Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии научности знания







Одним из основных критериев научности является системность знания. Система в отличие от простой суммы частей характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия каких-либо элементов. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия и знания, выводимые из этих принципов и понятий. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации.

Но одного принципа системности мало для того, чтобы назвать какие-то знания наукой. Ведь и вне науки есть систематизированные знания - например, религиозные, которые тоже внешне выглядят стройными, логически обоснованными системами.

Наука - это не просто система или совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний, что предусматривает существование людей, специализирующихся на этом, соответствующие организации, координирующие исследования, а также наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации. Это означает, что наука появляется только тогда, когда для этого создаются особые объективные условия в обществе: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания, социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, служащих базой, на которой формируется наука; появление средств фиксации информации, без чего невозможна передача накопленной информации следующим поколениям, а также ее оперативное изменение.

Важным критерием научности является наличие цели научного познания, которая определяется как постижение истины ради самой истины, или теоретичность. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. Так, существовавшие на Востоке научные знания использовались лишь в качестве вспомогательных в религиозных магических церемониях и ритуалах. Поэтому мы не можем говорить о наличии там науки как самостоятельного культурного феномена.

Отличительной чертой научного знания является его рациональный характер. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь вера в возможности разума появилась далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого положения, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию. Этот критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями.

Определяющими признаками науки являются также наличие экспериментального метода исследования и математизация науки. Эти признаки появились в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой.

План семинарского занятия (2 часа)

1. Наука как феномен культуры. Цель и задачи науки.

2. Сциентизм как мировоззрение и его роль в становлении современной цивилизации.

3. Научное знание и его различные аспекты.

4. Критерии научности.

Темы докладов и рефератов

1. В.И.Вернадский о соотношении науки, философии и религии.

2. Наука как социальный институт.

3. Наука и философия.

4. Наука и религия.

ЛИТЕРАТУРА

1. БерналДж. Наука в истории общества. М., 1956.

2. Вернадский В.И. Труды по общей истории науки. М., 1988.

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

4. Доброе Г.М. Наука о науке. Киев, 1989.

5. Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры? //Вопросы философии. 1990.№ 1.

6. Ильин В.В., Калинкин А. Т. Природа науки. М., 1985.

7. Йорданов И. Наука как логическая и общественная система. Киев, 1979.

8. Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспект. М., 1993.

9. Основы науковедения. М., 1985.

10. Рачков П. А. Науковедение. М., 1974.

11. Философия и методология науки. М., 1996.

12. Филатов В.П. Образы науки в русской культуре//Вопросы философии. 1990. №5.


ТЕМА 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.