Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Южный фасад






Борисо-Глебская церковь была построена к 1519 году[12] на средства крупного магната, блюстителя православия в Великом княжестве Литовском, гетмана Константина Острожского и митрополита Иосифа Солтана. Ровесница Мирского замка, церковь, как и замок в Мире, сочетает в себе два архитектурных стиля ¾ позднюю готику и ренессанс.

Ее массивные стены членятся узкими окнами, чередующимися с гранеными контрфорсами (обязательный элемент готики). Шестигранные контрфорсы поставлены по углам основного, почти квадратного объема храма, который завершен мощной пятигранной апсидой. Таким образом, зодчие четко обозначили на фасаде объемно-пространственную композицию церкви. Характерный для византийского зодчества тип квадратного, зального храма, его образ тут органично сочетаются уже с новым стилем ¾ готикой.

Интерьер поделен четырьмя столбами на три нефа и имеет нервюрные своды в виде звезды в стиле поздней готики. Сама эта звезда выступает как символ неба. На фасадах основной декоративный мотив ¾ готическая стрельчатая арка. Она обрамляет строгие окна, она же главный эелемент изящного трехрядного аркатурного пояса, бегущего по стене здания. Тяги и арки выложены из фасонного кирпича.

Ритм аркатурного пояса при переходе к апсиде меняется, и тем самым удается избежать зрительной монотонности в декоративном оформлении фасадов. Плоскость стен поделена на два яруса горизонтальной тягой, что характерно уже для структуры ренессансного фасада. Таким же образом был решен и главный, западный фасад. Оба фасада, и восточный, и западный, завершались фронтонами, здание не было оштукатурено.

В ХVІІ столетии пол в церкви выстлали квадратными, шестигранными и ромбовидными зелеными поливными плитками, крыша была покрыта поливной разноцветной, а также зеленой и светло-коричневой черепицей, что в сочетании с краснокирпичной кладкой стен придавало всей постройке необычайно живописный, празднично колористический эффект.

Тогда же были расширены окна, и интерьер, благодаря лучшему освещению, приобрел особую торжественность. В 30-х годах ХVІІ века к западной части храма пристроили помещение с фронтоном и двумя башнями, которые выступали за общую конфигурацию плана. Прямоугольные внизу, башни переходили в восьмерики наверху. В них были сделаны узкие бойницы, что сообщило постройке достаточно воинственный вид. Так крепость веры воплотилась в крепость храма.

Эти перестройки и ремонты ХVІІ столетия не были случайностью. Тогда в церковной жизни Новогрудка, да и всего Великого княжества Литовского, происходили глобальные перемены, связанные с утверждением новой религии ¾ униатской, которая, как известно, к концу следующего, ХVІІІ столетия стала главенствующей в княжестве.

Среди тех, кто внес, пожалуй, главную лепту в утверждение этой новой религии, был Иосиф Вельямин Руцкий, родившийся в 1574 году в имении Рута, которое мы уже проезжали, следуя из Кореличей в Новогрудком.

Его родители были кальвинистами, но сына окрестили в православной церкви. Позже он под влиянием иезуитов перешел в католичество, затем вернулся в православие, а в истории христианства остался как «атлант унии», по выражению Папы Римского Климента VІІІ.

После смерти униатского митрополита Ипатея Потея в 1613 году Руцкий становится униатским митрополитом в Киеве. Изучив и проанализировав труды многих богословов, а также опыт греческих монахов ордена Св. Василия Великого и католических орденов, Руцкий разработал устав униатского ордена, который был принят в Руте под Новогрудком в 1617 году на съезде настоятелей бытенского, виленского, жировичского, минского и новогрудского монастырей.

Руцкий изложил свой взгляд на «новую схему церковных отношений» и представил написанный им статут ордена, который после нескольких заседаний был принят. Патроном ордена был избран Св. Василий Великий, чье имя в латинской транскрипции звучало как Базиль. Орден поэтому стали называть базилианским. Руцкий на правах митрополита передал ордену дело просвещения молодежи. И, как показали последующие события, базилиане со временем создали стройную и совершенную систему образования, мало чем уступавшую лучшей в то время системе обучения, созданной иезуитами и предназначенной для католиков.

