Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение прокурором процессуальной самостоятельности следователя. Взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного управления.






 

Соблюдение законности и норм уголовного процесса органами до­знания и предварительного следствия на всех его стадиях определяется со­держанием и уровнем прокурорского надзора, его действенностью, чет­кой правильной организацией.

Производство дознания и предварительного расследования является сугубо творческим. От инициативы следователя многое зависит в деле быстрого и полного раскрытия преступления, а также полного, всестороннего и объективного его расследования. Предоставление следователю процессуальной самостоятельности, укрепление правовых гарантий и деятельно­сти - одно из необходимых условий эффективности его работы.

Под процессуальной самостоятельностью следователя следует понимать правовую возможность и фактическую свободу осуществлять в рамках закона, норм нравственности в сложившейся производственной ситуации возложенные на него функции без лишней опеки и вмешательства со стороны органов прокуратуры и ведомственного контроля.

Согласно ст. 36 ч. 4 УПК в случае несогласия следователя с указаниями

прокурора по вышеперечисленным вопросам он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

Самостоятельность следователя может быть потенциальной и реальной. Потенцuальная отражает возможные пределы самостоятельности следователя, установленные законом. Реальная - фактические пределы осуществления следователем полномочий в процессе производства по делу. Совпадение пределов реальной самостоятельности и потенциальной свидетельствует о его полной самостоятельности в процессе конкретного производства.

Полноценный надзор прокурора за предварительным расследовани­ем и взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного подразделения немыслимы без процессуального руководства. Надзор за расследованием - это активная деятельность прокурора, которую он не может вести в кабинете. Предупредительная сторона прокуратуры не может быть полностью реализована до тех пор, пока активное участие в производстве расследования не стало для прокурора одной из непремен­ных форм надзора. На практике существуют следующие формы прокурор­ского надзора за предварительным расследованием и взаимодействия про­курора и следователя:

1)личная проверка прокурором уголовных дел;

2)дача письменных указаний следователю;

3)дача санкций;

4)участие в следственных действиях;

5)продление сроков;

6)согласие на прекращение дела;

7)отстранение следователя от дальнейшего ведения предварительного следствия;

8)передача дела от одного следователя к другому;

9)направление уголовного дела в суд;

10)рассмотрение жалоб на действия и акты следователя;

11)обобщение практики расследования преступлений.

Одним из способов ознакомления прокурора с делом служит личный доклад следователя о выполненной работе и планируемых следственных действиях. Такие доклады практикуются периодически, но прокурор вправе потребовать от следователя доложить дело в любой момент производства расследования.

Следователь обязан по собственной инициативе предоставлять дело всякий раз, когда для производства следственных действий потребуется санкция прокурора.

Обеспечение законности возможно лишь на основе использования прокурором предоставленных ему распоряди­тельно-властных полномочий:

- обязательность указаний;

- дача санкций;

- право отмены незаконных и необоснованных постановлений следо­вателя;

- личное участие в производстве отдельных следственных действий.

Произ­водство тех или иных следственных действий нельзя расценивать как втор­жение в нормальный ход расследования, нарушающее или в корне меняю­щее его. При правильной постановке надзора, когда прокурор с момента возбуждения уголовного дела держит под наблюдением важнейшие дей­ствия следователя и определяет направление расследования, личное его участие в деле является логическим продолжением линии, которая с само­го начала проводилась по делу и не будет расходиться с последующими действиями следователя.

Процессуальное руководство со стороны прокурора в равной мере и в одинаковых правовых формах распространяется на все органы предварительного следствия, дознания и не зависит от ведомственной принадлежности. Прокурор осуществляет руководство расследованием непосредственно, когда лично проводит расследование или принимает решение о привлечении в качестве обвиняемого по делу, находящемуся в про­изводстве у следователя, а также опосредованно по делам, которые ведут следователь и орган дознания. В любом случае только он, вынося постановление о направлении уголовного дела в суд, признает законную силу

результата расследования.

В предусмотренных законом случаях деятельность лица, осуществляющего процессуальное руководство, может быть объектом руководства со стороны руководителя более высокого порядка: деятельность органа дознания и дознавателя испытывает процессуальное руководство со сто­роны начальника дознания, следователя и прокурора; деятельность следователя - со стороны следователя - руководителя следственной группы, начальника следственного отдела и прокурора; деятельность начальника следственного отдела - со стороны прокурора.

Следует различать функцию прокурора по надзору за законностью на предварительном расследовании и функцию по осуществлению процессуального контроля по отношению к подчиненным следователям своего ведомства.

Гарантией независимости следователя в отношениях с начальником следственного отдела и прокурором является дача следователю указаний со стороны начальника следственного отдела и прокурора исключительно в письменной форме. Это положение нашло отражение и в названном выше приказе Генерального прокурора Республики Беларусь, и они являются обязательными для следователя. Следователь вправе обжаловать указания начальника надзирающему прокурору.

Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается не только процессуальными, но и организационными гарантиями. В орга­нах прокуратуры, например, вопросы о назначении и перемещении, а рав­но увольнении городских и районных следователей решаются только вышестоящим прокурором. Только он вправе поощрять следователей за успехи в работе, налагать дисциплинарные взыскания, проводить их аттестацию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.