Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности личности. 4 страница






27. Рассмотрите такие социализационные механизмы как адаптация, дезадаптация, реадаптация и пр.

28. Проанализируйте социальное явление «конформизм/нонконформизм».

29. Раскройте смысл и значение понятия (явления) «социальная ситуация развития личности». Подробно расскажите о концепции Л.С. Выготского, объясняющей процесс социального развития личности в зависимости от имеющихся условий (ситуаций) социализации.

30. Обоснуйте то, что психическое развитие человека детерминировано влиянием на него факторов среды и факторов наследственности.

31. Охарактеризуйте совместную деятельность и общение в качестве оснований и движущих сил развития человека, следуя концепции А.Н. Леонтьева.

32. Проанализируйте мотивы (внутренние побудители деятельности) и внешние мотивы (стимулы, раздражители окружающей среды) по С.Л. Рубинштейну, - в качестве социализационных аспектов (феноменов социализации).

33. В чём психологический и социальный смысл базовых механизмов социализации: интериоризация и экстериоризация? Проанализируйте социально-психологическое значение этих социализационных форм, исходя из концепции Л.С. Выготского.

34. Рассмотрите социально-культурное развитие общества относительно социализационных процессов «интериоризация» и «экстериоризация».

35. В каких формах взаимодействия общества и личности, социально-психологически проявляются социализационные механизмы «идентификация» и «отчуждение»? Ответьте на данный вопрос, ориентируясь на концепцию В.С. Мухиной.

Рекомендуемая по теме № 7 раздела № III литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. – М.: МГУ, 2002.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008.

3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. – М.: МГУ, 1979.

4. Донцов А.И. Психологическое единство коллектива. – М.: МГУ, 1982.

5. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: МГУ, 1984.

6. Донцов А.И. Концепции социальных представлений во французской социальной психологии. – М.: МГУ, 1987.

7. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию. – М.: МГУ, 1994.

8. Донцова М.В. Психология личности. Учебное методическое пособие. – Тула: ТГПУ, 2009.

9. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.

10. Донцов Д.А., Денисов А.А., Сенкевич Л.В. Социальная психология. Учебное методическое пособие. – М.: Человек, 2010.

11. Донцов А.И. Социальная стабильность: от психологии до политики: монография / Александр Донцов, Елена Перелыгина. – М.: Эксмо, 2011.

12. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

13. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

14. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды. Под ред. М.Р. Гинзбурга. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006.

15. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2009.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

17. Майерс Д. Социальная психология. Перев. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1998.

18. Мудрик А.В. Социализация человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.

19. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. педагог. вузов. Под ред. В.А. Сластёнина. - 5-е изд., доп. – М.: Академия, 2005.

20. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. – М.: МПСИ, 2006.

21. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3-ий. Психология личности. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.

22. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

23. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: ИГУП, 1999.

24. Петровский А.В. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1990.

25. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.

26. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2000.

27. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

28. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

29. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

30. Шабельников В.К. Психология души: Учеб. пособие для студ. психол. факульт. высш. учеб. зав. – М.: Академия, 2003.

31. Шабельников В.К. Функциональная психология. – М.: Академический Проект, 2004.

Раздел № 3. Тема № 8. «Теории развития личности»

«Теория личности» как совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. «Теория развития личности» в качестве не только объяснения, но и некоего предсказания поведения и деятельности человека.

Теория т.н. «множественной личности» Уильяма (Вильяма) Джемса (Джеймса). «Личность формируется в процессе постоянного взаимодействия инстинктов, привычек и личного выбора. Человек не является единым целостным «Я», а представляем собой множество «Я», при этом некоторые сегменты связаны между собой в большей степени, чем другие», – У. Джемс. Структура личности по У. Джемсу: т.н. «Наше Я», «Биологическое Я», «Реальное Я», «Социальное Я», «Духовное Я».

«Психодинамическая» теория личности Зигмунда Фрейда. «Личность - динамическая конфигурация процессов, находящихся в нескончаемом конфликте», – З. Фрейд. Строение психического аппарата по З. Фрейду: сфера неосознаваемого (бессознательное и предсознательное – частично осознаваемое) и сфера сознания. Врождённые бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос) по З. Фрейду. Структура личности по З. Фрейду: «Оно» (Ид), «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-Эго). Стадии т.н. психосексуального развития личности по З. Фрейду, – оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, латентный период, генитальная стадия.

