Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Э. Хемингуэй как культовая фигура своего времени и оригинальный теоретик литературы. Творческий путь Хемингуэя.






Эрнест Хемингуэй (1899—1961), лауреат Нобелевской премии (1954), " гражданин мира" и писатель широчайшего диапазона, вместе с тем навсегда сохранил некую пометину " потерянных", которая проявляется порой в узнаваемой композиционной конструкции, узнаваемом повороте сюжета или черте характера героя.

Собственно, не только Фредерик Генри (" Прощай, оружие! ", 1929) и Джейкоб Барнс (" И восходит солнце", 1926), но и Гарри Морган (" Иметь и не иметь", 1937), и Роберт Джордан (" По ком звонит колокол", 1940), и даже старик Сантьяго (" Старик и море", 1952) — это своего рода " поверженные победители", за мужественной твердостью и силой которых кроются сдерживаемое напряжение и неизжитая душевная боль. В романе же " За рекой в тени деревьев" (1950) Хемингуэй открыто вернулся к своей проблематике, поэтике и стилистике 20-х годов, к теме Первой мировой войны, рассказав историю ее ветерана, ныне полковника Ричарда Кантуэлла, его горькой обреченной любви к юной итальянской графине Ренате, девушке, " от профиля которой щемило сердце", и его скоропостижной смерти, оборвавшей эту любовь.

Проза Э. Хемингуэя, отточенная, предельно экономная в изобразительных средствах, была во многом подготовлена школой журналистики. Эта проза мастера, виртуозная простота которой лишь подчеркивала сложность его художественного мира, всегда опиралась на личный опыт писателя.

Хемингуэй родился в Оук-Парке, штат Иллинойс, и провел детство в северном Мичигане; его отец, врач, помогал, в частности, индейцам в местной резервации и иногда брал сына с собой — данный жизненный отрезок нашел отражение в рассказах о ранних годах хемингуэевского лирического героя Ника Адамса (книга " В наше время", 1925). Определивший судьбу Хемингуэя опыт Первой мировой, куда он ушел добровольцем, лег в основу новелл сборника " Мужчины без женщин" (1927) и романа " Прощай, оружие! ".

Реальные биографические факты (служба в отряде Красного Креста на итало-австрийском фронте, тяжелое ранение и пребывание в миланском госпитале, бурная, но принесшая Хемингуэю лишь горечь и разочарование любовь к медсестре Агнессе фон Куровски) художественно преображены в романе и отлиты в кристалльно-ясную, отчетливую и пронзительную картину страданий и мужественного стоицизма " потерянного поколения".

Париж 1920-х, этот " Праздник, который всегда с тобой" (так называлась вышедшая посмертно, в 1964, книга мемуаров писателя), где Хемингуэй жил с 1921 по 1928, был показан в романе " И восходит солнце" как послевоенное временное пристанище молодых американцев, которые слоняются по парижским кафе, прожигая жизнь, колесят по свету и находят лишь краткое успокоение в природе (сцена ловли форели) и в стихии народного празднества (испанская фиеста). Пространственные перемещения героев книги выступают художественной метафорой их внутренней неприкаянности.

Симптоматична тяга хемингуэевских персонажей (как и самого автора) к экстремальным проявлениям жизни, включающим смертельный риск, таким, как коррида (" И восходит солнце"; " Смерть после полудня", 1932; " Опасное лето", 1960) и сафари (" Зеленые холмы Африки", 1935; " Недолгое счастье Френсиса Макомбера"; " Снега Килиманджаро"). В этих проявлениях жестокость и смерть предстают эстетически преображенными — не бойней, а искусством боя быков и охоты на дикого зверя.

Всегда оказывавшийся в гуще событий своего времени — как корреспондент, непосредственный участник и как писатель — Хемингуэй отзывался на них своей публицистикой и художественными произведениями. Так, атмосфера " гневного десятилетия" и гражданская война в Испании были воссозданы в новеллах сборника " Победитель не получает ничего" (1935), романе " Иметь и не иметь" (1937), " испанской публицистике", пьесе " Пятая колонна" (1938) и романе " По ком звонит колокол" (1940). События 1940-х, когда Хемингуэй, поселившийся на Кубе, охотился на своей яхте " Пилар" за немецкими подлодками в Карибском море, отразились в посмертно опубликованном романе " Острова в океане" (1979). В конце Второй мировой писатель как военный корреспондент участвовал в освобождении Парижа.

Мощным заключительным аккордом его творчества (остальные произведения были опубликованы посмертно) стала повесть-притча " Старик и море", действие которой происходит на Кубе. Последние годы жизни Хемингуэя были омрачены тяжелыми физическими недугами, и в 1961 писатель, не пожелавший сдаваться старости и болезням, покончил с собой выстрелом из охотничьего ружья, как некогда (в 1928 году) поступил и его отец. Незадолго до этого Э. Хемингуэй вернулся на родину, купив дом в Кетчуме, на западе страны.

Проведя большую часть жизни за пределами США и принимая более деятельное участие в международных, нежели в американских событиях, Хемингуэй (как в свое время Г. Джеймс и многие другие) остался американским писателем. Склад его личности, стиль его творчества, свежий и внимательный взгляд на мир, которые обладают неповторимо национальным качеством, — все это свидетельствует о его неразрывной связи с Америкой.

Основные черты и особенности творчества Эрнеста Хемингуэя:

· Основной принцип творчества: «правдивость письма»;

· Персонаж будто заброшен в «другую страну», помещен в такие условия, в которых ему предстоит пройти проверку на прочность, в поединке с самим собой.

· Стоическое следование принципу «Победа в поражении» - личное служение представлению о чести, которое по большому счету не может принести никаких практических преимуществ в мире, утратившем координаты общезначимого смысла.

· Война, для побывавшего когда-то на ней никогда не заканчивается. Ломкость бытия и человеческая жестокость, свойственные «нашему времени», стирают грань между «войной» и «миром».

· Хемингуэевский стиль разряжен. Сознание героев представлено декоративно, растворяясь в условиях внешнего мира.

· Тема «вечного возвращения» - неисчерпаемое страдание физического бытия, от глубины осознания которого зависят всходы красоты отчаяния.

· Падание идеалов героизма, боевого запала и военной чести, окрашенных жестокой абсурдностью войны – современной бойней.

· Счастье в любви, но оно недолговечно, подчиняясь всеобщему трагическому закону обреченного бытия. Любовь, искореженных войной людей – это «любовь-мука», «любовь-утрата».

· Следование драме рока превращает персонажей Хемингуэя в искателей откровения, суть которого определима ими только «от противного». «Утрачивая - обретаю» - этот традиционный для произведений американского писателя парадокс указывает на намерение Хемингуэя сделать смыслом само отсутствие смысла: чем горше поражение, тем настойчивее заявляет о себе стремление человека, во что бы то ни стало, утвердить свое достоинство.

· Лучшие произведения Хемингуэя о метафизическом голоде.

· Человеческое в человеке важнее, чем политическое.

· Герой побеждает в этой бессмысленной войне только тогда, когда находит свою собственную свободу, вопреки предлагаемым обществом представлениям о ней и когда отказывается от любых форм «корыстолюбия», и жертвует собой ради других.

· Хемингуэй один из главных создателей художественной мифологии современного индивидуализма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.