Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности личности. 1 страница






Способности как такие психологические свойства, такие психические особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, той или иной профессией, совершенствоваться в них, увеличивая свои знания, умения и навыки в какой-либо области.

Способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от других людей, определяющие успешность выполнения им деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности, - по Б.М. Теплову.

Способности как свойства психических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности, - по В.Д. Шадрикову.

Способности (англ. - abilities, capabilities, aptitudes) в качестве индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения личностью той или иной продуктивной деятельности. Тесная связь способностей личности с общей направленностью данной конкретной личности и с её склонностями. Значительная роль склонностей в практической деятельности человека. Отличия склонностей личности от её способностей. Детерминация («обусловливание») склонностями человека его интересов. Раскрытие того, что, вызывая активность человека, склонности положительно влияют на развитие способностей, в частности, «помогают овладению» какой-либо специальностью (определяется склонностями).

Способности и деятельность. Способности как определённые познавательные параметры личности, проявляющиеся в скорости, результативности и качественном своеобразии освоения личностью какой-либо деятельности и в эффективности её выполнения при минимальных энергетических затратах. Способности как характеристика быстроты, глубины и прочности овладения личностью разнообразными способами и приёмами исполнения конкретной деятельности. Оценка способностей личности по выявленным параметрам.

Общие для всех людей сензитивные (сенситивные, «восприимчивые») возрастные периоды, благоприятствующие развитию и становлению тех или иных способностей (лингвистические способности - старший дошкольный возраст, музыкальные способности - младший школьный возраст и пр.). Мотивационные и операционные механизмы способностей. Мотивы как психологические предпосылки способностей. Влияние на формирование способностей эмоциональных и волевых психологических свойств и качеств человека (любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и т.п.).

Виды и типы способностей. Общие и специальные способности. Общие способности в качестве т.н. видовых деятельностных способностей, которые определяются относительно данного конкретного вида деятельности. Сущность общих способностей характеризующаяся, во-первых, тем, что они, в случае нормального развития, имеются у большинства людей данной возрастной категории; во-вторых, тем, что общие способности «задействованы» в широком спектре деятельностей. Отнесение к самым основным общим способностям т.н. общего интеллекта, креативности (общей способности к творчеству) и обучаемости как общей способности человека усваивать информационный материал. Проявление общих способностей (физические, умственные, способности к обучению) в большинстве видов деятельности. Тесная взаимосвязь общих и специальных способностей между собой. Развитие в единстве общих и специальных способностей. Зависимость способностей от других психических компонентов (процессов, состояний, свойств) личности. «Включённость» целого ряда психических особенностей и познавательных процессов человека в способности. Зависимость т.н. общих умственных (интеллектуальных) способностей от таких познавательных параметров личности как внимательность, наблюдательность, от определенных качеств памяти, воображения. Прямая зависимость интеллектуальных способностей от свойств мышления (глубина, критичность, гибкость (лабильность), быстрота (темп), переключаемость (ритм) мышления)).

Развитие специальных способностей на базе общих способностей. Отсутствие широкого распространения специальных способностей, их формирование, требующее специального обучения и, нередко, особого дарования. Специальные или специфические способности как способности в каких-либо очень узких областях деятельности (в частности – профессиональной деятельности). Характеристика таких специальных способностей как: технические, т.н. операторские, педагогические, управленческие, математические.

Получившая популярность теория «интеллектуального порога», в соответствии с которой, для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта. Практическое подтверждение того, что «дальнейший успех в работе» обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями, прежде всего, - волей, волевой саморегуляцией личности.

Результаты современных психогенетических исследований, свидетельствующие о высоком уровне наследуемости т.н. общего интеллекта и некоторых специальных способностей, в частности, доказательство наследования математических и музыкальных способностей. Вопросы развития способностей личностью в процессе жизнедеятельности. Подчёркивание того, что креативность («творческость») личности в наибольшей мере зависит от влияния социальной микросреды (микросоциума), а не от наследственности. Теории, опирающиеся на т.н. средовой подход к развитию способностей. Теория «интеллектуального климата семьи» О. Зайонца.

Основные концепции способностей, непосредственно связанные с методами их диагностики. Т.н. факторно-аналитические концепции формирования общих способностей, базирующиеся на статистической обработке результатов массового тестирования учащихся и представителей различных профессий. Разработка методик диагностики и развития способностей, имеющая важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей и подростков, профессиональной ориентации и профессионального отбора людей, прогнозирования и психологической поддержки развития личности, - по В.Н. Дружинину.

