Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-методологические основания содержания раздела 1 страница






Раздел скомпонован библиографическим научным методом, в основном на основе синтеза концепций, подходов к психическому познавательному смысловому содержанию человека трёх научных отечественных психологических школ: школа В.М. Бехтерева: Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Ю.М. Забродин, Н.Н. Ланге, Б.Ф. Ломов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.; школа Л.С. Выготского: А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.; школа С.Л. Рубинштейна: К.А. Абульханова-Славская, В.М. Аллахвердов, Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, А.И. Донцов, А.Н. Леонтьев (на базе научного наследия С.Л. Рубинштейна создавший самостоятельное направление, в русле которого в дальнейшем проводили изыскания некоторые из названных здесь и многие другие отечественные учёные), А.В. Петровский, Е.С. Романова, Б.Н. Рыжов, В.Д. Шадриков и др.

Так же, в данном разделе использованы информационные материалы, составленные автором по научным трудам таких иностранных учёных как: К. Бюлер, Д.С. Брунер, М. Вертгеймер, В. Вундт, Г. Гельмгольц, Дж. Гибсон, Т. Гоббс, У. Джемс, П. Жане, В. Кёлер, К. Коффка, О. Кюльпе, К. Левин, Д. Миллер, И. Мюллер, У. Найссер, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Г. Салливан, Г. Спенсер, Э. Титченер, Г. Фехнер, Г. Эббингауз и др.

Базовое содержание раздела «Психические познавательные процессы»

В настоящем разделе детально рассматриваются разнообразные научные классические и современные подходы к пониманию и осмыслению психических познавательных процессов людей.

В данном разделе анализируется научная ретроспектива изучения системы психических познавательных процессов человека, - как за рубежом, так и в нашем отечестве. Исследуется психическая сущность каждого познавательного процесса как элемента сознания. Сознание человека понимается в качестве функциональной системы (функционального комплекса) последовательно/параллельно действующих[4] психических познавательных процессов (ППП).

В данном разделе изучается история научной эмпирической психологической работы по исследованию системы психических познавательных процессов человека, - т.е. изучается научная ретроспектива теоретического изучения и практического исследования системы психических познавательных процессов (системы ППП). Совокупность психических познавательных процессов понимается как комплексное и целостное психологическое феноменальное явление, представляющее собой когнитивную (интеллектуальную, познавательную) сферу человека.

В разделе постулируется, что система психических познавательных процессов составляет единый функциональный комплекс, представляющий собою сознание человека. Утверждается, что психические познавательные процессы как последовательно, так и совместно/перекрестно осуществляют «работу» (психическую познавательную деятельность) с поступающим и имеющимся разнообразным информационным материалом.

В разделе содержится восемь тем. Первая тема посвящена ретроспективе научного исследования системы ППП как в нашей стране, так и за рубежом. В рамках темы даётся характеристика психического познавательного взаимодействия отдельных ППП между собой, происходящего в ходе осуществления человеком психической познавательной деятельности. Вместе с этим, в первой теме подвергаются анализу как обусловленные окружающей информационной средой общие свойства всех ППП, так и специфические особенности их психического познавательного функционирования. Вторая тема, - «Ощущение», посвящена изучению ощущения в качестве психического познавательного процесса (ППП). Третья тема, - «Восприятие», посвящена изучению восприятия в качестве ППП. Четвёртая тема, - «Внимание», посвящена изучению внимания в качестве ППП. Пятая тема, - «Память», посвящена изучению памяти в качестве ППП. Шестая тема, - «Воображение», посвящена изучению воображения в качестве ППП. Седьмая тема, - «Мышление», посвящена изучению мышления в качестве ППП. Восьмая тема, - «Речь», посвящена изучению речи в качестве ППП.

Общая цель именно лекционного курса по данному разделу – обстоятельно ознакомить студентов со структурой, с базовыми проблемами, первичными принципами и способами исследования, с основными понятиями и научным тезаурусом дисциплины «Общая психология», – раздел «Психические познавательные процессы». Данный лекционный курс направлен на системное усвоение учащимися базового учебного материала: информации об основных свойствах, видах, функциях психических познавательных процессов людей. Лекционный курс содержит в себе психологическую методологию, – целостные основы психологических научных знаний по психическим познавательным процессам человека, которые будут необходимы студентам для более глубокого понимания и лучшего содержательного усвоения отраслей и направлений психологии, изучаемых ими в ходе дальнейшего обучения в ВУЗе по специальности «Психология». Лекционное информационное наполнение курса представляет собой основное содержание каждой из предусмотренных тем.

