Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основание Психологического общества






К 125-летнему юбилею МПО

История Психологического общества

При Императорском Московском университете

(1885 – 1922)

А.Н.Ждан

 

Выделены этапы и обозначены исторические уроки деятельности Психологического общества, основанного при Императорском Московском университете в 1885 г. Деятельность Общества рассматривается как значимая веха в развитии науки и образования в Московском университете, а также в масштабах отечественной психологической мысли в целом.

Ключевые слова: Московское психологическое общество (МПО), Московский университет, журнал «Вопросы философии и психологии», Психологический институт, традиции отечественной психологии.

 

В марте 2010 года в Москве состоялась научная конференция, посвященная 125-летию со дня основания Московского психологического общества. Оно было создано при Московском университете как его органическая часть, одно из его научных обществ и стало органом междисциплинарного взаимодействия внутри университетского сообщества в целях прогресса психологии, исторически первой формой реализации университетской идеи единства знания в этой области. В рамках конференции обсуждались актуальные проблемы современного состояния и основных направлений развития российской психологической науки. Самостоятельный интерес представляет восстановление истории становления и направлений деятельности Общества, анализ его роли в развитии психологической мысли в России.

Основание Психологического общества

История Московского психологического общества начинается с 24 января 1885 г., когда Общество провело свое первое заседание. Оно было создано при Московском университете группой профессоров разных факультетов по инициативе заведующего кафедрой философии Матвея Михайловича Троицкого[1]. К учреждению общества он привлек профессоров всех факультетов Московского университета и 15 из них вместе с проф. М.М.Троицким явились учредителями Психологического общества. Это были профессора:

филологи (Всеволод Федорович Миллер, Николай Ильич Стороженко, Филипп Федорович Фортунатов); юристы (Николай Андреевич Зверев, Георгий Евграфович Колоколов; Сергей Андреевич Муромцев); социолог, правовед и этнограф Максим Максимович Ковалевский; экономист Александр Иванович Чупров; антрополог Дмитрий Николаевич Анучин; зоолог, антрополог Анатолий Петрович Богданов; зоолог Сергей Алексеевич Усов; физиолог Федор Петрович Шереметьевский; математик Николай Васильевич Бугаев невропатолог и психиатр Алексей Яковлевич Кожевников; доктор медицины, руководитель кафедры судебной медицины на юридическом факультете Виктор Алексеевич Легонин.

Осознание необходимости для разработки психологии специальных знаний из разных наук и вместе с тем признание невозможности соединения их в одном лице стали причиной создания Психологического общества как органа, объединявшего представителей всех нужных для ее развития наук. представленных на различных факультетах Московского университета:

психологию человека, историю литературы, сравнительное языкознание, энциклопедию права, государственное право, уголовное право, статистику, зоологию, антропологию, физиологию мозга и нервной системы, психиатрию, судебную медицину и др. Ввиду этого сближения указанных наук на почве психологических вопросов представители их в различных факультетах Императорского Московского университета предложили учредить при означенном университете «Психологическое общество», которое позволило бы им соединить разрозненные труды психологического характера в целях более широкой и плодотворной разработки психологии в ее, приложениях и истории, равно как и для распространения психологических знаний в России.

15 июля 1884 г. Министр Народного просвещения утвердил Устав Психологического общества.

Согласно Уставу, утвержденному Министерством народного просвещения 15 июля 1884 г., «Психологическое общество, состоящее при Императорском московском университете, имеет целью разработку Психологии в ее составе, приложениях и истории и распространение психологических знаний в России. Означенной цели Общество достигает обсуждением в своих заседаниях вопросов: а) системы Психологии во всех формах ее обработки; в) приложения психологических учений к разработке других наук, как-то: Логики, Морали, Философии права, Эстетики, Педагогики и т.д.; в) истории Психологии и ее приложений в древнее и новое время» [ 9]. Учрежденное под названием «психологическое», оно отражало понимание М.М.Троицким места и роли психологии в философии и науках, согласно которому психология признавалась общей основой многих дисциплин и всех философских наук. Нерасторжимую связь психологии с философией философ и психолог Г.Г.Шпет, активный член Общества с 1907 г., называл «природной связью психологии с философией», сохраняющей свое значение и после факта выделения специальных наук из лона философии. Эту мысль он выразил в статье «Один путь в психологии и куда он ведет» [11, с.264], опубликованной в сборнике, которым МПО отметило 30-летие научно-педагогической деятельности Льва Михайловича Лопатина, члена МПО с момента основания Общества, его Председателя в 1899-1920, редактора журнала «Вопросы философии и психологии» на протяжении многих лет [10].

На первом заседании 24 января 1885 г., которое имело чисто организационный характер, были избраны члены Совета общества, определено место заседаний. Председателем МПО был избран профессор Московского университета М.М.Троицкий, по инициативе которого оно и было создано.