Выявление уровня развития разнообразных способностей с помощью психодиагностических тестовых методик. «Тесты способностей». Психодиагностические тесты КОС и КОС 2, выявляющие развитость коммуникативных и организаторских способностей личности.

Определение и характеристика способностей по уровню их развития у конкретного человека: а) способный человек; б) одаренность; в) талант; г) гениальность. Высокий уровень развития общих и/или специальных способностей, характеризующийся как общая и/или специальная одаренность.

Лонгитюдные[40] исследования (например, Калифорнийский лонгитюд) показавшие, что на основе ранней диагностики общих умственных способностей может быть дан вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности. Индивидуальное формирование и развитие способностей, предполагающее упорный труд по совершенствованию внимания, укреплению памяти, интенсификации творческого воображения, глубокое проникновение в особенности мышления и содержательное раскрытие психологических свойств личности.

Две основных научных парадигмы классификации и выделения типовых видов способностей на современном этапе развития научного знания. 1). Выделение, по видам и типам психических функциональных систем, – сенсомоторных, перцептивных, аттенционных (аттенциональных) способностей. «Аттенциональный рефлекс» (физиологические механизмы внимания). Вычленение мнемических (англ. mneme) способностей. Мнемические способности как органические основы процессов памяти, функционально сближающие явления памяти, наследственности и пластичности органической материи. «Мнема» (термин Л.С. Выготского) в качестве сложных структурных изменений в нервных клетках, связывающихся с ростом протоплазматических нервных отростков, с изменениями в синаптических окончаниях, в свойствах клеточных мембран и в составе рибонуклеиновых кислот (РНК). «Мнема» по Л.С. Выготскому как т.н. натуральная мнемическая функция (буквально - способность запоминать). Выделение имажитивных (имагинативных) способностей, характеризующих психические образования и психические процессы, связанные с воображением и творческим мышлением. Выявление мыслительных и коммуникативных способностей. 2). Выделение, по основным видам деятельности человека, – математических, музыкальных, научных, литературных, художественных, технических и прочих «видовых» «деятельностных» способностей.

Объяснение и характеристика, в целом, в современной научной психологии способностей, следующих предметных областей изучения способностей: 1). Психогенетика способностей; 2). Психофизиология способностей; 3). Общая психология способностей; 4). Дифференциальная психология способностей; 5). Психодиагностика способностей; 6). Способности и деятельность, развитие способностей в деятельности; 7). Социальная психология способностей.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 4 раздела № III

1. Опишите наличие задатков как необходимое условие развития способностей.

2. Охарактеризуйте антропогенез способностей.

3. Каковы сходства и различия задатков и темперамента?

4. Проанализируйте следующие задатки способностей: тип нервной системы, особенности строения мозга, особенности строения органов чувств, телосложение, физическая сила и др.

5. Дайте комплексное определение задатков.

6. Каким образом происходит формирование способностей на основе задатков?

7. Каковы различия задатков и способностей?

8. Осуществите «разделение» способностей и задатков способностей по Б.М. Теплову.

9. Приведите комплексное определение способностей.

10. Какова взаимосвязь способностей и деятельности?

11. Расскажите об определении способностей Б.М. Тепловым.

12. Каково определение способностей В.Д. Шадриковым?

13. Охарактеризуйте взаимосвязь способностей со склонностями и с направленностью личности.

14. Проанализируйте взаимозависимость способностей и познавательных характеристик личности.

15. Каковы критерии оценки проявления (выражения) способностей личности в деятельности?

16. Произведите анализ сензитивных («восприимчивых») периодов формирования способностей.

17. Опишите взаимозависимость способностей, мотивации эмоций и воли.

18. Глубоко проанализируйте виды и типы способностей.

19. Что относится к общим способностям?

20. Что относится к специальным способностям?

21. Как проявляются общие способности в большинстве видов деятельности?

22. Осветите зависимость т.н. общих умственных (интеллектуальных) способностей от таких познавательных параметров личности как внимательность, наблюдательность, от определенных качеств памяти, воображения.

23. Обоснуйте зависимость интеллектуальных способностей от свойств мышления: глубина, критичность, гибкость (лабильность), быстрота (темп), переключаемость (ритм) мышления.

24. Раскройте процесс развития специальных способностей на базе общих способностей.

25. Дайте характеристику следующих специальных способностей: технические, операторские, педагогические, управленческие, математические способности.

26. Опишите теорию интеллектуального порога.

