Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые научные понятия общей психологии






Понятие «индивид». В научной литературе советского периода встречается понимание слова «индивид» как отдельной личности, при этом, авторами под этим словом подразумевается психическое содержание человека в целом. Это не точно и не правильно с современной научно-терминологической точки зрения. На современном этапе развития научного знания, когда мы говорим «индивид», мы подразумеваем, прежде всего, просто отдельный организм. Индивид – это физиологическая разница между людьми, разница на уровне биологии, генетики, наследственности отдельного организма. Индивид это любой биологический представитель вида Homo sapiens. Индивид – это человек как физиологически отдельная и самостоятельная особь. Итак, понятие «индивид», – это, в узком смысле, все физиологические, органические, биологические отличия людей друг от друга.

Понятие «индивидуальность». Индивидуальность как понятие отражает психические, психологические различия между людьми. Эти различия понимаются на дифференциальном уровне оценки людей, на уровне их индивидуальных психических, психологических различий. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – это неповторимость, уникальность психических качеств и психологических свойств личности человека. Понятие «индивидуальность» используется в современной психологии при описании и анализе индивидуально-психологических различий людей. Индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека. Итак, понятие «индивидуальность» характеризует именно психологические различия между людьми. Индивидуальность – это человек с уникальным, неповторимым сочетанием психических особенностей и психологических свойств и качеств.

Понятие «субъект». Субъект – это психологическая характеристика человека, подчёркивающая его активную, познавательную психическую природу. Субъект – это активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек (психологическая единица) или группа (социальный субъект). Субъект может проявлять инициативу и самостоятельность, может принять и реализовать какое-либо решение, может оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Субъект может соотносить между собою своё прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе своей жизнедеятельности в присущем именно ему индивидуальном направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия. Субъект, это, прежде всего, поведенческая, деятельностная характеристика активности человека, а именно, – характеристика психической, познавательной активности и внешнего активного поведения. Итак, субъект это человек как активная, познающая, психическая автономная единица.

В научной психологии человек рассматривается и понимается и как субъект исполняемой им деятельности, и как субъект восприятия, и как субъект познания, и как субъект отношения, и как субъект общения.

Понятие «личность». Личность – это социальные отличия людей, это разнообразие выполнения ими различных социальных ролей, то есть, в буквальном смысле, это различные по значимости и статусу социальные и профессиональные роли человека в обществе и разный социальный статус и вес в нём. Социальное значение понятия личность, - это особенности следования человека общественным нормам и правилам, это значимость (например, культурное значение) конкретной данной личности для общества в прошлом, в настоящем и в будущем. Личность – это социальная, общественная характеристика человека, то есть, это значение (прежде всего практическое, «производственное») человека для общества, для человечества в целом. Как писал А.Н. Леонтьев: «Личность это социальная основа человека». Личность это конкретный человек, представитель конкретного класса, страта, социальной группы, профессии, пола, возраста, образования, культуры, религии. Личность это конкретный человек, занимающийся конкретной деятельностью и имеющий индивидуальные особенности.

Существует более ста определений понятия «личность». Суммарное понимание этого термина, исходя из деятельностного подхода следующее. Личность, - это человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности (А.Н. Леонтьев). Личность - это, определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивидуальности, формирующееся в деятельности и в общении (Б.Г. Ананьев). Личность – это иерархия мотивов (Л.И. Божович).

Гуманистические психологи считают, что личность это устремленность к будущему. Личность это свободная реализация своего потенциала, как писал Гордон Олпорт, в особенности творческого потенциала, добавлял Абрахам Маслоу. Личность это стремление к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я», - утверждал Карл Роджерс.

Понятие «человек». Человек – это собирательное, суммарное понятие, содержательно включающее в себя понятия «индивид», «индивидуальность», «субъект» и «личность». Понятие «человек», так же, может быть аналогом любому из названных понятий. Тем не менее, понятие «человек», прежде всего, отражает характерологические отличия людей, то есть различия на уровне характера, характерологических черт, однако, понятие «человек», в бо льшей степени, является обобщающим понятием.