Индивидуальная («индивидуалистическая») теория личности Альфреда Адлера. «Личность – уникальная система мотивов, черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свойственного именно ему жизненного стиля», – А. Адлер. Понятия «чувства общности», «чувства неполноценности» и «стремления к превосходству» по А. Адлеру. Жизненный стиль личности и основные жизненные цели (задачи) – работа, дружба, любовь, – по А. Адлеру. Социально-психологические установки (аттитюды) и типология жизненного стиля личности по А. Адлеру, – «управляющий» тип, «берущий» тип, «избегающий» тип, «социально-полезный» тип.

Аналитическая (глубинная) теория развития психики личности Карла Густава Юнга. Сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное как основные элементы структуры личности по К.Г. Юнгу. Структура индивидуального бессознательного личности по К. Юнгу: «Я» («Эго»), как центральных компонент личного сознания, как бы собирающий все разрозненные элементы психики в единое целое; «Персона» (та часть нашей личности, какую мы показываем миру – какими мы хотим быть в глазах других людей); «Тень» (совокупность вытесненных представлений о самом себе); «Самость» (самостоятельное познание смысла жизни, соотносится с «Эго»); «Анима» (источник ласки и влечений); «Анимус» (источник непререкаемых суждений). Психологические типы личности по Карлу Юнгу. Направленность субъекта на внешний мир (экстраверсия). Направленность субъекта на внутренний мир (интраверсия) как основные формы выраженности личности по К. Юнгу. «Индивидуализация» как стремление личности к целостности и к полному воплощению своих возможностей по К. Юнгу. Доминирование определённой психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции) в тех или иных психологических типах по К. Юнгу. Эмоциональный («чувственный»), мыслительный, интуитивный и «ощущающий» типы личности по К. Юнгу. Техника свободных ассоциаций в качестве одного из основных методов психиатрического исследования по К. Юнгу. Понятие «комплексы» в интерпретации К. Юнга. Отвержение К. Юнгом сексуальной интерпретации «либидо» З. Фрейдом. Понимание К. Юнгом «либидо» как общей психической энергии (принимающей разнообразные формы). Концепция К. Юнга о коллективном бессознательном (социально-психологическое «дополнение» индивидуального бессознательного «разработанного» З. Фрейдом). Теория К. Юнга об архетипах (архетип матери, архетип отца и пр.) как о неких массовых слабоосознанных представлениях. Архетип «Самости» («Эго» по З. Фрейду) в качестве центрального психического образования личности по К. Юнгу. Соотнесение К. Юнгом архетипа отца со структурой личности «анимус», архетипа матери со структурой личности «анима».

«Социокультурная» теория личности Карен Хорни. «Личность – субъект взаимодействия с окружающим миром, - на нее влияют социум и культура», – К. Хорни. Две основные потребности личности по К. Хорни: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Неудовлетворение потребности в безопасности, – по К. Хорни, приводит к базальной враждебности или базальной тревоге, – т.н. базальной тревожности. Тревожность в качестве черты личности, – по К. Хорни. Невротические потребности по К. Хорни: в любви и одобрении; в руководящем партнере; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности; в безупречности. Категории («измерения») основных стратегий поведения (типов личности) по К. Хорни: ориентация к людям/на людей (уступчивый тип); ориентация от людей (обособленный тип); ориентация против людей (враждебный тип). «Образ Я» (включающий знание о себе и отношение к себе) адекватный или неадекватный, – по К. Хорни.

«Эго-идентичная» теория личности Эриха Фромма. «Личность - это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным», – Э. Фромм. Личностная идентичность по Э. Фромму. Пять т.н. экзистенциальных[51] потребностей по Э. Фромму: потребность в установлении связей; потребность в преодолении; потребность в корнях; потребность в идентичности; потребность в системе взглядов и потребность в преданности. Т.н. непродуктивные типы характера по Э. Фромму: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный типы характера. Продуктивный тип характера по Э. Фромму: целостный, любящий и творческий индивидуум, – представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.