Лекционный курс предполагает тщательное изучение, широкое обсуждение рассмотренных в нём вопросов на семинарских занятиях по разделу «Психические познавательные процессы» и эмпирическое освещение пройденных по разделу тем на практических занятиях по смежной дисциплине «Общий психологический практикум».

Учебно-тематический план раздела «Психические познавательные процессы»

для очного (дневного) отделения психологии

Раздел № II. «Психические познавательные процессы». Семестр № 2. ВСЕГО ЧАСОВ Курс I. Семестр № 2. В ТОМ ЧИСЛЕ ЧАСОВ:
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ауди-торная нагрузка студен-тов лек- ции семи-нары и прак-тичес-кие заня- тия внеауди-торная нагрузка (самостоятельная работа студентов)
Тема № 1. «Феномен психических познавательных процессов»          
Тема № 2. «Психический познавательный процесс (ППП) ″ Ощущение″»          
Тема № 3. «ППП ″ Восприятие″»          
Тема № 4. «ППП ″ Внимание″»          
Тема № 5. «ППП ″ Память″»          
Тема № 6. «ППП ″ Воображение″»          
Тема № 7. «ППП ″ Мышление″»          
Тема № 8. «ППП ″ Речь″»          
ИТОГО ЧАСОВ:          

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА № II.

«ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ»

Раздел № 2. Тема № 1. «Феномен психических познавательных процессов»

Психические познавательные процессы в качестве комплексной функциональной психической познавательной системы, – сознания человека. Психические познавательные процессы (ППП) как особые формы психически управляемой человеком познавательной деятельности. Совокупность психических познавательных процессов в качестве комплекса или системы высших психических функций (Л.С. Выготский), «совместно осуществляющих» психическую познавательную деятельность. Система психических познавательных процессов (система ППП) как интегральный психический «инструмент» познания человеком окружающей действительности и самого себя. Познавательная психическая деятельность в качестве основы формирования знаний человека об окружающем мире и понимания человеком себя в мире.

Психическая организация человеком, в ходе познавательной деятельности, его сознательных (осознанных) отношений с познаваемыми им вещами, предметами, объектами, явлениями, процессами, субъектами. Сознательное различение человеком объективного предмета своего познавательного отношения и самого субъективного познавательного отношения к предмету познания. Смысловое разделение человеком предмета деятельности и её мотива, – в процессе осуществления им познавательной психической деятельности в онтогенезе.

Проявления (выражение в сознании, принципы «работы») психических познавательных процессов, – характерные фактически для всех людей (в психологической норме).

Семь психических познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, – как основополагающие элементы сознания человека. Сознание человека в качестве комплекса, системы психических познавательных процессов (согласно «деятельностному» научному подходу).[5] Сознание человека как осознаваемая им часть его психики. Сознание в качестве высшего уровня психического отражения действительности, присущего только человеку как общественно-историческому, социально-культурному существу. Познавательные параметры сознания человека: объективность, направленность на предмет познания, способность к рефлекси́ и (к самоанализу), мотивационно-ценностный характер, различные уровни ясности. Сознание человека как единая многофункциональная система его психики. Сознание человека в качестве системной совокупности психических познавательных процессов.

Психика человека как системное свойство высокоорганизованной материи, изначально (первично) заключающееся (выражающееся) в психическом отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотделимой от него картины этого мира и в психической саморегуляции субъекта, осуществляемой им на основе своего поведения и собственной деятельности. Понятие высокоорганизованной материи в широком смысле (ЦНС)[6] и в узком смысле (головной мозг). Психика человека как субъективное отражение им объективной реальности. Психика человека в качестве единой функциональной системы. Психическое отражение, осуществляющееся в психике (психикой) через психическую деятельность, [7] с помощью (посредством) психических процессов.[8]

Отражение как психическое свойство высокоорганизованной материи, проявляемое людьми в процессе осуществления жизнедеятельности. Отражение в качестве принципиальной возможности, уникальной способности человеческой психики запечатлевать, сохранять, трансформировать и воспроизводить в форме субъективных образов, с различной степенью адекватности, признаки, структурные характеристики и разнообразные феноменальные отношения внешних объектов и внутренних предметов.[9] Отражение и осознание человеком объективной реальности и внутренней реальности[10] с помощью (посредством) психических познавательных процессов, через «действие» таковых.

Психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные); психические состояния; психологические свойства; психические образования и психическая деятельность как базовые компоненты психики человека. Четыре вида психических процессов человека: 1) Познавательные: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; 2) Эмоциональные: эмоции, чувства, аффекты; 3) Волевые: воля, волевой процесс; 4) Мотивационные: мотивация, мотивы.

Психические процессы в качестве форм психического системного отражения психикой человека окружающей действительности, в качестве проявлений активного взаимодействия психики человека и внешней действительности. Развитие и формирование[11] личностного отношения человека к объективной реальности и к внутренней, субъективной реальности, через психические процессы. Содержательные характеристики понятия окружающей человека внешней действительности (объективной реальности).[12] Протекание и реализация психических процессов человека[13] не только по отношению к внешней действительности, но и по отношению к его собственному внутреннему психическому миру, содержание которого и составляют данные процессы, особенно, – психические познавательные процессы. Познание человеком окружающего мира и себя через психические процессы, прежде всего – через психические познавательные процессы,

Психогностическая проблема (gnosis - греч. – знание) – проблема познания.[14] Познание как отражение объективно существующих предметов и явлений природы. Практика в качестве основы всего процесса познания. Практика как критерий истины.[15] Базовые формы познания: научное, [16] обыденное, [17] художественное, религиозное.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 1 раздела № II

1. Что такое психические познавательные процессы?

2. Чем является познавательная психическая деятельность?

3. Расскажите о психических познавательных процессах как о системе (комплексе) элементов сознания личности.

4. В чем состоит различие предмета познавательного отношения человека и самого познания?

5. В чем заключается психическое разделение предмета деятельности и её мотива?

6. Какие проявления психических познавательных процессов рассматривает дисциплина «Общая психология»?

7. Что составляет сознание человека? Чем оно характеризуется?

8. Что представляет собой психика человека?

9. Чем является психическое отражение? Как оно осуществляется?

10. Охарактеризуйте категорию отражения.

11. Каковы базовые компоненты психики человека?

12. На какие виды делятся психические процессы? Опишите их.

13. Дайте развёрнутое определение психическим процессам как классу психических явлений. Каким образом они осуществляются?

14. Чем характерны именно психические познавательные процессы? Дайте им комплексное определение.

15. Опишите психогностическую проблему.

16. Объясните феномен познания. Раскройте его основные формы.

17. Предметно обоснуйте взаимосвязь между психическими познавательными процессами, психической познавательной деятельностью и познанием в целом.

18. Осветите систему психических познавательных процессов в качестве структуры сознания человека.

Рекомендуемая по теме № 1 раздела № II литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2003.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

5. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учебное методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальности 030301 - «Психология». – М.: МПСИ, 2007.

6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.

7. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

8. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

11. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.

12. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

13. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. – М.: СГУ, 2006.

14. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х частях. – М.: Владос, 2003.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3 кн. - 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии.

16. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

17. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 - «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

18. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005.

19. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под. Ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

20. Психология для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2006.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

22. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004.

23. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

 

Раздел № 2. Тема № 2. «Психический познавательный процесс ″ Ощущение″»

«Ощущение» в качестве простейшего психического познавательного процесса (ППП). Филогенетическое происхождение «ощущения», понимаемое в качестве связи данного психического процесса с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения биологических потребностей. Понятия «орган чувств», «анализатор», «проводящий нервный путь», «рецептор». Утверждение того, что благодаря органам чувств человек получает разнообразную информацию о внешней, окружающей его среде и о внутренней среде организма.