27. Тщательно осветите обусловливание (детерминацию) развития способностей волевой саморегуляцией личности.

28. В общем плане опишите результаты современных психогенетических исследований, свидетельствующие о высоком уровне наследуемости т.н. общего интеллекта и некоторых специальных способностей.

29. В чём выражается (проявляется) психогенетика способностей?

30. В общем виде обрисуйте вопросы развития способностей личностью в процессе жизнедеятельности.

31. Целостно опишите теории, опирающиеся на т.н. средовой подход к развитию способностей.

32. Каким образом развитие способностей личности зависит от «среды пребывания» данной личности? Какова зависимость формирования способностей личностей от социальных условий (макросоциум) её жизнедеятельности?

33. В чём состоит теория «интеллектуального климата семьи» (микросоциум) О. Зайонца?

34. Расскажите о выявлении уровня развития разнообразных способностей с помощью психодиагностических тестовых методик.

35. Проанализируйте т.н. «тесты способностей».

36. Осуществите анализ психодиагностических тестовых методик КОС и КОС 2.

37. Произведите определение и дайте характеристику способностей по возможному уровню их развития у конкретного человека.

38. Подробно расскажите о двух основных научных парадигмах классификации и выделения типовых видов способностей на современном этапе развития научного знания.

39. Объясните и раскройте в целом, в контексте современной научной психологии исследования способностей, следующие предметные области изучения способностей: 1). Психогенетика способностей; 2). Психофизиология способностей; 3). Общая психология способностей; 4). Дифференциальная психология способностей; 5). Психодиагностика способностей; 6). Способности и деятельность, развитие способностей в деятельности; 7). Социальная психология способностей.

Рекомендуемая по теме № 4 раздела № III литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2003.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

3. Воронин Н.П. Способности и деятельность. – Ярославль: Сфера, 1989.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

5. Голубева Э.А. Способности и склонности: комплексные исследования. – М.: Знание, 1989.

6. Голубева Э.А. Способности индивидуальность. – М.: Знание, 1993.

7. Донцова М.В. Психология личности. Учебное методическое пособие. – Тула: ТГПУ, 2009.

8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.

9. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

10. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

11. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2009.

12. Кэролл Л., Тоубер Дж. Дети Индиго. – София, 2003.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

14. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999.

15. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. Под ред. Е.А. Климова. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005.

16. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. – М.: СГУ, 2006.

17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений. В 3-х кн. - 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии.

18. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3-ий. Психология личности. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.

19. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

20. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2000.

21. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2011.

22. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

23. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

24. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

25. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды. Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.

26. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

27. Шарапов М.П. Формирование способностей в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1990.

28. Шелдом С. Человек и его способности. – СПБ.: Коммерсантъ, 1995.

29. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности. – М.: Человек, 1997.

 

Раздел № 3. Тема № 5. «Эмоции, чувства и аффекты личности»

Исследования эмоций, чувств и аффектов, понимаемых в качестве сложных по своему физиологическому и психическому составу психологических проявлений личности.[41] Эмоции, чувства и аффекты как единая и неделимая психическая компонента (психологическое свойство) личности. Понятие эмоций в широком (включая чувства и аффекты) и в узком (собственно эмоции) смыслах. Эмоции в качестве сложносоставного психологического свойства личности.

Физиологическая основа и физиологическое выражение эмоций, нейроанатомия эмоций и нейрохимия эмоций.

Физиологическая основа и физиологическое выражение эмоций. Физическая и психическая активность личности как принципиальная способность и возможность человека испытывать и переживать эмоции и чувства. Физиологическая основа эмоций. Нервная система (НС) и центральная нервная система (ЦНС) в качестве органической базы психических эмоциональных реакций. Нервная раздражимость как фундамент психической раздражимости (чувствительности). Эмоция как нервно-психическая реакция (элементарное отражение действительности). Мышечный тонус в качестве физического коррелята эмоционального состояния. Вегетативные проявления эмоций. Психосоматические эмоциональные эффекты. Корреляция психической эмоциональной деятельности личности и физиологических реакций организма (обусловленность эмоций инстинктами и потребностями). Изменения биотоков головного мозга в качестве физиологических коррелятов эмоциональных реакций.

