Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и значение работы органов прокуратуры с заявлениями и жалобами на действия органов управления, предприятий, организаций, должностных лиц.






 

Конституция Республики Беларусь, провозглашая и гарантируя права и свободы человека и гражданина, определила, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмот­реть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок.

Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным (ст. 40). Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (ч. 2 ст. 34).

Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» установлен порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам государственных органов, орга­нов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения пред­ложений, заявлений и жалоб.

В соответствии со ст. 2 Закона обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными. К обращениям граж­дан относятся предложения, заявления и жалобы.

Предложения – обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем при­нятия новых актов законодательства или внесения изменений в действую­щие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, органи­заций, органов и предприятий.

Заявления – обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

Жалобы – обращения граждан, содержащие требование восстановле­ния их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездей­ствием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, органи­заций и предприятий.

Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения, заявления или жалобы. Обра­щения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рас­смотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведе­ния о преступлении.

Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.

Руководители органов, учреждений, организаций и предприятий не реже одного раза в месяц обязаны проводить личный прием граждан (ст. 5 Закона об обращениях).

Личный прием проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы. Если устное обращение гражданина не мо­жет быть разрешено во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением. Должностные лица не имеют права разглашать сведения, ставшие известными им в связи с рассмотрением обращений, если это ущемляет права и законные интере­сы граждан.

Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению.

Решение по существу обращения или отказ от его рассмотрения должны быть письменно мотивированы.

Обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и провер­ки – не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом.

Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящий орган, учреждение, организацию или суд в порядке, установлен­ном законодательством Республики Беларусь.

В случае прuзнания обращения обоснованным должностное лицо органа, учреждения, организации или предприятия, принявшее решение об удо­влетворении обращения, обязано:

- принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан;

- решить вопрос об ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения.

Обращения граждан считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, по ним приняты необходимые меры и даны ответы заявителям.

Повторные обращения, т.е. обращения, полученные от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, поступившие в один и тот же орган, учреждение, организацию или на предприятие, в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, проверке не подле­жат, если по ним имеются исчерпывающие материалы проверок и гражда­нину дан ответ в установленном порядке. При этом гражданину сообщает­ся, что повторное обращение безосновательно, и переписка с ним прекра­щается. Решение о прекращении производства по обращению принимает руководитель органа, учреждения, организации или предприятия либо его заместители (ст. 11 Закона).

Законом установлена ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан.

Граждане имеют право требовать компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от органов, учреждении, организаций или предприятий, должностные лица которых допустили на­рушение прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений (ст. 14). Споры о возмещении гражданам материального ущерба и морального вреда разрешаются в судебном порядке. Расходы, понесенные органами, учрежде­ниями, организациями и предприятиями в связи с проверкой обращений, содер­жащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с граждан по реше­нию суда.

В целях обеспечения четкой организации работы по исполнению законодательства об обращениях граждан в республиканской прокуратуре Генеральный прокурор 5 ноября 2001 г. издал указание за №33-у «О поряд­ке рассмотрения обращений и приема граждан в республиканской проку­ратуре», которым установлен порядок рассмотрения заявлений, жалоб, иных обращений и приема граждан.

Предметом прокурорского надзора при рассмотрении и разрешении обращений, заявлений и жалоб с учетом требований Закона о прокуратуре является:

- надзор за соблюдением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь в рассматриваемом направлении;

- обеспечение надлежащего, в соответствии с законом, справедливого, обоснованного разрешения заявлений и жалоб во всех государствен­ных, местных органах власти и управления, общественных организа­циях, в коммерческих учреждениях, на предприятиях независимо от форм собственности;

- обеспечение неукоснительного соблюдения порядка и сроков рас­смотрения жалоб, заявлений и обращений;

- организация надлежащего рассмотрения и разрешения жалоб и заяв­лений граждан, поступивших в органы прокуратуры. Без этого невоз­можно обеспечить соответствующего надзора, поскольку именно в органы прокуратуры, как правило, обращаются граждане в связи с нарушением их конституционных прав.

Порядок рассмотрения заявлений и жалоб в органах прокуратуры установлен вышеназванным приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 1 июня 2001 г. №23 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Республики Беларусь».

Согласно п. 9.5 данного приказа обращения граждан и должностных лиц в органах прокуратуры должны разрешаться в срок не позднее одного месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительно­го изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установ­лен законодательством Республики Беларусь.

