Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация работы органов прокуратуры по осуществлению общего надзора.






 

Организация работы по надзору за исполнением законов - составная часть организации работы прокуратуры в целом, под которой понимается сово­купность взаимосвязанных и взаимодополняемых мер (мероприятий, эле­ментов) по подбору, расстановке, повышению квалификации прокурор­ских кадров, постоянному регулированию (направлению) их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами, сбору и анализу инфор­мации, анализу работы прокуратуры и оценке, планированию paботы, кон­тролю за выполнением планов, объединению усилий оперативного состава, других органов в целях достижения высоких конечных результатов в плане укрепления законности. Первоосновой надлежащей организации работы служит закрепление заданным участком надзорной деятельности прокурорских работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку.

Осуществление надзора за исполнением законов в прокуратурах закрепляется за конкретными прокурорскими работниками. В прокуратурах городов, районов осуществление надзора за исполнением законов воз­лагается на помощника прокурора, работой которого руководит замести­тель прокурора либо непосредственно прокурор. При отсутствии в штате прокуратуры помощника прокурора прокурорский надзор за исполнени­ем законов закрепляется обычно за заместителем прокурора и реже за прокурором. В республиканской, областных и приравненных к ним прокуратурах, в прокуратурах больших городов эта работа выполняется управлениями или отделами по надзору за исполнением законов, за каждым из работников которых закрепляется конкретное направление прокурор­ского надзора. Для оказания помощи районным и городским прокурорам в осуществлении контроля за их работой за прокурорскими работниками этих отделов закрепляются нижестоящие прокуратуры (зоны).

Непременным условием эффективного осуществле­ния надзора за исполнением законов является квалифицированно постав­ленная аналитическая работа. Использование результатов аналитической работы важно для определения «болевых точек» надзорной деятельности, требующих первоочередного внимания, рационального распределения кадров общего надзора по конкретным участкам работы, оценки влия­ния прокурорско-надзорной практики на реальное положение дел в обла­сти законности, внесения в нее необходимых корректив и др.

Для успешного проведения проверок исполнения законов и законно­сти правовых актов прокурорам необходимо иметь соответствующие ме­тодики (методические пособия, разработки). Разработка методик и обес­печение ими прокуроров - один из элементов организации работы. В раз­работке таких методик участвуют прокурорские работники республиканс­кой прокуратуры, области и отчасти прокуратур городов и районов.

Важнейшими элементами организации работы по надзору за исполнением законов является сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы.

В широком плане под информа­ционным обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений(данных) в процессе его осуществления. Наибольший интерес для проку­роров представляют сведения о нарушении законов.

Прокурор обязан про­являть активность в получении таких сведений.

Важными источниками информации о нарушении законов являются: устные и письменные обращения граждан (заявления, жалобы), поступаю­щие в прокуратуру, сообщения средств массовой информации, обраще­ния в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц, предпринимателей, законные интересы кото­рых были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Све­дения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам. Разнообразной информацией облада­ют налоговые инспекции, центры санитарно-эпидемиологического надзо­ра и многие другие государственные органы специальной компетенции, осуществляющие функции государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в определенных сферах общественной жизни.

Обширной и разносторонней информацией о состоянии законности и правопорядка в регионах располагают органы представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, органы Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государствен­ного таможенного комитета.

Данные о нарушениях законодательства в различных сферах общественной жизни прокуроры могут получить в региональных органах Министерства статистики и анализа, о числе рассмотренных исков и суммах удовлетворенных требований – в общих и хозяйственных судах. Сведения о числе лиц, привлеченных к административной ответственности, можно получить в судах и административных комиссиях, обладающих правом применения административных санкций. Органы комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь имеют данные о несоблюдении требований государственных стандартов, банковские, финансовые и налоговые – о поступлении средств, взыскива­емых с виновных по решению судов и органов, обладающих правом при­менения административных санкций. Информацию о нарушении законов прокуроры могут получить в различных общественных организациях и дви­жениях.

В ходе встреч с трудовыми и иными коллективами, гражданами по месту их жительства, с работниками профсоюзных органов, ведя прием посетителей, участвуя в работе представительных и исполнительных орга­нов власти, различных совещаний и заседаний, прокуроры зачастую полу­чают информацию о нарушениях законов.

К числу ключевых элементов организационного обеспечения надзора за исполнением законов относится работа по организации производства конкретных прокурорских проверок. Работа по надзору за исполнением законов организуется на плановой основе. Планирование должно быть органической частью управления, стиля работы всех звеньев прокуратуры – от республиканской прокуратуры до районных (городских) прокуратур.

Отдельные планы работы по надзору за исполнением законов, как правило, не составляются. Соответствующие мероприятия, объединенные в самостоятельный раздел, включаются в перспективные и текущие планы работы прокуратуры. Это:

- проведение проверок исполнения законов в связи с сигналами об их нарушении;

- проверки законности издаваемых правовых актов;

- проведение совместных или одновременных с другими органами проверок исполнения законов;

- подготовка актов прокурорского надзора (реагирования), в том чис­ле обобщенных представлений, а также информации но результатам изучения правоприменительной практики;

- подготовка и предъявление исков и заявлений в общие и хозяйственные суды;

- подготовка методических рекомендаций по проведению проверок исполнения законов;

- проведение разного рода предупредительно-профилактических мероприятий (бесед, выступлений в средствах массовой информации).

Планами предусматривается также проведение различных аналитических мероприятий, в том числе по обобщению и изучению практики ра­боты прокуратуры, а в вышестоящих прокуратурах – мероприятий по ока­занию помощи районным и городским прокурорам в правильной органи­зации надзора за исполнением законов.

В процессе исполнения планы работы могут корректироваться. Однако общий объем запланированных мероприятий должен быть выполнен. Этому способствует контроль со стороны руководителей прокуратур за выполнением планов работы, который должен быть постоянным. Вышестоящие прокуроры проводят проверки исполнения заданий, плановых мероприятий в нижестоящих прокуратурах. Такие проверки являются одним из методов управления органами прокуратуры.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры тесно взаимодействуют с другими подразделениями прокуратуры, прокурорскими работниками, за которыми закреплены другие направления (отрасли) надзора, а также со следователями.

Взаимодействие общего надзора со следствием проявляется во взаимном обмене разносторонней информацией, в согласованности действий, исключающей дублирование, проведении совместных надзорных и иных действий и мероприятий. Прокуроры поддерживают также деловые контакты с руководителями, депутатами и другими сотрудниками органов представительной и исполнительной власти, правоохранительных органов и органов контроля, с общественными организациями и объединениями.

Организация такого взаимодействия и поддержание контактов – составная часть организации работы. Все положительное, передовое, принимаемое при осуществлении надзора за исполнением законов, и рекомендации, разработанные учеными и практиками и направленные на совер­шенствование работы прокуратуры, подлежат распространению, внедре­нию в практику работы всех прокуратур.

Распространение передового опыта и внедрение научных рекомендаций в практику – один из элементов организации работы. Хорошо нала­женный учет по надзору за исполнением законов помогает изучению (ана­лизу) проделанной работы, позволяет видеть ее объем и качество, а также допущенные недостатки, помогает осуществлять оперативную и статистическую отчетность.

 

 

Тема: Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительное следствие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.