«Эпигенетическая» теория развития личности Эрика Эриксона. «Личность – это принятие целостного образа себя в единстве с её многообразными социальными связями. Личность носит (имеет) биосоциальный и адаптивный характер поведения, центральным, интегративным качеством которого выступает психосоциальная идентичность», – Э. Эриксон. Стадии психосексуального и социально-психологического развития по Э. Эриксону: младенчество, или орально-сенсорная стадия; раннее детство, или мышечно-анальная стадия; возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия; школьный возраст или латентная стадия; подростковый и юношеский возраст; ранняя зрелость; «средняя» зрелость; поздняя зрелость. Так называемые социально-психологические фиксации по Э. Эриксону: автономия/стыд и сомнение; трудолюбие/чувство неполноценности; инициатива и ответственность/чувство вины; идентичность/ролевая диффузия; интимность/изоляция; продуктивность/стагнация; эго-интегрированность/отчаяние. «Эго» в качестве ведущей структуры личности по Э. Эриксону. Стремление «Эго» к соматической, личностной и социальной идентичности с позиций Э. Эриксона.

«Социокультурно-психоаналитическая» теория личности Эрика Бёрна (Берна). «Личность – это живая энергетическая система, напряжение которой вызывают желания, и задача личности – удовлетворять эти желания, не вступая в конфликт с самим собой, с другими людьми и окружающим миром», - Э. Бёрн. «Эго-состояния» (базовые личностные жизненные роли) по Э. Бёрну: Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя).[52] Трансактный (транзактный)[53] анализ Э. Бёрна. Понятия «дополнительные» и «перекрёстные» трансакции (транзакции) по Э. Бёрну. Теория игр и сценариев Э. Бёрна, - как теория основных «жизненных путей» (жизненных стилей) развития личности и поведения личности в общении с окружающими людьми.

Т.н. «межличностная» теория личности Генри Салливана (Салливена). «Личность – это когнитивная система, энергия в которой может существовать либо в виде напряжений, либо в виде непосредственных действий», – Г. Салливан. Стадии возрастного социально-психологического развития личности по Г. Салливану: младенчество; детство; т.н. ювенальная эра (ранний подростковый возраст); т.н. предюношеский возраст («средний» и старший подростковый возраст); ранняя юность; поздняя юность. Типы личности по Г. Салливану: самопоглощённая личность; безнадежная личность; негативистская личность; неинтегрированная или психопатическая личность; асоциальная личность; неадекватная личность; гомосексуальная личность.

«Диспозициональная»[54] теория личности Гордона Олпорта. «Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде», - Г. Олпорт. Понятие «проприум» в теории Г. Олпорта. Основные типы Эго-диспозиций по Г. Олпорту: личные, кардинальные, центральные, вторичные, мотивационные, стилистические эго-диспозиции.

«Научающе-бихевиоральная» теория личности Берреса Скиннера. «Личность – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения», - Б. Скиннер. Формирование личности, по Б. Скиннеру, является результатом «оперантного научения». Типы поведения личности по Б. Скиннеру: т.н. респондентское, когда реакция вызвана известным стимулом; т.н. оперантное (реакция вызвана оперантным научением), – поведение определяется (наряду с индивидными аспектами) событиями, которые следуют за стимулом и реакцией на него. Б. Скиннер выдвинул концепцию формирования новых паттернов («образцов») поведения на основе подкрепления (негативного или позитивного).

«Социально-когнитивная» теория личности Альберта Бандуры. «Личность формируется поведением человека, его индивидуальными характеристиками[55] и влиянием окружающей среды. Все эти факторы действуют совместно, а научение не обязательно предполагает вознаграждение», – А. Бандура. Развитие личности, по А. Бандуре, осуществляется через т.н. социальное научение.

Концепция личности В.С. Мерлина. «Личность – это интегральная индивидуальность, т.е. взаимосвязь ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям», – В.С. Мерлин. По В.С. Мерлину личность – это система индивидуальных свойств организма, система индивидуальных психических свойств и система социально-психологических индивидуальных свойств.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о развитии личности и её высших психических функций. «Личность – это социальное понятие, оно охватывает т.н. надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое», – Л.С. Выготский. Л.С. Выготский как автор учения о высших и низших психических функциях. Понятия «зона ближайшего развития» (ЗБР) личности и «зона актуального развития» (ЗАР) личности в научном творчестве Л.С. Выготского. Критические («кризисные») и литические (латентные, «скрытые») периоды развития личности по Л.С. Выготскому.