На первом публичном заседании МПО 14 марта 1885 г. он произнес большую речь «Современное учение о задачах и методах психологии», в которой изложил взгляд на задачи психологии и МПО [8]. Центральной мыслью выступления М.М.Троицкого было положение о необходимости регулярного междисциплинарного взаимодействия психологии с другими науками внутри университетского сообщества и в то же время подчеркивалось значение психологии для них. Опираясь на авторитеты, он показал значимость изучения связи духа, психических фактов с фактами телесными как в здоровом организме, так и в болезненных изменениях его строения и функций. Отсюда вытекало утверждение о необходимости для разработки науки о духе знаний из области анатомии, физиологии, психиатрии. Факты исторического развития психических сил человека вместе с успехами культуры указывали на значение для разработки психологии достижений в изучении истории общества и культуры, языка, данных этнографии. Психология человека должна разрабатываться также в сравнении с изучением психики животных. Свой обзор М.М.Троицкий завершил выводом о значении психологии для логики, философии права, эстетики, педагогики, для теории общества и практической политики и т.д. В последующем всей своей деятельностью Психологическое общество утверждало идею объединения наук как гуманитарного, так и естественнонаучного профиля, необходимость научной образованности для развития философско-психологического мышления в целях синтетического исследования психологических проблем.

Деятельность Психологического Общества имела следующие направления.

1. Научные заседания (2 раза в месяц) с обсуждением докладов по широкому кругу психологических, философских проблем, проблем психопатологии, этики и психологии. Так Общество неоднократно обсуждало вопрос о свободе воли и в связи с ним – о гипнотизме, причем некоторые из заседаний сопровождались демонстрацией опытов гипнотизации. Обсуждался вопрос о происхождении математических истин, о пространстве и времени и другие вопросы. Заседания носили конструктивный рабочий характер, продолжались от трех до четырех часов, обсуждение некоторых вопросов нередко переносилось на следующее заседание. Такими были, например, заседания, посвященные новым экспериментальным методам исследования, вопросам о соотношении философии и психологии, гипнотизму и внушению. На заседаниях МПО обсуждались новейшие концепции в области биологии и естествознания – неовитализм, энергетизм, эволюционные концепции и т.п..

2. Издание «Трудов Московского Психологического общества» как направление деятельности МПО имело целью распространение философских и психологических знаний в России. «Труды» (выходили с 1888-1894 вып.1 – 8) включали рефераты докладов членов Общества, но главным образом это были переводы философско-психологической классики. В переводах членов Общества были изданы сочинения И.Канта, К.Фишера, Б.Спинозы, Р.Декарта, Г.Лейбница.

3. Важной стороной деятельности МПО было издание журнала «Вопросы философии и психологии» (с1889 г., последний номер журнала (кн.141-142) вышел в 1918 г.), первого в России журнала по психологии и философии. Статьи, помещаемые в нем, в значительной степени состояли из сообщений, обсужденных на заседаниях Общества. С 1899 г. журнал издавался совместно с Философским обществом, созданном при Петербургском университете в 1897, как общий орган русской философской и психологической мысли. С этого времени в названии журнала стояло: «Издание МПО при содействии С.- Петербургского философского общества». Журнал способствовал объединению научных сил в области философии и психологии, открывал возможность следить за работой МПО для всех интересующихся его проблематикой.

 

Первый период - период становления (1885-1887)

Первый период деятельности МПО под председательством М.М.Троицкого оценивается как недостаточно интенсивный (15 заседаний за 3 года), что связывают не только с состоянием философско-психологических знаний, но и с некоторыми личностными особенностями М.М.Троицкого. Например, Я.Н.Колубовский, некоторое время бывший секретарем журнала «Вопросы философии и психологии», в своих воспоминаниях характеризовал Троицкого как «человека ума холодного, кабинетного ученого, который, очевидно, не обладал особыми качествами, которые необходимы для объединения людей разных течений и направлений» [3, с. 135 - 136]. Однако, Вл.Соловьев считал, что «имя Матвея Михайловича Троицкого должно навсегда остаться в нашей умственной истории» [7, с.381]. В.Н.Ивановский, ученик Троицкого, называл его главный обширный труд «Наука о духе» (1882) «целой энциклопедией психологического и теоретико-познавательного характера» [2, с.XIII]. Н.Н.Ланге называл его «непонятым русским психологом», он писал, что книга М.М.Троицкого «Наука о духе» «по важности поднятых в ней вопросов, по глубине научности их решения она смело может быть поставлена наряду со знаменитыми творениями, такими как «Система логики» Дж.Ст.Милля или психологический трактат Бэна» [1, с.18 – 20]. Е.А.Будилова в своей монографии «Социально-психологические проблемы в русской науке» (1983) приходит к выводу о том, что «в трудах М.М.Троицкого была сделана попытка подойти к проблемам социальной психологии и социальной обусловленности психики» [1, с..27]. Следует признать, что творчество Троицкого крайне недостаточно изучено нашими историками психологии.