Базилианский монастырь вскоре был открыт и при этой церкви: в 1624 году ¾ женский, а в 1636 году ¾ мужской. Одна из построек монастыря уцелела до наших дней ¾ ее вы видите рядом с церковью, у южного фасада. После заключения в 1596 году Брестской церковной унии Новогрудок становится резиденцией униатских мирополитов Речи Посполитой. Таким образом, статус города как духовной столицы государства ¾ сначала православной, затем униатской ¾ сохранялся.

Однако в результате так называемого воссоединения униатов с православными, которое происходило под пристальным наблюдением и с активным вмешательством царских властей в 1839 году в Полоцке, базилианские монастыри и униатские церкви стали повсеместно превращаться в православные. То же самое случилось и с Борисо-Глебской церковью. В ХІХ веке тут начались ремонты ¾ вместо прежней двухскатной крыши появилась четырехскатная, пристроили притвор и поставили барабан с главкой. Фасад интерпретировали в формах псевдорусского стиля. В советское время церковь закрыли, и долгое время здание использовалось как архив. Сейчас это действующий православный храм.

В 60-х годах ХХ века этой церковью заинтересовались известные исследователи древней архитектуры П. Раппопорт и М. Каргер. Оказалось, что зодчие ХVІ столетия поставили апсиду церкви на стенах древнего православного храма, которые хорошо сохранились на высоту в полтора метра от уровня фундамента.

Храм этот был выстроен в традициях древнерусских церквей: почти квадратный в плане, с удлиненной апсидой, внутреннее пространство церкви поделено четырьми крестообразными столбами, которые соединены между собой и со стенами арками. На эти арочные своды опирался центральный купол, поднятый на барабане. Стены были сложены из хорошо обтесанных квадров розового туфа с прослойками плинфы ¾ широкого и плоского кирпича (плинфа по-гречески и означает «кирпич»). Храм был накрыт свинцовыми листами, прибитыми к закомарам (полукруглым завершениям частей стен между двумя лопатками) специальными гвоздями.

Пол этой церкви ХІІ века был выстлан майоликой, стены расписаны фресками, в которых археологи угадали руку мастера, расписавшего дом ювелира в окольном граде Новогрудка ¾ за ним теперь закрепилось в литературе название «Дом боярина». В храме использовались голосники, а с трех сторон его позднее окружила галерея из плинфы.

Возможно, именно этой церкви летописец посвятил несколько строк, увиденных в прошлом веке известным русским историком Татищевым: «В 1130 году киевский князь Мстислав после похода в Литву, возвратился в Новгород, где заложил церковь, и оттуда поехал в Киев». Тогда нам известна дата ее постройки ¾ 1130 год. А не в ней ли в таком случае приняли православие Миндовг и Войшелк? Возможно...

Но вот что интересно: в 1130 году сын Владимира Мономаха ¾ Ярополк привез в Новогрудок чудотворную икону Божией Матери, которая была обретена семьюдесятью годами ранее Антонием Печерским стоящей на ели. Ею был благословлен Владимир Мономах, и, как считается, появление ее в чудесном сне вдохновило князя Войшелка на принятие монашеского чина.

Вероятнее всего, икона была помещена здесь, в храме, о котором только что шла речь. Во время нападения крестоносцев на Новогрудок в ХІV столетии образ был спасен иноками Киево-Печерской Лавры и затем передан Витовту. Через Витовта икона попала в Замковую церковь Новогрудка. Ею венчали Владислава II Ягайло и Софью Гольшанскую.

После упразднения Новогрудской православной митрополии, основанной Витовтом, святыня оказалась во Владимирском княжестве. Позднее, как родовую икону, ее выкупил там сын гетмана Константина Острожского, тоже Константин, в крещении Василий, ¾ «рыцарь православия» ВКЛ. Копия с этой иконы была помещена им в Борисо-Глебскую церковь, построенную его отцом в Новогрудке на стенах старого храма, где эта икона уже пребывала прежде.

Так, после долгих странствий, Богоматерь вновь вернулась в Новогрудок. Оригинал образа находился в ту пору в черниговском Елецком монастыре. Во время военных лихолетий икона попадает из Чернигова в Московию, затем вновь возвращается в Чернигов. Копия же чудотворной иконы Божией Матери Новогрудской по сей день находится здесь...

Хитросплетения судьбы, перст Божий ¾ так, наверное, можно охарактеризовать эту историю. Да впрочем, в рассказе о Новогрудке, кажется, нет ничего невозможного. И как знать, какие еще захватывающие истории и уникальные находки ожидают тут исследователей. В особенности на старых улицах и во дворах каменичек, что группируются вблизи его главной площади и на ней самой. На эту площадь мы сейчас пройдем по некогда Базилианской, а ныне Почтовой улице, сохранившей застройку из жилых и общественных зданий конца ХІХ ¾ начала ХХ века.