Нейроанатомия эмоций. Анатомический субстрат развития эмоциональных реакций. Мозговой субстрат (головной и спинной мозг) эмоций. ЦНС как «физическая» основа психических эмоциональных реакций: гипоталамус ~ передневентральное ядро таламуса ~ поясная извилина ~ гиппокамп ~ мамиллярные ядра гипоталамуса. Лимбическая система организма и эмоции. Средний мозг и нижележащие мозговые отделы в качестве базы инициации моторных эмоциональных реакций. Особая роль миндалины, а также лобной и височной долей коры головного мозга в физиопсихической организации эмоциональной деятельности. «Двигательные проявления» эмоций. Эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение. Общий обзор имеющихся в настоящее время экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоциональных психических реакций. Эмоциональная функциональная асимметрия мозга. Взаимосвязь доминирования правого полушария и повышенного нейротизма[42] личности.

Нейрохимия эмоций. Активация разнообразных групп биологически активных веществ, в их сложном взаимодействии, - в качестве основы возникновения любой эмоции. Зависимость модальности, качества и интенсивности эмоций от нейрохимических параметров организма. Зависимость патологии настроения и аффектов от биогенных аспектов. Так называемое нейрохимическое «устранение» депрессии. Зависимость психического состояния агрессивности от органических химических процессов в организме. Взаимосвязь процессов нервного возбуждения/торможения, нейрохимических процессов и эмоциональных реакций. Физиологические механизмы самораздражения в головном мозге. Жёсткая зависимость настроений и переживаний личности от биохимического состава внутренней среды головного мозга. Электрохимическая активность головного мозга как фактор, обуславливающий доминантность, интенсивность, длительность эмоциональных реакций. Биохимический гомеостатический баланс эмоциональных психических реакций в качестве условия эмоционального реагирования. Психофизиология эмоциональной памяти. Психовегетативные процессы. Влияние физической и психической активности личности на её эмоциональные реакции. Явление психосоматики.

Классы психических эмоциональных состояний и виды эмоционально-чувственного психического реагирования. Научные определения таких понятий как: физическое состояние, физиологическое состояние, физиопсихическое состояние, психическое состояние, психическое эмоциональное состояние, психический процесс, психический эмоциональный процесс. Трактовка собственно эмоций как одного из основных параметров (качеств) личности. Характеристика эмоций как психического явления.[43]

Эмоции в качестве психического явления (психического феномена). Эмоции как процесс и как состояние. Эмоции в качестве непрерывного психического процесса, состоящего из отдельных психических состояний. Причинно-следственная природа психических эмоциональных состояний. Взаимодетерминация и взаимопереходы (термины А.Н. Леонтьева) эмоциональных психических состояний. Причинно-следственная характеристика динамики и взаимопереходов психических эмоциональных состояний. Обусловленность психических эмоциональных состояний деятельностью и общением субъекта.

Динамика психического функционирования эмоций. Основополагающие нервно-психические аспекты проявлений и выражения эмоциональных состояний личности. Концепция В. Вундта. «Схема» протекания психических эмоциональных состояний по В. Вундту. Многообразие эмоций и чувств Вильгельм Вундт символически изобразил посредством геометрического (графического) построения основных форм направленности эмоций и чувств. Сделал он это в системе трёх нервно-эмоциональных «измерений» принципиально возможной выраженности внутренних и внешних проявлений эмоций и чувств человека. 1. Возбуждение/Успокоение (ось ординат – ось Х); 2. Удовольствие/Неудовольствие (ось абсцисс – ось У); 3. Напряжение/Разрешение (Разрядка) – ось Z.

Эмоции (стенические и астенические), [44] чувства и аффекты в качестве базовых классов психических эмоциональных состояний.

Базовые виды эмоционального реагирования: эмоциональный тон ощущений и эмоциональный тон впечатлений. Различные настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы, фрустрации, тревоги, - как основные виды эмоционально-чувственного реагирования и как особые психические эмоциональные состояния.

Аффекты как особый вид эмоциональных реакций. Физиопсихическая специфика аффектов и аффективных реакций. Физиологические и психологические характеристики аффектов. Функциональное понимание аффективных явлений по Э. Клапареду. Концепции А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Аффективные следы. Диагностика аффективных следов. Методы свободных ассоциаций и сопряженных моторных реакций по А.Р. Лурия.

Личностная и ситуативная тревожность как одно из конституциональных психических свойств (психологических качеств) личности. Личностная тревожность как черта личности. Концепция К. Хорни. Характеристика взаимосвязи тревожности личности с психическим эмоциональным состоянием тревоги. Позиция З. Фрейда.