Поступившие сообщения служат поводом для проведения проверок. Кроме поводов, должны быть основания для проведения проверок. Прокурорская проверка может проводиться лишь при наличии в поступившей в прокуратуру информации данных, указывающих на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

В ходе проверки необходимо выяснить следующие обстоятельства:

- имело ли место нарушение прав и свобод человека, гражданина;

- в чем выразилось конкретное нарушение прав и свобод;

- какие правовые нормы при этом были нарушены;

- каким органом, организацией и конкретно кем из их руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека;

- какие обстоятельства способствовали нарушению.

Если заявление, жалоба или иное сообщение свидетельствует о многочисленных нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граж­дан, не получивших принципиальной оценки со стороны местных правоохранительных органов, то их проверять следует с выездом на места.

Результаты проверок и принятие мер, представляющих общественный интерес, прокуроры делают достоянием гласности, активно исполь­зуя возможности средств массовой информации.

Прокурорские меры реагирования, в том числе и такие, как принесе­ние протеста и внесение представления, достаточно эффективно способ­ствуют охране прав и свобод человека и гражданина, восстановлению на­рушенных прав.

 

Рассмотрение жалоб на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Рассмотрение жалоб на приговоры, решения, определения, постановления суда.

Обжалование действий и решений органа, ведущего уголовный процесс, регламентировано гл. 16 УПК. Право обжалования действий и решений органа, ведущего уголовный процесс, установлено в ст. 138 УПК.

Жалобы лиц на действия и решения органа дознания, дознавателя и следователя подаются прокурору, осуществляющему надзор за исполне­нием законов при производстве предварительного расследования. Жало­бы на действия и решения прокурора подаются вышестоящему прокуро­ру, а на действия и решения суда - в вышестоящий суд.

Жалобы на решения органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования уголовного дела, уголовного преследования подаются соответ­ствующему прокурору или в суд по месту расследования уголовного дела(ст. 139 УПК).

Администрация мест предварительного заключения обязана не позднее одних суток передать органу, ведущему уголовный процесс, жалобы лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или заключен­ных под стражу в качестве меры пресечения. Должностное лицо, к которому поступила жалоба на его собственные действия или решения, обязано в течение 24 часов нaправить жалобу соответствующему прокурору, а судья­ в вышестоящий суд.

Жалобы могут быть поданы в устной или письменной форме. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу. К жалобе могут быть приложены дополни­тельные материалы. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство по уголовному делу, обеспечивается право подавать жалобы на родном или другом языке, которым он владеет.

Жалобы на действия и решения органа, ведущего уголовный процесс, могут быть поданы в течение всего срока производства дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства. Жалобы на решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования по уголовному делу либо уголовного преследования пода­ются в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственнос­ти. Жалобы на приговоры, постановления (определения) судов первой инстанции подаются в сроки, установленные УПК.

Запрещается поручать рассмотрение жалобы должностному лицу, действия которого обжалуются, либо утвердившему обжалуемое решение.

Рассматривая жалобу, соответствующее должностное лицо обязано всесторонне проверить изложенные в ней доводы, истребовать при необходимости дополнительные материалы и пояснения. Должностное лицо, рассматривающее жалобу, обязано в пределах своих полномочий немедленно принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников уголовного процесса, а также иных лиц, указанных в ст. 138 УПК.

Если обжалуемыми неправомерными действиями или решениями лицу причинен вред, ему должны быть разъяснены право на возмещение или устранение вреда и порядок осуществления этого права, предусмотрен­ный гл. 48 УПК (производство по возмещению вреда, причиненного физи­ческому или юридическому лицу незаконными действиями органа, веду­щего уголовный процесс).

Орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, чьи действия и решения обжалуются, а также прокурор, рассматривающий жалобу, впра­ве приостановить исполнение оспариваемого решения, за исключением жалоб на задержание, заключение под стражу, домашний арест, продление срока содержания под стражей и домашнего ареста, а также на принудитель­ное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение.

Статьей 142 УПК регламентирован порядок рассмотрения жалоб на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокуро­ра. Прокурор или судья в течение десяти суток после получения жалобы обя­заны рассмотреть ее и уведомить заявителя о результатах рассмотрения.

В результате рассмотрения жалобы прокурором может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого решения либо об отказе в удовлетворении жалобы.