Подчеркнём, что психическое развитие человека предопределено влиянием на него двух групп факторов, – факторов среды и факторов наследственности. Основаниями и движущими силами развития личности человека выступают совместная деятельность и общение с другими людьми, как считали, например, Алексей Николаевич Леонтьев и Артур Владимирович Петровский.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 3 раздела № I

1. Какие научные проблемы общей психологии Вы знаете?

2. Опишите психогностическую проблему.

3. Опишите психопраксическую проблему.

4. Опишите психосоциальную проблему.

5. Опишите психофизическую проблему.

6. Какие научные принципы общей психологии Вы знаете?

7. Осветите принцип развития психики в деятельности.

8. Осветите принцип единства сознания и деятельности.

9. Осветите принцип детерминизма.

10. Раскройте понятие «индивид».

11. Раскройте понятие «индивидуальность».

12. Раскройте понятие «субъект».

13. Раскройте понятие «личность».

14. Раскройте понятие «человек».

Рекомендуемая по теме № 3 раздела № I литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. – СПб.: СПбГУ, 2007.

3. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.

5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. Подольского А.И. – М.: Институт практической психологии, 1998.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Университет, 2000.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Че-Ро, 2006.

8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

9. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2007.

12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3 кн. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 1: Общие основы психологии.

14. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 1-ый. Введение в психологию. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

15. Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2, испр. и доп. Т. 1. Введение. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов ф-тов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2001.

16. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.

17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 5 изд. – М.: Академия, 2006.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

19. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999.

20. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.

Раздел № 1. Тема № 4. «Психологическая теория деятельности»

Психологический научный анализ деятельности по А.Н. Леонтьеву.

Исходя из постулата содержательного единения субъекта и производимой им деятельности, выделяется понятие «субъект деятельности». Субъект деятельности – это деятельностная разница между людьми, разница на уровне индивидуальных, особенных, присущих только этому конкретному человеку, способов, методов и приёмов выполнения какой-либо деятельности. Таким образом, содержание понятия «субъект деятельности» – это отличия людей друг от друга в процессе выполнения ими какой-либо деятельности (особенности деятельностного развития личности человека). Относительно социально-профессионального взаимодействия людей, понятие «субъект деятельности», – это индивидуальные характеристики каждого человека, демонстрируемые им в самом ходе процесса выполнения деятельности. Итак, субъект деятельности – это, в практическом плане общения и социального взаимодействия людей, деятельностно-профессиональные различия людей и разница между людьми в процессе осуществления ими разнообразной деятельности.

Понятие «индивидуальный стиль деятельности» характеризует собою субъектно-деятельностные отличия людей друг от друга в контексте индивидуально-типологических различий темперамента и характера.

Фундаментальный постулат познания деятельности человека – требование сочетания анализа её внешнего, объективированного содержания, и её внутреннего, психического содержания.

Понятие деятельности. Деятельность как индивидуальная форма существования общественных отношений. Деятельность характеризует собою способ включения личности в существующую структуру общественного разделения труда. Деятельность в качестве формы активного отношения субъекта к действительности, в качестве отношения, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанного с созданием людьми общественно значимых ценностей и с освоением человеком общественного опыта.

Общая структура деятельности. Основные психические свойства деятельности: активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность её строения. Сложное иерархическое строение деятельности человека: уровень особых видов деятельности; уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций.

Основные средства реализации деятельности: действия и операции (элементы деятельности). Действие как основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, – активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Операции как автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие в качестве способов выполнения действий, определяющиеся условиями деятельности.

Виды деятельности по предметной сфере труда: трудовые профессии и специальности; виды деятельности по специфике их содержания: интеллектуальная и физическая деятельность; виды деятельности по специфике предмета деятельности: субъект-объектные виды (где объектом, предметом деятельности является какой-либо материальный объект) и субъект-субъектные виды (где предметом деятельности, объектом воздействия (могущим тут же стать субъектом ответного воздействия) выступают люди)). Виды деятельности по условиям осуществления деятельности: деятельность в нормальных или экстремальных условиях; виды деятельности по общему характеру деятельности: трудовая, учебная, игровая, управленческая деятельность и др.