Фрустрация в качестве психического эмоционального состояния. Фрустрация как неудовлетворённая потребность. Методы исследования фрустрации. Основные реакции личности на фрустрацию: эксперименты Т. Дембо. Сходства и различия эмоций, чувств и аффектов.

Базовые параметры количественной и качественной оценки психических эмоциональных состояний (эмоций) личности.

Нейрофизиологическая основа эмоций. Выполняемые эмоциями физиопсихические функции. Модальность (качество) эмоции. Интенсивность (сила) эмоции. Продолжительность (длительность) эмоции. Сложность эмоции. Глубина эмоции. Осознанность эмоции по А.Н. Леонтьеву. Происхождение (генетический источник, инстинктивная основа) эмоции. Условия (факторы) «возникновения и исчезновения» эмоций. Воздействие эмоций на организм человека.

Анализ физиопсихической природы эмоций и мотивации. Потребностно-мотивационная направленность эмоций. Эмоции как детерминационные стимулы деятельности личности.

Социальная детерминация эмоций и чувств. Социально-перцептивная направленность эмоций (чувств) личности.

Психологическая направленность эмоции (чувства) личности по времени: на прошлое, настоящее или будущее.

Обусловленная внешней средой (реальностью) направленность эмоции (чувства) на окружающий мир (действительность). Направленность эмоции (чувства) на разнообразные явления, процессы, объекты, предметы внешней реальности. Направленность эмоции (чувства) личности на живую и на неживую природу.

Способы (формы) выражения эмоций (чувств) во внешнем поведении (экспрессивное проявление эмоций).

Научные концепции К. Изарда; Д. Ли; Г. Селье; Р. Плутчика; П. Экмана.

Научные подходы Ф.Е. Василюка, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, Л.В. Куликова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, П.М. Якобсона.

Свойства и качества эмоций и чувств. Психофизиологические качества и свойства эмоций и чувств: универсальность; динамичность; доминантность; суммация и упрочение; адаптация; пристрастность (субъективность); «передаваемость» («заразительность»); пластичность (подвижность); удержание в памяти; иррадиация (психофизиологическая распространяемость); перенос; амбивалентность (двойственность психической природы чувств); переключаемость; изменчивость (лабильность); образование чувств на основе эмоций; порождение чувствами эмоций.

Взаимовлияние эмоций и чувств и физической и психической активности личности.

Взаимосоотношение эмоций и чувств с темпераментом и характером, с задатками и способностями личности.

Взаимодействие эмоций и чувств с психическими познавательными процессами (воздействие эмоционально-чувственной сферы на ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, речь) и с самосознанием личности.

Взаимосвязь эмоций и чувств с потребностно-мотивационной направленностью личности: с потребностями (эмоциональная оценка степени реализации потребности); с мотивацией (чувства – «пролонгированный мотиватор»). Взаимодействие свойств и функций эмоций и чувств со свойствами и функциями мотивов (смысловая значимость целей деятельности). Взаимодействие свойств и функций эмоций с волевой регуляцией деятельности (эмоциональная оценка хода и результатов деятельности).

Взаимозависимость эмоционального и волевого процессов (эмоционально-чувственное подкрепление волевых усилий), понятие «эмоционально-волевая психическая сфера личности».

Эмоциональный процесс (эмоционально-чувственная сфера психики личности) в качестве психической основы для психологической защиты личности.

Психофилогенетические и психоонтогенетические аспекты формирования и развития эмоционально-чувственной сферы человека.

Роль и функции эмоций и чувств. Комплексная роль эмоций в организме и психике, понимаемая в качестве органического и психического характера и степени участия эмоций в поведении животного и деятельности человека, - определяемых физиологическими и психическими функциями эмоций. Филогенетическая суть роли, выполняемой эмоциями в организме и их физиологическое природное предназначение. Осуществление эмоциями первичной психической раздражимости как их основной психоорганической функции. Нервная раздражимость (нервные реакции) в качестве «материальной базы» для эмоциональной раздражимости (психического реагирования). Психические эмоциональные и физиологические нервные реакции.

Роль положительных и отрицательных эмоций. Роль эмоций и чувств в целом, – положительные (стенические, активационные) и отрицательные (астенические, тензионные) характеристики и проявления эмоций и чувств. Сложная физиопсихическая роль и психосоциальное деятельностное значение чувств человека. Психические комплексы переживаний-отношений человека, образуемые чувствами. «Физиологические» и «психические» функции эмоций и чувств: сигнальная, регулятивная, выразительная, познавательная, коммуникативная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная, кумулятивная.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.