Отдельные свойства предметов и явлений действительности в качестве раздражителей, воздействующих на наши органы чувств. Раздражение как процесс воздействия раздражителей на органы чувств. Нервная раздражимость как «материальное» условие «регистрации», «фиксации» раздражения. Раздражение в качестве катализатора нервного возбуждения возникающего в нервной ткани (нервных клетках). Преобразование рецепторами органов чувств физических воздействий окружающей среды в нервные импульсы (нервный процесс). Возникновение «ощущения» как реакции нервной системы на тот или иной раздражитель.

Комплексное определение «Ощущения» как психического познавательного процесса (ППП). Разнообразные ощущения как осознаваемый, субъективно присутствующий в сознании человека, или, в подавляющем большинстве случаев, неосознаваемый, но прямо действующий на поведение человека, продукт переработки центральной нервной системой (ЦНС) воздействия раздражителей, стимулов, действующих во внешней среде и/или во внутренней среде организма. Ощущение в качестве реакции организма, возникающей в ответ на воздействие отдельных свойств предметов объективного мира, - при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущение как отреагирование (ответная реакция) индивидом отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств.

«Схема» (структура) органа чувств по Павлову И.П. и Сеченову И.М. Орган чувств = рецептор + проводящий нервный путь (ПНП) + анализатор (центр в головном мозге [18]). Орган(ы) чувств как «физический носитель» ППП «Ощущение». Анатомическое строение органа чувств. Функционирование органа чувств. Рефлекторное кольцо (рефлекторная дуга) как механизм проявления ощущения в «работе» органа чувств.

Научные мнения И.М. Сеченова и И.П. Павлова о том, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными нервными связями периферические и центральные отделы каждого органа чувств. Соотнесение (в общем смысле), понятия и явления ощущения с первой сигнальной системой.[19] Научные взгляды И.П. Павлова, И.М. Сеченова и В.М. Бехтерева на жизненную роль ощущений, по их мнению в целом состоящую в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС как до генерального органа управления нервной деятельностью, сведения о состоянии внутренней среды организма и внешней среды, о наличии в ней биологически значимых факторов. Ощущение как целостный рефлекс (безусловный или условный). «Алгоритм» («схема») протекания ППП «Ощущение» по И.П. Павлову.

Теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда о процессе возникновения и течения ППП «Ощущение». Концепция Э. Титченера о функционировании ощущения.

Классификация ощущений. Классы ППП «Ощущение»: экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. Подклассы эксрерорецептивных ощущений: дистантные и контактные ощущения. Виды экстерорецептивных ощущений согласно пяти основным органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные (дистантные); тактильные (ощущения прикосновения) и вкусовые (контактные). Модальности ППП «Ощущение»: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Свойства ППП «Ощущение»: синестезия, сенсибилизация, адаптация, качество, пространственная локализация, интенсивность, длительность. «Пороги» ППП «Ощущение»: максимальный (верхний абсолютный порог), минимальный (нижний абсолютный порог), относительный порог (оперативный погрог или порог различия).

Законы психофизики (психофизические закономерности функционирования органов чувств). Закон Бугера-Вебера. Закон Вебера-Фехнера (основной психофизический закон). Закон Стивенса.

Ощущения в качестве самых простейших из всех психических явлений. Ощущение как первичная форма познания. Ощущения в качестве первоначального источника всех наших знаний о мире и внутренней среде организма. Ощущение как первичный (базовый) ППП. Условность выделения ощущения в самостоятельный познавательный процесс. Взаимосвязь ощущения с другими психическими познавательными процессами. Особая взаимозависимость ППП «Ощущение» и ППП «Восприятие».

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 2 раздела № II

1. Объясните филогенез ощущения как ППП.

2. Что такое «раздражитель» (стимул)?

3. Что представляет собой «раздражение» органов чувств?

4. Осветите нервную раздражимость как необходимое условие регистрации, фиксации раздражения.

5. Расскажите о преобразовании рецепторами органов чувств физических воздействий окружающей среды в нервные импульсы.

6. Опишите ощущение как первичную форму познания.

7. Охарактеризуйте ощущение в качестве психического познавательного процесса.

8. В чём состоит условность выделения ощущения в самостоятельный познавательный процесс?

9. Дайте комплексное определение ППП «Ощущение».

10. В чём состояли взгляды И.П. Павлова на ППП «Ощущение»?

11. В чём состояли взгляды И.М. Сеченова на ППП «Ощущение»?

