Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть третья. В ту пору в Бретани насчитывалось семь грозных лесов






В ВАНДЕЕ

 

 

Книга первая

Вандея

 

 

I

Леса

 

В ту пору в Бретани насчитывалось семь грозных лесов. Вандея -- это

мятеж духовенства. И пособником мятежа был лес. Тьма помогала тьме.

В число семи прославленных бретонских лесов входили: Фужерский лес,

который преграждал путь между Долем и Авраншем; Пренсейский лес, имевший

восемь лье в окружности; Пэмпонский лес, весь изрытый оврагами и руслами

ручьев, почти непроходимый со стороны Бэньона и весьма удобный для

отступления на Конкорне -- гнездо роялистов; Реннский лес, по чащам которого

гулко разносился набат республиканских приходов (обычно республиканцы

тяготели к городам), здесь Пюизэ наголову разбил Фокара; Машкульский лес,

где, словно волк, устроил свое логово Шаретт; Гарнашский лес, принадлежавший

семействам Тремуйлей, Говэнов и Роганов, и Бросельяндский лес,

принадлежавший только феям.

Один из дворян Бретани именовался " Хозяином Семилесья". Этот почетный

титул носил виконт де Фонтенэ, принц бретонский.

Ибо помимо французского принца существует принц бретонский. Так, Роганы

были бретонскими принцами. Гарнье де Сент в своем донесении Конвенту от 15

нивоза II года окрестил принца Тальмона " Капетом разбойников, владыкой Мэна

и всея Нормандии".

История бретонских лесов в период между 1792 и 1800 годами могла бы

стать темой специального исследования: но она на правах легенды вошла в

обширную летопись Вандеи.

У истории своя правда, а у легенд -- своя. Правда легенд по самой своей

природе совсем иная, нежели правда историческая. Правда легенд -- это

вымысел, стремящийся подвести итог явлениям действительности. Впрочем, и

легенда и история обе идут к одной и той же цели -- в образе преходящего

человека представить вечночеловеческое.

Нельзя полностью понять Вандею, если не дополнить историю легендой;

история помогает увидеть всю картину в целом, а легенда -- подробности.

Признаемся же, что Вандея стоит такого труда. Ибо Вандея своего рода

чудо.

Война темных людей, война нелепая и величественная, отвратительная и

великолепная, подкосила Францию, но и стала ее гордостью. Вандея -- рана, но

есть раны, приносящие славу.

В иные свои часы человеческое общество ставит историю перед загадкой, и

для мудреца разгадка ее -- свет, а для невежды -- мрак, насилье и

варварство. Философ поостережется вынести обвинительный приговор. Он не

сбросит со счета трудности, которые затемняют общую картину. Трудности

подобны проплывающим тучам -- и те и другие на миг погружают землю в

полумрак.

Если вы хотите понять вандейское восстание, представьте себе отчетливо

двух антагонистов -- с одной стороны французскую революцию, с другой --

бретонского крестьянина. Стремительно развертываются великие, небывалые

события; благодетельные перемены, хлынувшие все разом бурным потоком,

оборачиваются угрозой, цивилизация движется вперед гневными рывками,

неистовый, неукротимый натиск прогресса несет с собой неслыханные и

непонятные улучшения, и на все это с невозмутимой важностью взирает дикарь,

странный светлоглазый, длинноволосый человек, вся пища которого -- молоко да

каштаны, весь горизонт -- стены его хижины, живая изгородь да межа его поля;

он знает наизусть голос каждого колокола на любой колокольне в окрестных

приходах, воду он употребляет лишь для питья, не расстается с кожаной

курткой, расшитой шелковым узором, словно татуировкой покрывающим всю

одежду, как предок его, кельт, покрывал татуировкой все лицо; почитает в

своем палаче своего господина; говорит он на мертвом языке, тем самым

замуровывая свою мысль в склепе прошлого, и умеет делать лишь одно --

запрячь волов, наточить косу, выполоть ржаное поле, замесить гречневые

лепешки; чтит прежде всего свою соху, а потом уж свою бабку; верит и в

святую деву Марию и в Белую даму, молитвенно преклоняет колена перед святым

алтарем и перед таинственным высоким камнем, торчащим в пустынных ландах; в

долине он хлебопашец, на берегу реки -- рыбак, в лесной чаще -- браконьер;

он любит своих королей, своих сеньоров, своих попов и своих вшей; он

несколько часов подряд может не шелохнувшись простоять на плоском пустынном

берегу, угрюмый слушатель моря.