Теория отношений личности В.Н. Мясищева. «Ядро» личности, по В.Н. Мясищеву, составляет система её отношений к внешнему миру и к самой себе. Данная система отношений формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности. Эта система отношений сама является одной из форм психического отражения, – по В.Н. Мясищеву.

Теория личности как индивидуальности Б.Г. Ананьева. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают», – Б.Г. Ананьев. Выделение Б.Г. Ананьевым иерархических соподчинённых уровней организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Утверждение Б.Г. Ананьевым того, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, – что обусловлено природными особенностями человека как индивида и характеристиками окружающей его социальной среды.

Осуществление соотнесения стадий развития личности с возрастом человека и сравнительный анализ теорий личности изучаемых учёных-психологов. Пример, – стадии возрастного развития человека, психосексуальное и социально-психологическое развитие личности по научным теориям и воззрениям З. Фрейда и Э. Эриксона.

Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида. Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности (психосексуальное развитие личности как генеральный аспект личностного развития). Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами (телесными областями) в которых находит свое удовлетворение сексуальная и агрессивная энергия (исходящая из «Ид»), – т.н. «либидо» («либидозная энергия»). При этом, З. Фрейд считал, что при «нормальном» развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности.

Наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание получила также и теория стадий возрастного развития Э. Эриксона. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей, как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития. В основание возрастной периодизации им были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности («развитие сознательного Я»). Э. Эриксон придавал большое значение наличию или отсутствию родительской любви, как фактору положительного психологического развития личности, особенно – во младенческом, раннем и старшем дошкольном возрастах жизнедеятельности ребенка. Э. Эриксон особое внимание уделял социально-психологическим параметрам развития личности на том или ином возрастном этапе жизнедеятельности. Сравнительная совокупность взглядов З. Фрейда и Э. Эриксона на развитие личности отображена в таблице ниже.

Таблица «Взгляды Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона на возрастное психосексуальное и социально-психологическое развитие людей»

СТАДИЯ (этап, фаза) РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ, – ВЫДЕЛЕНИЕ т.н. ЭРОГЕННОЙ ЗОНЫ ПО Э. ЭРИКСОНУ, – ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ (амбивалентных) ПЕРЕЖИВАНИЙ (чувств)
0 – 1/1, 5: новорожденность и младенчество (младенческий возраст) оральная стадия – сосание, кусание, захват предмета ртом, удержание предмета ртом доверие/недоверие к окружению, к среде (к людям, к миру вокруг)
1/1, 5 – 3/3, 5: раннее детство (ранний возраст, младший дошкольный возраст) анальная стадия – интерес к физическим отправлениям своего организма (к потребностям выделения) индивидуально обусловленная выработка автономии Я, появление сомнения, стыда, формирование уверенности/неуверенности в себе
3/3, 5 – 6/7: дошкольное детство («средний» и «старший» дошкольный возраста) познавательный интерес к своим гениталиям и гениталиям других людей инициативность/чувство вины, развитие, или ослабление, укрепление или размывание потребности в родительской любви
6/7 – 10/11: младший школьный возраст (т.н. литический, «скрытый» возраст) латентная стадия - нет ярко выраженной эрогенной направленности, зарождение сексуальности достижение/неполноценность, преимущественное формирование мотивации на достижения или мотивации на избегание неудач
10/11 – 15/16: подростковый возраст (от " младшего" до " старшего" подростничества (отрочества)) латентная стадия развития либидо, с проявлениями общетелесной сексуальности в общении с окружающими кризис личности, диффузия личностной идентичности, психологическое (мотивационное) осмысление индивидуальных жизненных приоритетов, формирование социальной (деятельностной) личностной направленности
15/16 – 20/21: юность (от «ранней» до «поздней» юности), 20/21 – 29/30: молодость (от «ранней» до «поздней» молодости) генитальная стадия, – наступление половой зрелости, формирование индивидуальной эрогенности интимность/изоляция, нахождение своего места в мире, формирование и развитие социальной зрелости, становление профессиональной направленности, культурологический (мировоззренческий) кризис личности, переосмысление жизненных целей
29/30 – 40/42: взрослость (взрослый, «средний» возраст), 40/42 – 53/55: зрелость («зрелый» возраст) не дает характеристик данных возрастов в своей концепции творчество/застой, качественное развитие или угасание креативности, профессиональное развитие, занятие места в обществе, культурно-религиозное становление и развитие
53/55 – 63/65: пожилой возраст (т.н. «возраст акме»), 63/65 – 73/75: старость («старческий» возраст, «возраст творческого опыта»), 73/75 – 83/85: преклонный («дряхлый») возраст (второй «период акме» во взрослой жизни) в своей концепции не дает характеристик для данных возрастов интеграция/разочарование, приобретение нового социального статуса, или потеря своего «социального Я»; для женщин – уход в семью, творчество и рукоделие, для мужчин – политическая жизнь, наука, развлечения