Свойство предметности в качестве основного атрибута деятельности. Специфика предмета деятельности, решающим образом определяющая всё содержание деятельности. Внутренняя деятельность, детерминирующая внешнюю деятельность. Механизм «сдвига» мотива деятельности на цель деятельности.

Интериоризация и экстериоризация в качестве взаимосвязанных механизмов освоения содержания деятельности. Интериоризация (от лат. interior - внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Экстериоризация (от лат. exterior - внешний) – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему плану, реализуемому в форме приёмов и действий с вещественными предметами.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 4 раздела № I

1. Раскройте понятие «деятельность».

2. Опишите общую структуру деятельности.

3. Осветите основные характеристики деятельности.

4. Проанализируйте предметность деятельности.

5. Охарактеризуйте внутреннюю деятельность, детерминирующую внешнюю деятельность.

6. Осуществите различение отдельных видов деятельности по их предметам.

7. Какова общая структура внешнего и внутреннего планов деятельности.

8. Произведите развёрнутую классификацию видов деятельности.

9. Раскройте понятие «действие».

10. Раскройте понятие «операция».

11. Продумайте психическое содержание субъекта деятельности.

12. Что такое индивидуальный стиль деятельности?

13. Каков психологический механизм «сдвига» мотива деятельности на её цель?

14. Какой имеется фундаментальный постулат познания деятельности человека?

Рекомендуемая по теме № 4 раздела № I литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2003.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

3. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. – СПб.: СПбГУ, 2007.

4. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.

6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. Подольского А.И. – М.: Институт практической психологии, 1998.

7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Университет, 2000.

8. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Че-Ро, 2006.

10. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

11. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

12. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.

13. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.

14. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2007.

16. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3 кн. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 1: Общие основы психологии.

18. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 1-ый. Введение в психологию. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

19. Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2, испр. и доп. Т. 1. Введение. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов ф-тов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2001.

20. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.

21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 5 изд. – М.: Академия, 2006.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

23. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999.

24. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.

25. Становление психологии деятельности: Ранние работы. Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2003.

26. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999.

 

Раздел № 1. Тема № 5. «Эволюция психики в филогенезе»

Развитие психики в филогенезе: стадии и уровни. Главные тенденции развития психики: усложнение форм поведения (форм двигательной активности); совершенствование способности к индивидуальному научению; усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор указанных тенденций развития).

Основные особенности психики животных: инстинкты, их механизмы. Инстинктивные действия как генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Видотипичность инстинктивных действий. Ключевые стимулы. Соотношение инстинкта и научения. Облигатное научение. Факультативное научение. Стадия интеллекта. Язык и общение животных. Использование животными орудий.

Основные этапы развития психики. «Раздражимость», «чувствительность», «ощущение»; Инстинктивное поведение. Общая характеристика инстинктивного поведения животных. Безусловные рефлексы. Понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных. Отличительные характеристики интеллектуального поведения животных. Концепция К.Э. Фабри о происхождении психики. Концепция А.Н. Леонтьева о становлении и формировании психики разнообразных живых организмов в процессе эволюции.

Проблема объективного критерия психики. Теория локализации психики в природе. Теория панпсихизма. Теория биопсихизма. Теория антропопсихизма. Теория нейропсихизма. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности и её экспериментальная проверка. Способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия как объективный критерий психики. Раздражимость как способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Чувствительность как способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Труды К.Э. Фабри. Стадия элементарной сенсорной психики. Отражение отдельных свойств внешних воздействий. Простейшие организмы. Способность простейших к ассоциативному научению (к выработке условных реакций). Стадия перцептивной психики. Способность животных к отражению целостных образов предметов. Примат деятельности в развитии психического отражения. Идеи А.Н. Леонтьева об эволюции психического. Выделение А.Н. Леонтьевым операций на стадии перцептивной психики.