Рассмотрение жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела, прекрaщение предварительного расследования либо уголовного преследования проuзводится единолично судьей по месту расследования уголовного дела с участием прокурора. В судебном заседании вправе принимать участие подозреваемый, обвиняемый, его защитник и законный представитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, а также лицо или представитель государственного органа, предприятия, учреждения, организации, объединения, по заявлениям которых было возбуждено уголовное дело или принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Постановление судьи по жалобе на отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение предварительного расследования либо уголовного преследования вступает в законную силу немедленно, но может быть обжало­вано лицами, указанными в ч. 4 настоящей статьи, или опротестовано прокурорам в вышестоящий суд.

Лицо, подавшее жалобу на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, должно быть уведомлено о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке обжалования. Отказ в удовлетворении жалобы должен быть мотивирован.

Порядок обжалования в суд задержания, заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашне­го ареста установлен ст. 143 УПК. Жалобы лиц, содержащихся под стра­жей, на задержание, применение меры пресечения в виде заключения под стражу, продление срока содержания под стражей подаются в суд через администрацию места предварительного заключения, а жалобы лиц, содержащихся под домашним арестом, и иных лиц на задержание, приме­нение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или продление срока содержания под стражей, домашнего ареста подают­ся в орган, ведущий уголовный процесс.

Администрация места предварительного заключения обязана в тече­ние 24 часов после получения жалобы направить ее в соответствующий орган, ведущий уголовный процесс, о чем уведомляет лицо, подавшее жа­лобу, а также прокурора и суд, принявших решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержа­ния под стражей.

Орган, ведущий уголовный процесс, обязан в отношении задержан­ного в течение 24 часов, а в отношении заключенного под стражу, содер­жащегося под домашним арестом, в течение 72 часов с момента получения жалобы направить ее в суд с приложением материалов, подтверждающих законность задержания, применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стра­жей, домашнего ареста. В случае поступления нескольких жалоб в отноше­нии одного и того же лица они направляются в суд одновременно. Орган, осуществляющий уголовное преследование, а также суд, вынесший поста­новление (определение) о применении меры пресечения в виде заключе­ния под стражу, домашнего ареста или продливший срок содержания под стражей, домашнего ареста, вправе представить свои обоснования закон­ности задержания, заключения под стражу, домашнего ареста, продления срока содержания под стражей, домашнего ареста.

Подача жалобы не приостанавливает действие решения о задержа­нии, заключении под стражу, домашнем аресте или продлении срока со­держания под стражей, домашнего ареста.

Статьей 144 УПК регулируется судебная проверка законности применения задержания, заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста. Судебная проверка законности задержания проводится в срок не более 24 часов, а заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста - в срок не более 72 часов со времени поступления жалобы единолично судьей по месту предварительного расследования уголовного дела, а определения (постановления) суда о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста – единолично судьей вышестоящего суда с обязательным участием прокурора. Жалобы в отношении одного и того же лица рассматриваются в одном производстве. Рассмотрение жалобы производится в закрытом судебном заседании, в котором вправе принимать участие потерпевший, его представитель, за­щитник (если он участвует в деле), законные представители подозревае­мого, обвиняемого. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению жалобы.

В необходимых случаях для участия в рассмотрении жалобы судья вправе вызвать задержанного, лицо, содержащееся под стражей, домашним арестом.

По результатам судебной проверки судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об освобождении задержанного, отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождении его из-под стражи, домашнего ареста в случае установления нарушения органом дознания, следователем, прокурором, судом требований ст. 108, 110, 114, 125-127 УПК или права подозреваемого, обвиняемого на защиту либо несоответствия предъявленного обвинения содержанию постановле­ния о применении меры пресечения в Виде заключения под стражу, домашнего ареста или о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста. При этом судья обязан применить в отношении лица, освобожденного из-под стражи, домашнего ареста, иную меру пресечения, предусмотренную УПК, и разъяснить, что в случае нарушения условий примененной судом меры пресечения лицо может быть вновь заключено под стражу, домашний арест;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Постановление судьи по жалобе об освобождении задержанного или лица, содержащегося под стражей, домашним арестом, вступает в закон­ную силу по истечении 24 часов с момента вынесения. В течение этого срока оно может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано потерпевшим или его представителем в вышестоящий суд. Принесение протеста или подача жалобы приостанавливают исполнение постановле­ния судьи.

На постановление судьи об оставлении жалобы без удовлетворения может быть в течение 24 часов подана жалоба в вышестоящий суд лицом, обжаловавшим задержание, заключение под стражу, домашний арест или I1родление срока содержания под стражей, домашнего ареста. В случае удовлетворения жалобы вышестоящий суд обязан применить в отношении лица, освобождаемого из- под стражи или домашнего ареста, другую меру пресечения.