 

Второй период - период расцвета (1888-1898)

Наиболее ярким в деятельности МПО был период, проходивший под председательством Н.Я.Грота [2]: этот период Л.М.Лопатин назвал «героическим». Он был отмечен частотой заседаний и активностью развернувшихся на них дискуссий; основанием (под редакцией Н.Я.Грота) журнала «Вопросы философии и психологии», одного из старейших философских и психологических журналов, издаваемых в дореволюционной России; изданием «Трудов Московского психологического общества». Тематика заседаний Психологического общества часто выходила за рамки чисто научно проблем и включала такие вопросы, которые волновали не только специалистов и вызывали сочувствие и интерес со стороны образованной публики. Некоторые заседания приобретали характер общественных событий. Таким было заседание 14 марта 1887 г., на котором выступал Лев Толстой с докладом «О понятии жизни». В своем выступлении Л.Н.Толстой поднимал вопрос о смысле жизни и о его освещении наукой. Большой общественный резонанс вызвал доклад Вл.Соловьева «О причинах упадка средневекового миросозерцания» на заседании 19 октября 1891, в котором рассматривался вопрос о реальной роли религии и церкви в обществе.

Психологическое общество отметило заслуги Н.Я.Грота, издав на свои средства посвященный его памяти сборник, составленный из статей о его жизни и творчестве, воспоминаний и писем товарищей и учеников [6]. Сюда же вошел его «Автобиографический очерк» с подробной авторской характеристикой собственной философско-психологической мысли в ее эволюции и с перечнем основных трудов. Как писал о Психологическом обществе историк А.А.Кизеветтер (профессор Московского университета, член-корреспондент АН, высланный в 1922 г. за враждебное настроение к советской власти) в книге, посвященной 175-летнему юбилею Московского университета (1930), изданной в Париже Обществом бывших воспитанников императорского Московского университета и Комитетом, организованным при Русском народном университете в Праге, Психологическое общество 1890-х годов возбуждало интерес к философским вопросам, здесь выступали Вл. Соловьев, Н.Я.Грот, Л.М.Лопатин, Н.Ф.Кони, изредка – маститый Б.Н.Чичерин – все это были, как он писал, «истинные праздники для людей, охваченных интересом к идеологическим спорам».

 

Третий период (1899-1918)

После смерти Н.Я.Грота (1899) председателем МПО был Л.М.Лопатин [3], с 1894 г. - также соредактор, а с 1905 г. - единственный и бессменный редактор журнала «Вопросы философии и психологии», вплоть до прекращения издания в апреле 1918 г. Деятельность МПО под председательством Л.М.Лопатина проходила в русле тех же направлений, которые сложились и получили развитие при Н.Я.Гроте: заседания, посвященные обсуждению состояния философии и психологии, издательская деятельность. Исходя из взаимосвязи философии и нравственных проблем, Л.М.Лопатин признавал высокую значимость психологического анализа явлений нравственного мира, уделял большое внимание вопросам этики как в деятельности МПО, так и в собственных выступлениях на заседаниях и в статьях в журнале «Вопросы философии и психологии», считая, что философский анализ данных науки должен дать такое учение о жизни, которое давало бы человеку более прочные и ясные начала для его нравственной деятельности. По Л.М.Лопатину, в нашем отношении к вопросам нравственности и в нашей деятельности в области теоретической психологии не должно быть двойной бухгалтерии. «Если бы мы больше чувствовали нравственный смысл наших теоретических взглядов и их глубокую нерасторжимую связь с нашими нравственными воззрениями, - писал Л.М.Лопатин, - мы относились бы к коренным вопросам теоретического знания живее и серьезнее» [5, с.121].

 

Четвертый период - период кризиса (1918-1922)

Масштабные общественно-политические события в России второго десятилетия XX в. – первая мировая война 1914-18 гг., Октябрьская революция 1917 г. и последующая за ней Гражданская война 1918-20 гг. - создали экстремальные условия, коренным образом повлиявшие на характер и содержание деятельности МПО. Прекратилась издательская деятельность. Перестал выходить журнал «Вопросы философии и психологии»: последний сдвоенный номер вышел в 1918 г. Общество работало очень неравномерно. Так в 1918 г. состоялось два заседания: 30 марта годичное распорядительное, на котором было избрано Правление Общества (председателем вновь был избран Л.М.Лопатин) и 6 апреля с докладом А.И.Огнева «Идеальное и реальное в сознании». В 1919 г. состоялись два заседания в феврале, одно в марте и три в апреле. В этот период обсуждались в основном философские вопросы. Психологическая проблематика была представлена лишь на двух заседаниях, на которых обсуждались проблемы эволюции психики: доклад А.Н.Северцова «Психика как фактор эволюции высших животных и человека» (6 апреля 1919) и доклад Н.Н.Котс «Проблема «мыслящих» животных и ее вероятная разгадка» (27 апреля 1919). Затем в деятельности Общества последовал годичный перерыв, в течение которого умерли председатель Общества Л.М.Лопатин, его заместитель В.М.Хвостов и другие скончавшиеся члены Общества.