Отличия языка животных от языка человека. Отсутствие у языка животных семантической функции. Генетическая фиксированность языка животных. Подчинённость групповой жизни животных исключительно биологическим целям, законам и механизмам как основное её отличие от общественной жизни человека. Ограничение деятельности животных рамками наглядных конкретных ситуаций. Отсутствие у животных закрепления, накопления и передачи опыта поколений в материальной форме (в форме предметов, объектов материальной культуры).

Подход А.Н. Леонтьева к процессу эволюции психического в ходе филогенетического развития живых организмов. Сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание. Возникновение чувствительности у живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в том, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к тем свойствам окружающей среды, от которых зависит сохранение и развитие этих организмов. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к тем воздействиям, которые «работают» на сигнальную функцию организма. Так возникает способность отражения организмами воздействий окружающей среды в их объективных связях и отношениях – психическое отражение. Развитие этих форм психического отражения совершается вместе с усложнением строения организмов и зависит от развития той деятельности, «вместе» с которой они возникают.

Та деятельность (а, вернее, - поведение) животных, с которой (с которым) связана простейшая форма сенсорной психики, определяется не только самими по себе данными воздействующими свойствами окружающей среды, но и свойствами живых организмов.

Отношение воздействующего свойства к удовлетворению одной из его биологических потребностей называется биологическим смыслом данного воздействия. Биологический смысл тех или иных воздействий не является постоянным для животного, но, наоборот, изменяется и развивается в процессе его деятельности в зависимости от свойств окружающей среды.

Отражение животными среды находится в единстве с их поведением и деятельностью. Существующие «взаимопереходы» между средой и деятельностью (у высших животных, у низших животных - поведение) заключаются в том, что, с одной стороны, всякое отражение формируется в процессе деятельности животного; с другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Основным в этом сложном единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически связывающая его с объективной действительностью; вторичным оказывается психическое отражение воздействующих свойств этой действительности.

Деятельность (а точнее – поведение, у низших живых организмов – инстинктивное поведение) животных на самой ранней, первой стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно, отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам, форму элементарного ощущения. Эту стадию в развитии психики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики, характерной больше для примитивных водных организмов (амёба, инфузория-туфелька, актиния).

В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и, вызванным этим развитием коры головного мозга, возникает целостное психическое отражение животными окружающих объектов, возникает сначала высшая сенсорная психика, а затем, - перцептивная психика.

Таким образом, развитие психики (психической деятельности) определяется необходимостью приспособления животных к окружающей их среде. Психика возникает и развивается у животных, прежде всего, именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде пребывания. Развитие психики проходило от ориентировочного рефлекса (сенсорная психика) к ориентировочному поведению (перцептивная психика), и от ориентировочного поведения в его высших формах (высшие животные) к ориентировочной деятельности (у человека).

Форма отражения действительности животным зависит от объективного строения его деятельности. Однако, при этом развитие психического отражения у животных как бы отстаёт от развития их деятельности (сложных инстинктивных форм поведения), оказывается как бы сдвинутым на одну ступень вниз. Материальную основу сложного процесса развития психики животных составляет формирование «естественных орудий» их деятельности - их «живых» органов тела и формирование присущих этим органам функций. Эволюция органов тела животных и эволюция соответствующих им функций, включая функции мозга, происходящая «внутри» каждой из стадий развития деятельности и психики животных, постепенно подготавливает возможность перехода к новому, более высокому строению их деятельности (сложного поведения) в целом. Возникающее при этом переходе изменение и усложнение общего строения деятельности (относительно низших животных употребляем понятие «поведение») животных создаёт необходимость дальнейшей эволюции отдельных телесных органов и функций психики.

Первое отличие деятельности животных (в том числе и высших животных) от деятельности человека состоит в том, что деятельность животных является инстинктивно-биологической. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными. У животных, в отличие от человека, не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Когда человек вступает в то или иное отношение к вещи (в отношения с вещью (предметом, объектом, явлением, субъектом)), то он отличает объективный предмет своего отношения и само своё отношение к нему. Такого разделения не существует у животных.