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 8 раздела № III

1. Проанализируйте понятие «личность» исходя из концепций разных авторов.

2. Осветите понятие «теория развития личности».

3. Как (через какие стадии) происходит развитие личности в концепции З. Фрейда? Какова структура личности и строение психического аппарата по З. Фрейду?

4. Каким образом осуществляется личностное развитие в теории Э. Эриксона?

5. Аналитическая (глубинная) теория познания личности в научной концепции К. Юнга.

6. Каковы пути развития личности в индивидуальной теории А. Адлера?

7. Охарактеризуйте развитие продуктивного и непродуктивного типа личности в гуманистической теории личности Э. Фромма.

8. Проанализируйте социокультурную теорию личности К. Хорни.

9. Обоснуйте, в чем отличие направленности личности к людям, от людей и против людей в теории личности К. Хорни.

10. Раскройте смысл понятия эго-состояния личности по Э. Бёрну и опишите его теорию личности.

11. Охарактеризуйте структуру личности в трансактном анализе Э. Бёрна.

12. Каковы особенности межличностной теории личности Г. Салливана?

13. Опишите основные типы личности в концепции Г. Салливана.

14. Что представляют собой диспозиции в теории личности Г. Олпорта? Какие основные типы диспозиций выделял Г. Олпорт?

15. Детально проанализируйте социально-когнитивную теорию личности А. Бандуры.

16. Подробнейшим образом проанализируйте научающе-бихевиоральную теорию личности Б.Ф. Скиннера.

17. Проведите сравнительный анализ теорий личности А. Бандуры и Б. Скиннера. Каковы сходства и различия теорий А. Бандуры и Б. Скиннера?

18. В чём суть и уникальность теории множественной личности У. Джеймса?

19. Проведите сравнительный анализ теорий личности разных зарубежных авторов (иностранных учёных-психологов): З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Бёрна и др.

20. Раскройте основные понятия концепции личности В.С. Мерлина.

21. Опишите культурно-историческую концепцию развития личности Л.С. Выготского.

22. Раскройте понятия: зона ближайшего развития и зона актуального развития личности по Л.С. Выготскому.

23. Осветите теорию развития личности В.Н. Мясищева.

24. Детально проанализируйте теорию развития личности Б.Г. Ананьева.

25. Осуществите сравнительный анализ теорий (концепций) развития личности разных отечественных учёных-психологов.

26. Произведите сравнительный анализ теорий З. Фрейда и Э. Эриксона относительно психосексуальных и социально-психологических аспектов развития личности, - в соотношении с возрастными параметрами развития личности.

Рекомендуемая по теме № 8 раздела № III литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

2. Адлер А. Наука жить. – Киев: Наукова думка, 1997.

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МПСИ, 2005.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Наука, 1995.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.

6. Донцова М.В. Психология личности. Учебное методическое пособие. – Тула: ТГПУ, 2009.

7. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.

8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

9. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

10. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2009.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Выща школа, 1989.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2 изд., стереотип. – М.: Смысл, 2005.

13. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999.

14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1985.

15. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002.

16. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003.

17. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. Под ред. Е.А. Климова. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005.

18. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3-ий. Психология личности. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.

19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.

20. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. Пер. с англ. М.С. Жамкочьян, под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2000.

21. Психология личности. В 2-х томах. Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах, 1999.

22. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2000.

23. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.