И теперь судите сами, способен ли был такой слепец принять

благословенный свет?

 

 

II

Люди

 

У нашего крестьянина два надежных друга: поле, которое его кормит, и

лес, который его укрывает.

Трудно даже представить в наши дни тогдашние бретонские леса, -- это

были настоящие города. Глухо, пустынно и дико; не продерешься через

сплетение колючих ветвей, кустов, зеленых зарослей, и на первый взгляд в

этих непролазных чащах не найдешь ни одной живой души; безмолвие, какого нет

и в могиле, подлинное пристанище мертвых; но если бы вдруг одним взмахом,

как порывом бури, можно бы было снести все эти деревья, то стало бы видно,

как под густой их сенью копошится людской муравейник.

Узкие круглые колодцы, скрытые под завалами из камней и сучьев,

колодцы, которые идут сначала вертикально, а потом дают ответвления в

сторону под прямым углом, расширяются наподобие воронки и выводят в полумрак

пещер, -- вот какое подземное царство обнаружил Камбиз в Египте, а Вестерман

обнаружил в Бретани: там -- пустыня, здесь -- леса; в пещерах Египта лежали

мертвецы, а в пещерах Бретани ютились живые люди. Одна из самых заброшенных

просек Мидонского леса, сплошь изрезанная подземными галереями и пещерами,

где сновали невидимые люди, так и звалась " Большой город". Другая просека,

столь же пустынная на поверхности и столь же заселенная в глубине, была

известна под названием " Королевская площадь".

Эта подземная жизнь началась в Бретани с незапамятных времен. Человеку

здесь всегда приходилось убегать от человека. Потому-то и возникали тайники,

укрытые, как змеиные норы под корнями деревьев. Так повелось еще со времен

друидов, и некоторые из этих склепов ровесники дольменам. И злые духи легенд

и чудовища истории -- все они прошли по этой черной земле: Тевтат, Цезарь,

Гоэль, Неомен, Готфрид Английский, Алэн Железная Перчатка, Пьер Моклерк,

французский род Блуа и английский род Монфоров, короли и герцоги, девять

бретонских баронов, судьи Великих Дней, графы Нантские, враждовавшие с

графами Рейнскими, бродяги, разбойники, купцы, Рене II, виконт де Роган,

наместники короля, " добрый герцог Шонский", вешавший крестьян на деревьях

под окнами госпожи де Севинье; в XV веке -- резня сеньоров, в XVI--XVII

веках -- религиозные войны, в XVIII веке -- тридцать тысяч псов, натасканных

на охоту за людьми; заслышав издали этот грозный топот, народ спешил

скрыться, исчезнуть. Итак, троглодиты, спасающиеся от кельтов, кельты,

спасающиеся от римлян, бретонцы, спасающиеся от нормандцев, гугеноты -- от

католиков, контрабандисты -- от таможенников, -- все они поочередно искали

убежища сначала в лесах, а потом и под землей. Самозащита зверя. Вот до чего

тирания доводит народы. В течение двух тысячелетий деспотизм во всех своих

проявлениях -- завоевания, феодализм, фанатизм, поборы -- травил несчастную

загнанную Бретань, и любая безжалостная облава кончалась лишь затем, чтобы

вновь начаться на новый лад. И люди уходили под землю.

Ужас, который сродни гневу, уже гнездился в душах, уже гнездились в

подземных логовах люди, как вдруг во Франции вспыхнула революция. И Бретань

поднялась против нее -- насильственное освобождение показалось ей новым

гнетом. Извечная ошибка раба.

 

 

III






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.