Существует ещё одна черта психики животных, отличающая её от человеческого сознания: общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его конкретных процессов так же полностью остаётся в пределах их инстинктивного поведения. Имеется ввиду отсутствие у животных труда – процесса, общественного по своей природе.

Труд - это процесс, связывающий человека с природной средой, с социальной средой и с предметно-вещественной средой, а так же – процесс воздействия человека на эти среды. Для труда характерны употребление и изготовление орудий и реализация труда в условиях коллективной деятельности.

У животных предмет их деятельности и её биологический мотив всегда «слиты». У человека, в рамках коллективной деятельности, происходит разделение предмета деятельности и её мотива.

Итоговое рассмотрение типов нервной системы (НС): сетевидная (диффузная) НС, узловая (ганглиозная) НС, хордовая (трубчатая) НС, ЦНС (высшие животные, высокоразвитые приматы), сложная ЦНС (люди).

Представители (классы, виды) живых существ, находящиеся на стадии низшей сенсорной психики, на стадии высшей сенсорной психики, на стадии низшей перцептивной психики, на стадии высшей перцептивной психики, на стадии интеллекта (высшие приматы (шимпанзе, орангутаны, гориллы), собаки, лошади, дельфины)), на стадии сознания (люди).

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 5 раздела № I

1. Какие Вы знаете основные этапы развития психики?

2. Что такое «раздражимость», «чувствительность», «ощущение»?

3. Что такое инстинктивное поведение?

4. Дайте общую характеристику инстинктивного поведения животных.

5. Назовите основные стадии развития психики и поведения животных.

6. Перечислите основные характеристики сетевидной, узловой и хордовой нервных систем.

7. Опишите ЦНС и сложную ЦНС.

8. Дайте понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных.

9. Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных.

10. Что Вы знаете о концепции К.Э. Фабри о происхождении психики?

11. Опишите подход А.Н. Леонтьева к становлению психики.

12. Главные тенденции развития психики.

13. Основные этапы развития психики.

14. Сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание.

15. Возникновение чувствительности у живых организмов, связанное с усложнением их жизнедеятельности.

16. Выделение процессов внешней деятельности, опосредствующих отношения организмов к тем свойствам окружающей среды, от которых зависит сохранение и развитие этих организмов.

17. Появление раздражимости к тем воздействиям, которые «работают» на сигнальную функцию организма.

18. Способность отражения организмами воздействий окружающей среды в их объективных связях и отношениях – психическое отражение.

19. Развитие форм психического отражения, совершающееся вместе с усложнением строения организмов и зависящее от развития той деятельности, «вместе» с которой они возникают.

20. Отражение животными среды в единстве с их поведением.

21. Стадия элементарной сенсорной психики.

22. Стадия высшей сенсорной психики.

23. Стадия низшей перцептивной психики.

24. Стадия высшей перцептивной психики.

25. Стадия интеллекта.

26. Стадия сознания.

27. Развитие психики, определяемое необходимостью приспособления животных к окружающей их среде.

28. Развитие психики от ориентировочного рефлекса (сенсорная психика) к ориентировочному поведению (перцептивная психика), и от ориентировочного поведения к ориентировочной деятельности.

29. Деятельность высших животных и деятельность человека, – отличия.

30. Общение животных и человека, – сходства и отличия.

31. Труд как процесс, общественный по своей природе. Базовые параметры труда.

32. Биологическая мотивация деятельности животных.

33. Разделение предмета деятельности и её мотива в рамках коллективной деятельности человека.

34. Проблема происхождения и развития сознания в филогенезе.

35. Составьте нижеследующую таблицу

Стадии развития психики и особенности живых существ

Стадия развития психики Особенности нервной системы и органов чувств Особенности психического отражения Особенности поведения Виды живых существ
         

Рекомендуемая по теме № 5 раздела № I литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. Подольского А.И. – М.: Институт практической психологии, 1998.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Университет, 2000.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Че-Ро, 2006.

6. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н.Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. – М.: МГУ, 1983.

7. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

8. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

9. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.

10. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1980.

12. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных // Хрестоматия по общей психологии. Сост. В.В. Мироненко / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

13. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Хрестоматия по общей психологии. Сост. В. В. Мироненко / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.

14. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2007.

16. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.

17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3 кн. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 1: Общие основы психологии.

18. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 1-ый. Введение в психологию. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

19. Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2, испр. и доп. Т. 1. Введение. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов ф-тов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2001.

20. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.

21. Петровкий А.В. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

22. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.

23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 5 изд. – М.: Академия, 2006.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005.

25. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999.

26. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.

27. Становление психологии деятельности: Ранние работы. Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2003.

28. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999.

29. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». – 3-е изд. – М.: Российское психологическое общество, 1999.

30. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2007.

31. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. Сост. М.Н. Сотская. – М., 2003.

32. Эволюция психики: Избранные психологические труды. Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999.

 

Раздел № 1. Тема № 6. «Общественно-историческая природа психики человека и формирование психики в онтогенезе»

Проблема возникновения и развития сознания как высшей формы проявления психики. Факторы и условия развития человеческой психики. Проблема происхождения и развития сознания в филогенезе и в онтогенезе. Закономерности формирования психики человека в онтогенезе.

Основные подходы к пониманию и изучению сознания. Гипотеза о происхождении сознания. Определение сознательного отражения по А.Н. Леонтьеву. Биологическая беспристрастность сознательного отражения. Роль рефлексии в развитии сознания.

Коллективный труд как предпосылка появления сознания. Роль труда, трудовой деятельности и языка в возникновении сознания человека. Использование и изобретение орудий труда и общение посредством речи в процессе коллективной трудовой деятельности как переход психики на качественно новый уровень.

Специфика сознания как высшей формы проявления психики: основные признаки и характеристики сознания по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву, А.В. Петровскому.

Культурно-историческая концепция развития психики человека. Знаково-символическая функция человеческого сознания. Сознание и высшие психические функции. Проблема рефлексии как атрибута сознания в психологических исследованиях.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о развитии высших психических функций человека. Основные положения культурно-исторической парадигмы Л.С. Выготского и его вклад в мировую психологию. Понятие о культурных знаках.

Уровневое строение психических функций: натуральные и культурные; проблема развития высших психических функций (ВПФ) по Л.С. Выготскому. Основные характеристики ВПФ (прижизненное формирование, произвольность, опосредованность, осознанность).

Стадии развития ВПФ: от интерпсихического к интрапсихическому. Роль среды и культурных знаков в процессе психического развития человека.

Основные условия развития психики по Л.С. Выготскому: человеческая морфология мозга, отсутствие мозговых дисфункций, общение ребёнка со взрослым как с носителем культурных знаков.

Учение Л.С. Выготского о зонах развития как логическое продолжение общего закона развития ВПФ. Актуальная зона психического развития или зона актуального развития (ЗАР). Ближайшая зона психического развития или зона ближайшего развития (ЗБР).

Развитие идей Л.С. Выготского его последователями. Взгляды Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.И. Божович, А.В. Петровского. Научные разработки С.Л. Рубинштейна и его психологической школы.

Психофизическая проблема в психологии: основные функции и свойства психики, специфика психического отражения, локализация психических функций, функциональные системы мозга.

Психика как свойство головного мозга. Основные функции психики и их значение. Проблема опережающего отражения. Условно-рефлекторный характер психики, физиологические механизмы функционирования мозга.

Локализация психических функций в коре головного мозга: история вопроса и его современное понимание. Учение А.Р. Лурия о блоках мозга. Функциональная проблема межполушарной функциональной асимметрии мозга («логическое» и «творческое» полушария головного мозга). Правши, левши, амбидекстры.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 6 раздела № I

1. Расскажите о происхождении сознания.

2. Что Вы знаете о научной гипотезе А.Н. Леонтьева о происхождении сознания?

3. Расскажите о сознании как высшем уровне психического отражения действительности.

4. Каковы основные характеристики сознания?

5. Расскажите о роли рефлексии в регуляции поведения человека.

