием вербальных и игровых методов и техник, часто применяется драматизация. Так родителям и детям предлагается организовать совместную игру, в ходе которой психолог либо наблюдает за взаимодействием, либо его корректирует, меняя стереотипы общения. Драматизация предлагает разыгрывание членами семьи сцены или метафоры, также отражающих типичные формы их взаимодействия. Несмотря на описанные методы, семейная терапия проводится в большей степени в рамках разговорного жанра, что накладывает на нее некоторые ограничения. Так часто в работе с семьей наступает период некоторой стагнации, связанный с сопротивлением членов семьи и действием механизма интеллектуализации.

Несомненным преимуществом арт-терапии является ее гибкость и способность интегрироваться в практически любое направление психотерапии. Арт-терапия позволяет обратиться к чувствам и бессознательному клиентов в очень мягкой форме, в некотором смысле обходя сопротивление. Кроме того, арт-терапия активизирует спонтанный, творческий процесс, помогающий членам семьи неожиданным образом осмыслять свою жизнь, разрешать противоречия и находить неожиданные решения. Поэтому использование арт-терапевтических техник в семейной работе значительно расширяет ее возможности.

Ниже представлены фрагменты длительной семейной психотерапевтической работы, в которых использовались техники арт-терапии. Мы попытаемся показать, как именно эти техники могут быть интегрированы в психотерапевтический процесс, и какие возможности они открывают в работе с семьей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.