Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в уголовном процессе.






 

Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетни­ми, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, четко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних явля­ется одной из наиболее актуальных задач.

Следователи ОВД, расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства расследования, должны учитывать особенности правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, порядка производства расследования и судебного рассмотрения уголовных дел этой категории.

При осуществлении надзора по делам несовершеннолетних в уголовном процессе прокуроры должны исходить из определенных методиче­ских правил, которые сформировались на основе требований уголовно ­процессуального законодательства, Закона о прокуратуре, других зако­нодательных актов, регламентирующих эти вопросы.

К ним относятся:

- надзор, особенно при возбуждении уголовных дел, за соблюдением требований закона о подследственности. В соответствии со ст. 181 УПК производство предварительного следствия обязательно также по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Осуще­ствляя надзор, прокурор следит за тем, чтобы во всех случаях незави­симо от тяжести совершенного преступления, наступивших послед­ствий и от подследственности уголовных дел производилось предва­рительное следствие. В случаях, если в отношении подследственного производится дознание или досудебная подготовка по протокольной форме, прокурор обязан дать указание о передаче дела или материа­лов следователю органов внутренних дел или возбуждает дело сам и направляет его для расследования следователю;

- соблюдение требований о возрастных границах уголовной ответствен­ности, что уголовное дело подлежит прекращению в отноше­нии несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, когда может наступить уголовная ответственность, но в силу недостатков психического развития (при отсутствии психического заболевания) не мог осознать фактический характер и общественную опасность своих действий;

- особое внимание должно уделяться наличию данных о возможности прекращения уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В случае совершения малозначитель­ного или не представляющего большой общественной опасности пре­ступления при явной очевидности правонарушения к несовершенно­летнему могли быть применены меры общественного воздействия. В таких случаях прокурор дает согласие, не возбуждая уголовного дела, на передачу материалов на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних. Выносится постановление об отказе в возбуж­дении уголовного дела.

При осуществлении прокурором надзора за законностью и обосно­ванностью возбуждения уголовного дела в поле зрения прокурора должна быть степень общественной опасности совершенного право­нарушения. В случае, если уголовное дело возбуждено в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, не представля­ющее большой общественной опасности, и оно носит характер озор­ства, прокурор выносит постановление о прекращении уголовного дела. Если прокурором в ходе проверки установлено, что отказано в возбуждении уголовного дела по непроверенным фактам, незакон­но или по надуманным поводам, прокурор обязан возбудить уголов­ное дело и поручить расследование следователю органов внутренних дел или следователю прокуратуры;

- необходимость установления точного возраста несовершеннолетне­го, в том числе в порядке, установленном для случаев, когда не имеет­ся соответствующих документов, - через судебно-медицинскую экс­пертизу;

- постоянный надзор за соблюдением прав, предоставляемых несовершеннолетнему в части защиты его интересов, особенно в случаях:

а) задержания в качестве подозреваемого;

б) предъявления обвинения;

в) решения вопроса об избрании меры пресечения;

г) о порядке допроса, в частности участие педагога, законного пред­ставителя, а в необходимых случаях - специалиста-психолога.

Пpoкypop должен постоянно знать и изучать уголовное дело, возбужденное в отношении несовершеннолетнего, чтобы:

а) обеспечить соблюдение законности;

б) быть готовым принять участие в рассмотрении дела судом.

Закон установил обязательное участие прокурора при рассмотрении судом уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

При осуществлении надзора за предварительным следствием, при уча­стии в судебных заседаниях прокурор должен особое внимание уделять выяснению причин совершения преступлений, условий, способствующих этому, особенно со стороны организаций, учреждений, предприятий, ко­торые должны осуществлять контроль или выполнять те или иные требова­ния закона. Это, несомненно, поможет затем в предупреждении наруше­ний законов об охране прав и интересов несовершеннолетних, в предуп­реждении преступных проявлений с их стороны.

Основания и порядок применения судом в отношении несовершеннолeтнегo обвиняемого принудительных мер воспитательного характера установлены ст. 440 УПК. Если по уголовному делу о преступлении, не представляющем большой общественной опасности, или о совершенном впервые менее тяжком преступлении будет признано, что несовершенно­летний, совершивший это преступление, может быть исправлен без приме­нения мер уголовного наказания, суд вправе постановить обвинительный приговор и назначить ему принудительные меры воспитательного харак­тера, предусмотренные ст. 117 УК. Копия приговора направляется в орган, ведающий исполнением принудительных мер воспитательного характера. Контроль за исполнением несовершеннолетним осужденным требований, предусмотренных назначенной ему принудительной мерой воспитатель­ного характера, возлагается по постановлению судьи на орган, ведающий исполнением принудительных мер воспитательного характера. В случае злостного уклонения несовершеннолетнего осужденного в течение срока судимости от исполнения принудительной меры воспитательного характе­ра судья по представлению органа, ведающего ее исполнением, отменяет принудительную меру воспитательного характера и заменяет ее на более строгую, предусмотренную ч. 2 ст. 117 УК.

Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Закон от 31 мая 2003 г.) определен порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.

Статьей 26 указанного Закона предусмотрены основания и порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежа­щих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.

Осуществляя надзор за исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, про­курор следит за тем, чтобы соблюдался порядок направления в суд заявле­ний о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответ­ственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитатель­ные учреждения, предусмотренный ст. 27 названного выше Закона.

В соответствии с Законом от 31 мая 2003 г. и в целях совершенствования деятельности инспекций по делам несовершеннолетних органов внут­ренних дел Министерство внутренних дел Республики Беларусь приняло Инструкцию по организации работы инспекций по делам несовершенно­летних органов внутренних дел, утвержденную постановлением от 27 ок­тября 2003 г. №2422. Инструкцией установлены порядок деятельности ин­спекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и осуще­ствляемые ими функции.

В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвуют все подразделения органов внутренних дел. Обеспечение мер по оказанию ими постоянного содействия инспекциям по делам несовершеннолетних в этой работе возлагается на заместителя министра внутренних дел – начальника милиции общественной безопасности и специальной милиции, начальников главных управлений (управлений) Министерства внутренних дел Республики Беларусь, начальников Главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внут­ренних дел областных исполнительных комитетов, управления внутренних дел на транспорте, начальников управлений (отделов) внутренних дел в районах, городах, отделов внутренних дел на транспорте.

Контроль и надзор за деятельностью органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних, установлены ст. 11 Закона от 31 мая 2003 г., в соответствии с которой государственные органы в пределах своей ком­петенции осуществляют контроль за деятельностью подведомственных ор­ганов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в порядке, установленном законодательством.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должностными лицами и гражданами осуществляют Генеральный проку­рор и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.

Участвуя в судебном разбирательстве уголовного дела, прокурор наряду с установлением обстоятельств совершенного преступления выясняет условия жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, школе, ПТУ, на производстве. Если преступление было совершено в состоянии опьяне­ния или вследствие применения наркотических веществ, подлежит выяс­нить источники их поступления, когда и под влиянием кого несовершен­нолетний приобщался к спиртному или наркотикам. При установлении фактов вовлечения подсудимого в пьянство прокурор заявляет ходатай­ство о привлечении виновных в этом к уголовной ответственности или о вынесении частных определений о применении к ним мер дисциплинар­ного или общественного воздействия.

В судебном следствии выясняется вопрос о возможном вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность взрослым подстрекате­лем, который остался не разоблаченным. По групповым делам прокурор выясняет роль каждого из подсудимых в совершении преступления.

В обвинительной речи прокурору необходимо глубоко аргументировать возникновение преступного умысла у несовершеннолетнего, раскрыть обстоятельства, которые оказали влияние на формирование его личности.

При изложении предложений о виде и мере уголовного наказания прокурору надлежит исходить из закона о том, чтобы в полной мере использо­вать возможности перевоспитания подростков, совершивших преступле­ния, без изоляции от общества, прибегая к лишению свободы как к крайней мере.

В отношении несовершеннолетних закон запрещает применять высшую меру наказания - смертную казнь, срок лишения свободы не может превышать 10 лет; нельзя применять в отношении их такую меру, как лишение свободы в виде заключения в тюрьму. При определенных условиях прокурор может поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения приговора.

Если приговор в отношении несовершеннолетнего является незаконным или необоснованным, прокурор приносит кассационный протест на предмет его отмены или изменения. Осуществляя надзор в стадии кассационного производства, прокурор обязан принять обязательное участие в рассмотрении дела судом кассационной инстанции. Прокурор проверя­ет уголовное дело в полном объеме, а не только в отношении осужденных, приговор о которых обжалован или опротестован.

Если по делу будут установлены существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства, прокурор дает заключение об отмене приговора и в отношении тех осужденных, которых это касается. Прокурору надлежит использовать полномочия кассационной инстанции по прекращению дела производством, применению закона о более мягком наказании и другие, чтобы при наличии к этому оснований предлагать суду принять соответствующее решение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.