Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние власти






Сегодня Россия – это автократическое государство, с режимом личной власти Президента, маскирующееся под республику благодаря элементам имитационной демократии. Создание авторитарного режима завершено и политические институты вошли в состояние застоя.

Особенностью закрепившегося режима является наличие сильной придворной олигархии, это своего рода «ближний круг», камарилья. Это привилегированная группа лиц, не подконтрольная обществу. Ее привилегиинеизмеримо шире, чем блага, которые имела, например, советская номенклатура. Официальные доходы членов камарильи составляют зачастую несколько миллионов рублей в день, они пользуются комфортом богатейших бизнесменов.

При этом они не подлежат уголовному или гражданскому суду, что подтверждают примеры с бывшим министром обороны А.Сердюковым и его протеже Е.Васильевой.

В ближайших к Первому лицу эшелонах элиты находятся:

· экономическая олигархия;

· высшая бюрократия;

· руководители силовых структур.

Экономическая олигархия контролирует крупные активы. Здесь и бывшие олигархи 90-х и новые олигархи современной эпохи.

Эта олигархия тесно связана с транснациональными корпорациями (ТНК), выводит из страны капиталы, свои активы предпочитает защищать зарубежными и международными юрисдикциями.

В целом существуют договоренности: лояльность экономической олигархии обеспечивает ей возможность сохранять привилегии и активы. В этой среде, однако, есть оппоненты режима, мечтающие о децентрализации государства и «свободной экономике», под которыми понимают ослабление влияния «ближнего круга», силовиков и бюрократии.

Данную «фронду», а также направляемые ею политические группы, трудно назвать оппозицией: ведь их деятельность нацелена не на то, чтобы предложить обществу альтернативный курс, а на то, чтобы усилить свое влияние на распределение ресурсов. В случае замены действующей власти на представителей этой т.н. «оппозиции» режим не стал бы демократическим, он превратился бы в олигархический строй образца «лихих» 90-х. В части экономической политики он продолжал бы оставаться компрадорским (под вывеской «либерализма»). Вместо зависимости от одной группы лиц, российское общество и экономика стали бы зависеть от другой группы. Произошла бы смена хозяина, но не системы.

Высшая бюрократия. Эти люди, помимо текущего управления страной, обеспечивают подконтрольность Президенту бюджета, создавая для него одну из точек опоры – финансовую (другая опора – силовая). Они же обслуживают высшие кланы, обеспечивая для них нужные преференции. За это им выделена «доля» бюджета, которую им разрешено контролировать.

Как и в случае с силовиками, кланы бюрократии контролируют активы в разных отраслях экономики («аффилированный бизнес»). Через этот инструмент и те и другие выступают как субъекты хозяйственной деятельности, превращая государство из регулятора в неравноправного конкурента для бизнеса.

Силовики являются опорой Президента и установленного им режима. Поэтому они пользуются правами привилегированного сословия, защищенного от контроля со стороны других государственных институтов (например, судебной власти), а также со стороны общества.

За это на «кормление» им отдано предпринимательское сословие: малый и средний бизнес; крупный бизнес трогать они не могут (кроме как если дана команда «фас!» с самого верху), тем более добраться до оффшоров и выводимого капитала.

В регионах, да и столицекартина напоминает общероссийскую. В частности, мэр Москвы С.С.Собянин опирается на московскую бюрократию и на связи на федеральном уровне. Городская административная элита контролирует активы столичного мегаполиса и, подобно высшей бюрократии, выступает как субъект хозяйственной деятельности, действующий вне правил конкуренции. Но поскольку мэр Москвы лоялен центру и соблюдает его требования, то использование бюджетных ресурсов и развитие аффилированного бизнеса ему дозволяется.

Но нужно сказать, что вся эта система, о которой мы говорили, несмотря на свою кажущуюся монолитность, является на самом деле достаточно рыхлой, так как основана на зыбкой почве принципа клановости. Кланы напоминают старинные вассальные лестницы, но имеют от них и множество отличий. Так, все они без исключения завязаны на госресурс (административный, силовой, бюджетный).

Нетрудно увидеть здесь эволюционировавшую систему 90-х годов с ее поборами, крышами и общаками, но только теперь на респектабельной и упорядоченной «государственной» основе.

Такая система изначально базируется на коррупции, причем коррупция в ней – это, прежде всего, неформализованное изъятие доходов, ренты. Рентой является «доля» бюджета, отведенная тем или иным кланам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.