Б. Рыночная площадь (пл. Ленина)

Давно уже стало общим местом утверждение о том, что бездумные и поточные переименования в советские времена уничтожили целый пласт культуры старых городов, местечек, деревень. Прежняя топонимика была очень приземленной и сразу же расшифровывала как направление улиц, так и назначение или месторасположение площадей, не говоря уже о многом другом.

Нынешнее название ¾ площадь Ленина ¾ ни о чем не говорит путешественнику, но стоит только сказать, что эта площадь называлась в прошлом Торговой, как все сразу станет на свои места. Эта многоугольная по своей форме площадь формировалась на протяжении нескольких столетий по соседству с Замком как торговый центр Новогрудка и застраивалась жилыми, торговыми и культовыми зданиями. В нее втекало, как и сегодня, восемь улиц.

Ансамбль площади и ныне, после агрессивно-непродуманного вторжения современности, в целом сохранил прежнее обаяние, дух, образ старого центра города. Его «лица необщее выражение» задают одно- и двухэтажные каменицы, обступившие площадь по всему периметру. В их облике варьируются черты архитектуры классицизма и барокко, истолкованные чисто по-новогрудски: тут и дорическая колоннада торговых рядов, построенных в 1812 году, и барочные лепные детали на фасаде в виде гирлянды, и уютные коренастые домики с мансардами под козырьком двухскатных крыш...

В большинстве своем это здания начала, середины или конца ХІХ столетия. В этот забавный хоровод камениц органично вписались и монументальные постройки двух культовых комплексов, которые ныне определяют силуэтную композицию площади. Прежде всего обращает на себя внимание вертикаль башни-звонницы костела бывшего францисканского монастыря.

Б. францисканский монастырь,

церковь Св. Николая (б. костел)

 

Францисканцы были приглашены в Новогрудок еще Гедимином в 1323 году. Деревянный костел их появился столетием позже ¾ в 1434 году. Каменный монастырь с костелом возводился в эпоху позднего барокко и занимал важное место в топографии города. Он был поставлен у начала Гродненской (б. Бернардинской) улицы, там, где она делает свой крутой спуск вниз с площади. Таким образом, при подъезде к Новогрудку с западной стороны башня костела служила надежным ориентиром для путешественников, фиксируя месторасположение центра города.

Как и большинство монастырей эпохи барокко, монастырь францисканцев не был подчинен строгой регулярности. Но при всей своей динамичной асимметрии он взвешен и компактен. Костел Св. Антония был закончен в 1780 году. А в 1831 году францисканцы «по высочайшему повелению» вынуждены были покинуть монастырь, который передали православному ведомству, а костел в 1846 году переделали в псевдовизантийскую церковь Св. Николая (небесного патрона российского императора Николая І), вторично перестроив ее после пожара в 1852 года.

Храм, однако, сохранил свою барочную первооснову. Это трехнефная базилика с трехгранной алтарной частью. Главный фасад расчленен развитым антаблементом на три яруса. Портал обрамлен спаренными пилястрами, рядом с которыми размещены две неглубокие ниши для скульптуры. В центре второго яруса, прямо над входом, ¾ полуциркульное окно, также оформленное пилястрами, их ритм здесь аналогичен ритму первого яруса. По сторонам второго яруса ¾ плавные откосы, имитирующие привычные барочные волюты.

Наконец, третий ярус ¾ это невысокая башня-звонница с полуциркульными окнами и арочным проемом. Ее-то в основном и коснулись переделки прошлого века, в результате чего она получила характерный для православных храмов купол в виде луковички на восьмигранном барабане. Две витые лестницы, спрятанные в толще стен, ведут на звонницу.

Храм заключен в ограду и отдельно от него с северной стороны стоит
Г-образный монастырский корпус. Он решен в лаконичной манере: двухэтажное здание с мансардой в южной части корпуса, где размещена каменная лестница, ведущая на второй этаж. Планировка монастыря коридорная, помещения имеют внутри крестовые и цилиндрические своды. Сейчас в здании располагается сестричество.

Неподалеку от францисканцев, но тремя веками позднее их, на площади расположились доминиканцы. К тому месту, где стоял их монастырь с костелом, мы сейчас пройдем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.