На заседании 20 мая 1920 г. председателем МПО был избран Иван Александрович Ильин – русский религиозный философ, политический мыслитель, блестящий публицист. Выпускник юридического факультета Московского университета (1906), он получил фундаментальную подготовку по праву под руководством выдающегося ученого-правоведа П.И.Новгородцева. После сдачи экзаменов на степень магистра (1909) – доцент Московского университета. 19 мая 1918 г. блестяще защитил магистерскую диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», за которую ему была присуждена магистерская и одновременно степень доктора государственных наук. С 1921 г. – профессор МГУ. Был членом Института Научной философии, созданного при факультете общественных наук в университете в 1921 г. К режиму советской власти, установившемуся после революции 1917 г., относился резко отрицательно. Вслед за арестом в августе 1922 г. приговорен к высылке из России. С октября 1922 г. жил в эмиграции: в Германии (Берлин, 1922 – 1938), в Швейцарии (пригород Цюриха, Цолликон, 1938 – до смерти 21 декабря 1954). За рубежом активно включился в жизнь русских эмигрантов. Был одним из создателей Русского научного института в Берлине, а в 1923-24 гг. – деканом его юридического факультета. В разных странах Европы выступал с лекциями и докладами о русской литературе и культуре, об основах правосознания. В эмиграции продолжались его активная публицистическая деятельность, философское творчество.

В центре его философско-психологических раздумий – проблема человека, личности как единства трех ее составляющих – духа, души и тела, ее духовного развития, пути духовного обновления общества. С 1910 г. И.А.Ильин – член МПО, активный автор журнала «Вопросы философии и психологии». Начало публикациям положила обширная статья «Понятие права и силы» (1910). В ней И.А.Ильин разделяет понятия: юридическое понятие права как совокупности норм, устанавливающих должное, и нравственности как категорию реального правосознания, обозначающую действительность психологическую, выходящую за рамки нормативно-логической сферы, становящуюся силой, причинно определяющей индивидуальное сознание и поведение. В этом же журнале им были опубликованы шесть больших статей по философии Гегеля, написанные по материалам прочитанных им на заседаниях МПО серии докладов по философии Гегеля: «Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления» (1914), «Борьба за право перед судом нормального правосознания» и др. Эти доклады составили ядро его фундаментального двухтомного исследования «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918). В МПО И.А.Ильин выступал также с докладом по феноменологии Гуссерля.

На посту председателя МПО И.А.Ильин оставался до 1922 г., когда Общество было закрыто. Последнее заседание состоялось 15 июня 1922 г. Период деятельности МПО под председательством И.А.Ильина практически не изучен. Это были годы кризиса, который переживало Психологическое общество, как и все научные общества в России. Деятельность МПО свелась к организации заседаний (которые не были регулярными) и обсуждению докладов. 14 ноября 1920 г. состоялось торжественное заседание историко-филологического факультета Московского университета и МПО, посвященное памяти Л.М.Лопатина (скончался 8(21) марта 1920 г.). Был заслушан ряд докладов, посвященных личности и анализу философско-психологических взглядов Л.М.Лопатина, его нравственному учению и учению о свободе. Следующее заседание (6 марта 1921 г.) было посвящено памяти религиозного философа и общественного деятеля, одного из самых активных деятелей МПО - Е.Н.Трубецкого с докладами о его личности и с анализом взглядов этого философа. Все заседания МПО были посвящены различным философским проблемам (доклады Б.А.Фохта о трансцендентальном методе Канта, А.Ф.Лосева о теории абстракции у Платона), вопросам философско-религиозного содержания с акцентом на духовно-нравственное становление личности и в связи общественными событиями в России, которые оценивались И.А.Ильиным как трагические, катастрофические (доклады И.А.Ильина «Первоосновы нормального религиозного опыта», «Религиозный смысл искренности»), доклады по проблемам философии общества (доклады С.Л.Франка «О логической природе общественного явления», И.А.Ильина «Аксиомы правосознания»).

Так, постепенно сокращаясь, психологическая проблематика к концу деятельности МПО практически сошла на - нет, а затем и само Общество прекратило свое существование по известным причинам, выходящим за рамки философии и науки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.