Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление эмоций






 

Эмоции находятся в центре внимания когнитивного терапевта, ведь, по сути, главная цель когнитивной терапии - избавление пациента от сим­птомов расстройства, снижение уровня испытываемого им дистресса пу­тем изменения его дисфункционального мышления и в результате - улучше­ние его эмоционального состояния.

Интенсивные негативные эмоции крайне болезненны и могут быть дис­функциональными, если лишают пациента способности ясно мыслить, раз­решать жизненные проблемы, эффективно действовать и достигать удовлет­ворения. Эмоции пациентов, страдающих психиатрическими расстройствами, зачастую слишком интенсивны, чрезмерны или вовсе не соответствуют ситу­ации. Так, Салли, столкнувшись с необходимостью отменить встречу с подру­гой, испытывает чудовищное чувство вины и тоску. Обратиться за консульта­цией к преподавателю ей мешает необъяснимая тревога.

Хотя терапевт может достаточно легко распознать чрезмерность эмоций или их несоответствие ситуации, он воздерживается от прямого объявления их таковыми, особенно в начале терапии. Вместо этого терапевт признает эмоции пациента и выражает эмпатию. Он не пытается оценивать эти эмоции и даже не обсуждает их. Стремясь улучшить самочувствие пациента, терапевт обращается к оценке дисфункциональных мыслей и убеждений, которые лежат в основе душевных страданий пациента.

Однако терапевт не анализирует все болезненные для пациента ситуации. Цель когнитивной терапии - снизить эмоциональный дистресс, который вы­зван неправильной интерпретацией той или иной ситуации. " Нормальные" отрицательные эмоции - такая же неотъемлемая часть жизни, как и положи­тельные, и несут определенные функции (как и физическая боль, привлекая наше внимание к потенциальным проблемам, на которые следует обратить внимание).

Помимо этого, терапевт старается вызвать у пациента больше положитель­ных эмоций. Для этого он интересуется его увлечениями, просит вспомнить

 

 

122 Глава 7

 

хорошие события, произошедшие за минувшую неделю, обсуждает с ним при­ятные воспоминания и др. В качестве домашнего задания терапевт предлагает пациенту почаще заниматься тем, что приносит ему удовольствие, посвящать больше времени делам, которые могут доставить ему чувство гордости за до­стигнутое (см. главу 12).

В этой главе мы разъясняем, как отличить автоматические мысли от эмо­ций, как распознать эмоции, как давать им названия и как оценивать степень их интенсивности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.