6. Раскройте по А.Н. Леонтьеву роль труда в возникновении сознания человека.

7. В чём проявляется взаимосвязь развития мозга и сознания?

8. Раскройте содержание основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготского в контексте развития высших психических функций.

9. Опишите основные характеристики культурного опыта, формы его сохранения и воспроизводства.

10. Проблема возникновения и развития сознания как высшей формы проявления психики.

11. Факторы и условия развития человеческой психики.

12. Проблема происхождения и развития сознания в филогенезе и онтогенезе.

13. Формирование психики в онтогенезе.

14. Основные подходы к пониманию и изучению сознания.

15. Роль труда и языка в возникновении сознания человека.

16. Специфика сознания как высшей формы проявления психики.

17. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

18. Знаково-символическая функция человеческого сознания.

19. Сознание и высшие психические функции.

20. Понятие о культурных знаках.

21. Уровневое строение психических функций (ВПФ) и проблема развития ВПФ по Л.С. Выготскому.

22. Основные характеристики (свойства) ВПФ.

23. Стадии развития ВПФ: от интерпсихического к интрапсихическому.

24. Роль среды и культурных знаков в процессе психического развития человека.

25. Основные условия развития психики по Л.С. Выготскому.

26. Учение Л.С. Выготского о зонах развития как логическое продолжение выявленного им закона развития ВПФ.

27. Научный подход Д.Б. Эльконина.

28. Научные взгляды А.В. Запорожца.

29. Научные взгляды Л.И. Божович.

30. Научные взгляды А.В. Петровского.

31. Важнейшие научные разработки С.Л. Рубинштейна его школы.

32. Психофизическая проблема в психологии

33. Психика как свойство головного мозга.

34. Основные функции психики и их значение.

35. Условно-рефлекторный характер психики, физиологические механизмы функционирования мозга.

36. Локализация психических функций в коре головного мозга: история изучения и современное понимание.

37. Учение А.Р. Лурия о блоках мозга.

38. Проблема межполушарной функциональной асимметрии мозга.

Рекомендуемая по теме № 6 раздела № I литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо, 2000.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.

4. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. Подольского А.И. – М.: Институт практической психологии, 1998.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Университет, 2000.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Че-Ро, 2006.

8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

9. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

10. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.

11. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.

12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1980.

13. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Хрестоматия по общей психологии. Сост. В. В. Мироненко / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

14. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2007.

16. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.

17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3 кн. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 1: Общие основы психологии.

18. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 1-ый. Введение в психологию. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

19. Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2, испр. и доп. Т. 1. Введение. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов ф-тов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2001.

20. Петровкий А.В. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

21. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.

22. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 5 изд. – М.: Академия, 2006.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005.

24. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999.

25. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.

26. Становление психологии деятельности: Ранние работы. Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2003.

27. Эволюция психики: Избранные психологические труды. Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999.

ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМУ РАЗДЕЛУ

«ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ»

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2003.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

3. Выготский Л.С. Проблема сознания. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. – М. 1982.

4. Выготский Л.С. Проблема развития высших психических функций // Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3.– М. 1983.

5. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо, 2000.

6. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.

7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Книжный дом Университет, 2000.

8. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Ин-т практ. психологии, НПО, 1998.

9. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Че-Ро, 2006.

11. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н.Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. – М.: МГУ, 1983.

12. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

13. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

14. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.

15. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.

16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1980.

17. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных // Хрестоматия по общей психологии. Сост. В.В. Мироненко / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

18. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Хрестоматия по общей психологии. Сост. В. В. Мироненко / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

19. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2007.

21. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.

22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3 кн. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 1: Общие основы психологии.

23. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 1-ый. Введение в психологию. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

24. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

25. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.

26. Психология сознания. Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2001.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005.

28. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999.

29. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.

30. Становление психологии деятельности: Ранние работы / под ред. А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой. М.: Смысл, 2003.

31. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева / под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. М.: Смысл, 1999.

32. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». – 3-е изд. – М.: Российское психологическое общество, 1999.

33. Эволюция психики: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 1999.

РАЗДЕЛ № II. «ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.