12. В чём состояли взгляды В.М. Бехтерева на ППП «Ощущение»?

13. Объясните ППП «Ощущение» в качестве т.н. целостного рефлекса.

14. Опишите орган чувств как физический «носитель» ощущения.

15. Из чего состоит орган чувств?

16. Что такое рецептор?

17. Что такое «проводящий нервный путь»?

18. Что такое анализатор?

19. Как функционирует орган чувств?

20. Опишите рефлекторное кольцо (рефлекторную дугу) как механизм проявления (выражения) ощущения.

21. Охарактеризуйте экстерорецептивные ощущения как класс ощущений.

22. Охарактеризуйте проприорецептивные ощущения как класс ощущений.

23. Охарактеризуйте интерорецептивные ощущения как класс ощущений.

24. Охарактеризуйте дистантные ощущения как подкласс экстерорецептивных ощущений.

25. Охарактеризуйте контактные ощущения как подкласс экстерорецептивных ощущений.

26. Охарактеризуйте визуальную модальность в ощущении.

27. Охарактеризуйте аудиальную модальность в ощущении.

28. Охарактеризуйте кинестетическую модальность в ощущении.

29. Опишите визуальные (зрительные) ощущения как вид ощущений.

30. Опишите аудиальные (слуховые) ощущения как вид ощущений.

31. Опишите обонятельные ощущения как вид ощущений.

32. Опишите тактильные (осязательные) ощущения как вид ощущений.

33. Опишите вкусовые ощущения как вид ощущений.

34. Расскажите о других видах ощущений.

35. Содержательно раскройте основополагающие свойства ППП «Ощущение».

36. Содержательно раскройте адаптацию как свойство ППП «Ощущение».

37. Содержательно раскройте сенсибилизацию как свойство ППП «Ощущение».

38. Содержательно раскройте пространственную локализацию как свойство ППП «Ощущение».

39. Содержательно раскройте длительность (продолжительность) как свойство ППП «Ощущение».

40. Содержательно раскройте интенсивность (силу) как свойство ППП «Ощущение».

41. Содержательно раскройте качество как особое свойство ППП «Ощущение».

42. Содержательно раскройте синестезию как свойство ППП «Ощущение».

43. Объясните наличие и функционирование «порогов ощущения».

44. Объясните верхний абсолютный и нижний абсолютный пороги ППП «Ощущение».

45. Объясните относительный порог (порог различия) ППП «Ощущение».

46. Объясните т.н. оперативный порог ППП «Ощущение».

47. Объясните психофизические законы «работы» ППП «Ощущение».

48. Объясните психофизический закон Бугера-Вебера.

49. Объясните психофизический закон Вебера-Фехнера.

50. Объясните психофизический закон Стивенса.

51. Каков алгоритм («схема») функционирования ППП «Ощущение»?

52. Осветите теорию Джемса-Ланге о возникновении ощущения.

53. Осветите теорию Кеннона-Барда о возникновении ощущения.

54. Осветите концепцию Э. Титченера об особенностях «работы» ощущения.

55. Объясните взаимосвязь ощущения и других ППП.

56. Объясните особую взаимозависимость ощущения и восприятия.

57. Объясните взаимосвязь ощущения и внимания.

58. Объясните взаимосвязь ощущения и памяти.

59. Объясните взаимосвязь ощущения и воображения.

60. Объясните взаимосвязь ощущения и мышления.

61. Объясните взаимосвязь ощущения и речи.

62. Подробно опишите ППП «Ощущение», используя приведённую ниже таблицу

«Классы, виды и свойства ощущений»

Класс и вид ощу-щений Рецептор и проводящий нервный путь данного вида ощущений Центр в головном мозге (анализатор данного вида ощущений) Орган чувств данного вида ощуще-ний Свойства данного вида ощущений Иссле-дователи и научные теории изучения ППП «Ощущение» Научные методы и методики изучения ППП «Ощущение»   Взаимо-действие ППП «Ощущение» с другими ППП
               

Рекомендуемая по теме № 2 раздела № II литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2003.

2. Анатомия центральной нервной системы. Учебно-методическое пособие. / Коган Б.М., Дроздов А.З. – М.: СГА, 2007.

3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб., 2005.

4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.