Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наследие






Наиболее важным достижением Фрейда является разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (" Оно", " Я" и " Сверх-Я"), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса. Фрейд так же обнаружил в психике защитные механизмы. Понятие " бессознательное" стало психологическим, открытие трансфера и контр-трансфера, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

Одно из основных научных достижений Фрейда - разработка модели психики человека. В ходе многочисленных клинических наблюдений учёный предположил наличие противостояния между влечениями, выявив, что социально цензурируемые запреты часто ограничивают проявление биологических побуждений. Фрейд разработал концепцию психической организации, выделив три структурных элемента личности: " Оно", " Я" и " Сверх-Я". " Оно", по Фрейду, обозначает неизвестную силу, управляющую поступками человека. " Я" - это, по сути, и есть личность человека, следящая за связью между инстинктами и действиями. " Сверх-Я" является психической инстанцией, выступающей в качестве собственной совести, внутреннего голоса.

Другим важнейшим достижением Фрейда является открытие психосексуальных фаз развития человека. В наиболее общем смысле под термином " психосексуальное развитие" понимается " движение ребёнка от инфантильных способов удовлетворения влечений к более зрелым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексуальный контакт с человеком противоположного пола". Психосексуальное развитие чрезвычайно важно для становления личности - именно в ходе прохождения всех его этапов закладываются предпосылки будущих сексуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем. Фрейдом было выделено пять таких стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

Основой для всей психоаналитической теории Фрейда послужила концепция эдипова комплекса, суть которой заключается в обозначении амбивалентного отношения ребёнка к своим родителям. Сам термин характеризует проявление человеком бессознательных влечений, в которых любовь граничит с ненавистью к родителям. В понимании Фрейда мальчик эротически привязан к матери и стремится обладать ею, а отца воспринимает как соперника и преграду для осуществления данного желания (у девочки ситуация обратна и носит название " Комплекс Электры"). Эдипов комплекс развивается в возрасте трёх - шести лет, и его успешное разрешение (идентификация с родителем одного пола, или " идентификация с агрессором") принципиально важно для ребёнка. " Разрушение" комплекса ведёт к переходу от фаллической стадии развития к латентной и является фундаментом для образования " Сверх-Я". Авторитет родителей, таким образом, " перемещается" внутрь психики - разрешённый эдипов комплекс становится основным источником чувства вины, которым " Сверх-Я" воздействует на " Я". Одновременно знаменует окончание периода инфантильной сексуальности индивидуума.

Немаловажным для развития фрейдизма было описание учёным защитных механизмов, функционирующих в психике человека. По Фрейду, защита - это психологический механизм противостояния тревоге, который, в отличие от конструктивных действий, направленных на решение проблемной ситуации, искажает или отрицает реальность, отмечают Фрейджер и Фейдимен. Защитные механизмы относятся к " Я" человека, которому приходится противостоять массе разнообразных угроз со стороны внешнего мира и желаниям " Оно", которые сдерживаются " Сверх-Я". Фрейд отводил значительную роль их исследованиям, но попыток классифицировать их не предпринимал - это взяла на себя его дочь Анна, в работе " Я и защитные механизмы" систематизировавшая ранее описанные учёным психические феномены. Фрейд описал следующие защитные механизмы: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание.

Краеугольным камнем в теории Фрейда было открытие бессознательного - части психики человека, по объёму, содержанию и принципам функционирования отличающейся от сознания. В топографической теории бессознательное считается одной из систем психического аппарата. После появления трёхкомпонентной модели сознания (" Оно", " Я" и " Сверх-Я") бессознательное выражается исключительно при помощи прилагательного, то есть отражает психическое качество, в равной степени свойственное каждой из трёх структур психики. Основные черты бессознательного, согласно Фрейду, заключаются в следующем: содержание бессознательного является репрезентацией влечений. Содержание бессознательного регулируется первичными процессами, в частности, сгущением и смещением. Подпитываемые энергией влечений, содержания бессознательного стремятся вернуться в сознание, проявившись в поведении (возвращение вытесненного содержания), однако фактически появиться в предсознании могут исключительно в искажённом цензурой " Сверх-Я" виде. В бессознательном очень часто подвергаются фиксации детские желания.

Одним из основных инструментов психоаналитика в работе с пациентом является разработанный Фрейдом метод свободных ассоциаций. Свободные ассоциации - это высказывания, основанные на произвольном изложении любых мыслей относительно чего бы то ни было. Одноимённый метод лежит в основе психоанализа и является одним из основных его приёмов. В психоанализе свободные ассоциации рассматриваются в качестве сигнала о наличии идей или фантазий, которые не могут быть осознаны человеком без аналитической помощи психолога, поскольку находятся в предсознании. Любая ассоциация может стать принципиально важной для установления причин возникновения заболевания. Применение данного метода позволило полностью отказаться от применения гипноза на сеансах и, по словам самого Фрейда, послужило толчком к становлению и развитию психоанализа.

Другой важнейший инструмент психоаналитика в его работе представлен техникой толкования сновидений. Толкование сновидений - это процесс раскрытия смысла и значения снов, направленный на расшифровку их бессознательного содержания. Согласно представлению Фрейда, сновидения представляют собой психические явления, которые являются отражением чего-то существующего в душе человека, о чём сам сновидец не догадывается. Таким образом, индивид никогда не осознаёт истинный смысл своего сновидения. Работа психоаналитика, соответственно, сводится к тому, чтобы раскрыть перед человеком этот смысл. Построением свободных ассоциаций к отдельным частям сновидения человек раскрывает его истинную сущность, бессознательно ориентируясь на его реальное содержание. Процесс толкования заключается в переводе явного содержания сновидения в скрытое содержание.

Не менее важным для психоаналитической терапии является открытое Фрейдом явление трансфера и контр-трансфера. Трансфер - явление, наблюдаемое во взаимоотношениях двух людей и проявляющееся в перенесении чувств и привязанностей друг на друга. В процессе психоанализа трансфер характеризуется как смещение бессознательных представлений, желаний, влечений, стереотипов мышления и поведения с одного индивидуума на другого, при этом опыт прошлого становится моделью взаимодействия в настоящем. Под термином " контр-трансфер", соответственно, понимается обратный трансферу процесс, а именно перенесение аналитиком на своего клиента эмоционального отношения к человеку из своего прошлого.

 

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

  1. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / пер. с англ. В. Старовойтова. — М.: Гуманитарий АГИ, 1996. — 448 с.
  2. Фрейд, Зигмунд. Психоаналитические этюды / сост. Д. И. Донской, В. Ф. Круглянский. — Минск: Поппури, 2010. — 608 с.
  3. Фрейджер, Роберт; Фейдимен, Джеймс. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 704 с.
  4. Дадун, Роже. Фрейд. — М.: Х.Г.С, 1994. — 512 с.
  5. https://www.imdb.com/character/ch0027184/
  6. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с.
  7. Хьелл, Ларри Л.; Зиглер, Дэниэл Дж. Теории личности. — 3-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2003. — 608 с.
  8. Лапланш, Жан; Понталис, Жан-Бернар. Словарь по психоанализу / Пер. с фр. Н. Автономовой. — М.: Высшая школа, 1996. — 623 с.

https://psychology.okstate.edu/

https://www.psichi.org/

https://www.electre.org/

https://www.bv-studenten-bdp.de/

https://www.pszichodiak.ngo.hu/

https://www.bps.org.uk/psychology-public/psychology-and-public

https://www.efpsa.org/

https://www.smg.bps.org.uk/

https://www.psibeta.org/

https://www.apa.org/apags/

https://www.psychologicalscience.org/index.php/members/apssc






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.