Протесты и жалобы на постановление судьи суда первой инстанции подаются через судью, вынесшего постановление.

Производство суда первой инстанции по проверке законности задержания, заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста подлежит направлению вмес­те с протестом либо жалобой в вышестоящий суд в течение 24 часов.

Протесты и жалобы на постановление судьи рассматриваются единолично судьей вышестоящего суда в течение трех суток со дня их поступле­ния в порядке, установленном ч. 2 ст. 144 УПК, с обязательным участием nрокурора.

Решение вышестоящего суда по протесту либо жалобе вступает в законную силу немедленно, является окончательным, дальнейшему обжалованию не подлежит, но может быть опротестовано в порядке надзора упол­номоченными на то лицами, указанными в ст. 404 УПК.

По вступлении постановления судьи в законную силу его копия не позднее 24 часов направляется лицу, подавшему жалобу, и прокурору, а в случае принятия решения об освобождении лица из-под стражи – незамедлительно администрации места содержания лица под стражей для исполнения (ч. 7 ст. 145 УПК).

Повторное обжалование законности задержания либо заключения под стражу, домашнего ареста не допускается. В случае оставления без удовлет­ворения жалобы на продление срока содержания под стражей, домашнего ареста допускается повторная подача жалобы при каждом новом продле­нии срока содержания под стражей, домашнего ареста.

Определения суда первой инстанции могут быть обжалованы отдельно отрешения суда первой инстанции в суд кассационной инстанции в случаях, предусмотренных ГПК, а также если определение суда первой инстанции препятствует возможности дальнейшего движения дела.

Определение суда первой инстанции в таких случаях вправе опротестовать прокурор.

На остальные определения суда первой инстанции частные жалобы или частные протесты не подаются, но возражения против этих определе­ний могут быть приведены в кассационной жалобе или кассационном про­тесте.

Определения Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат.

Подача и рассмотрение частных жалоб или частных протестов происходят в порядке, установленном для подачи и рассмотрения кассационных жалоб или кассационных протестов.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев частную жалобу или част­ный протест на определение суда первой инстанции, имеет право:

1) оставить определение без изменения, а частную жалобу или частный протест - без удовлетворения;

2) отменить определение и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции;

3) отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу (ст. 435 ГПК).

Одним из поводов к истребованию дел и принесению протестов в порядке надзора являются жалобы (надзорные жалобы) юридически заинтере­сованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые зако­ном интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением. Основаниями к принесению протеста в порядке надзора на судебные по­становления являются существенные нарушения норм материального и процессуального права (ст. 437 ГПК) (см. также раздел 11.6 настоящего пособия).

Согласно ч. 5 ст. 437 ГПК надзорные жалобы, поданные по истечении трехлетнего срока после вступления решения в законную силу, рассмотрению не подлежат, за исключением жалоб ответчиков на судебные поста­новления, вынесенные в их отсутствие без надлежащего извещения о вре­мени и месте рассмотрения дела, при условии, что дело не уничтожено в связи с истечением срока хранения, установленного законодательством.

Надзорная жалоба на судебные постановления суда первой инстан­ции, которая не обжаловалась в кассационном порядке, принимается к рассмотрению лишь в том случае, если причины, по которым не была подана кассационная жалоба, признаны уважительными лицом, имеющим право принесения протеста (ч. 6 ст. 437 ГПК).

Надзорная жалоба должна содержать:

1)имя (наименование) должностного лица, которому адресуется жалоба;

2) имя (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием мест их жительства или мест нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело в первой и кассационной инстанциях, и содержание принятых ими решений;

5)указание на судебное постановление, которое обжалуется;

6)указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего жалобу.

Если судебное постановление не обжаловалось в кассационном порядке, в жалобе должны быть указаны причины, по которым оно не обжаловалось (ст. 438 ГПК).

Председателю Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителям, Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удовлетво­рения председателями областного, Минского городского судов, прокуро­рам и области, города Минска и приравненными к ним прокурорами. Жа­лоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представи­телем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены дове­ренность или другой документ, удостоверяющий полномочия представите­ля. К жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, а также решения нижестоящей ин­станции, если она рассматривала поданную ей жалобу в порядке надзора.

Надзорная жалоба на судебные постановления должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребова­ния дела - не позднее одного месяца со дня поступления дела (ст. 442 ГПК).

Дело по протесту в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления рассматривается судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее двадцати дней, а в Верховном Суде Республики Беларусь – не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.