Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологии. Основными методами психологического исследования являются






Основными методами психологического исследования являются

наблюдение и эксперимент. Большое распространение получили также

анкеты, тесты и анализ продуктов творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) —один из первых психологи-

ческих методов, причем в течение длительного периода времени

этот метод оставался единственным способом исследования душев-

ной жизни. Достоинством интроспекции, позволяющим ей сохра-

нить свое значение и в настоящее время, является способность не-

посредственного, прямого наблюдения за переживаниями, мысля-

ми, стремлениями человека. Однако этот метод имеет и

существенный недостаток, связанный с высокой степенью субъек-

тивности полученных данных, невозможностью проверить их или

повторить результат. Гораздо более объективно наблюдение со

стороны, когда исследователь рассматривает тот или иной фено-

мен психики, протекание психического процесса у других людей.

Наличие четкой цели и схемы наблюдения делает его более пол-

ным и достоверным. Включенное наблюдение предполагает учас-

тие экспериментатора в исследуемом процессе, оно часто применя-

ется, например, в психологии труда, в социальной психологии.

Дневниковые наблюдения часто используются в возрастной психо-

логии. Многие известные ученые (Прейер, Пиаже, Ладыгина-Коте,

Мухина) использовали в своих работах дневниковые наблюдения

за развитием своих детей.

Наиболее объективным методом психологии является экспери-

мент. Различают лабораторный и естественный виды эксперимен-

192 Часть II. Психология

та, отличающиеся друг от друга, как явствует из их названия, преж-

де всего наличием (или отсутствием) специальных приборов. До-

стоинством лабораторного эксперимента является его высокая

точность, возможность изучить недоступные глазу наблюдателя, но

только специальным приборам факты. Привычная обстановка и де-

ятельность являются достоинством естественного эксперимента,

повышая его достоверность, особенно для тревожных испытуе-

мых, деятельность которых нарушается в лабораторных условиях.

Большое распространение имеют лонгитюдные и ≪ срезовые≫

исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том слу-

чае, когда имеется возможность изучить определенную группу в те-

чение длительного периода времени. Например, можно исследо-

вать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого пара-

метра, изучая одну и ту же группу на протяжении пяти, а то и

двадцати лет. Срезовый же эксперимент используется для той же

цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновремен-

но изучить динамику становления определенной функции, взяв

разные группы людей разного возраста (5, 6, 7 лет и т.д.). Однако

так как все люди имеют свои индивидуальные особенности, эти

данные не будут такими же точными, как при лонгитюдном иссле-

довании, хотя большое количество испытуемых позволяет полу-

чить объективные значения.

Все перечисленные выше виды эксперимента относятся к кон-

статирующим, так как они показывают, констатируют наличие или

отсутствие какого-то параметра и его развитие. Применяется в пси-

хологии и формирующий эксперимент при анализе, выявляющем

фактор, оказывающий наиболее важное, эффективное воздействие

на становление того или иного психического процесса или психо-

логического качества. При этом испытуемых разделяют на конт-

рольную и экспериментальную группы, а работа проводится только

с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого пара-

метра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимен-

та, а потом анализируется разница между показателями. На основа-

нии этого анализа и делается вывод об эффективности формирую-

щего воздействия.

Анкеты используются в психологии для получения данных у

большой группы испытуемых. Применяются открытые и закрытые

типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формулируется са-

мим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 19.4

один из вариантов предложенных ответов. Этот вид анкет особен-

но удобен при анализе большого количества материала и при

компьютерном способе обработки.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым пер-

сонально, а потому не дает возможности получить большое количе-

ство информации так же быстро, как при использовании анкет. Од-

нако данные беседы могут иметь большое значение, так как позво-

ляют уточнить формулировку вопросов, зафиксировать реакции

испытуемого, его эмоциональное отношение к тем или иным во-

просам, лучше понять содержание ответов и заметить неточный

(или сознательно неверный) ответ. Поэтому интервью можно при-

менять не только как самостоятельный способ исследования, но и

как вспомогательный при составлении анкеты.

На рубеже XIX—X вв. в психологии появился новый метод — тест, быстро завоевавший популярность и распространившийся на

разные области исследования психики. Этот метод был разработан

английским ученым Ф. Гальтоном. Тест (испытание) стал одной из

важнейших методик в его лаборатории. Использование тестов со-

четалось со статистическим подходом —применением серии тес-

тов к большому числу индивидов. Термин ≪ тест≫, введенный Галь-

тоном, вошел в широкий оборот после статьи Д.М. Кеттела ≪ Умст-

венные тесты и измерения≫ (≪ Mental test and measurements≫),

опубликованной в 1890 г. в журнале ≪ Mind≫, а сам метод тестирова-

ния начал приобретать популярность благодаря работам А. Бине.

Для диагностики поступающих в школу детей он разработал се-

рию вопросов разной степени сложности и на основании ответов

определял уровень интеллекта, отсеивая детей с отставанием или

задержкой умственного развития. Для каждого возраста им были

сформулированы определенные задания разной степени сложно-

сти и исследующие разные стороны интеллектуального развития.

Так, были задания на проверку словарного запаса, счета, памяти,

общей осведомленности, пространственной ориентировки, логи-

ческого мышления и т.д. Бине подчеркивал, что важно не столько

содержание тестов, сколько их многочисленность, так как большое

количество заданий поможет избежать случайностей при диагнос-

тике.

Вопросы были пронумерованы, причем нумерация шла от пер-

вого вопроса для 3-летнего ребенка до последнего для 18-летнего.

Данные заносились в специальную таблицу, причем правильный

13-4455

194 Часть Л. Психология

ответ отмечался плюсом, а неправильный —минусом. Умственный

возраст располагался в промежутке между последними тремя пра-

вильными ответами (три плюса подряд) и первыми тремя неправи-

льными ответами (три минуса подряд). Позднее для более точной

диагностики немецкий психологиШтерн предложил ввести коэф-

фициент интеллекта, (IQJ, который являлся постоянной величи-

ной и высчитывался по формуле:

Ф.в.

где у.в. —умственный возраст, высчитываемый по шкале Бине — Симона; ф.в. — физический возраст ребенка. Нормой являлся коэф-

фициент от 70 до 130%, ниже этого показателя были умственно от-

сталые дети, выше —одаренные.

Наибольшей трудностью при конструировании заданий была

необходимость строить их так, чтобы уровень знаний ребенка, его

опыт не влиял на ответ, т.е. они должны были исходить из того ми-

нимального опыта, который имеется у всех детей этого возраста.

Только в таком случае, подчеркивая Бине, мы сможем отличить

обученного ребенка от ребенка способного, так как дети с высоким

интеллектом, но не имеющие специального обучения, будут в рав-

ном положении с детьми, которых учили в хороших учебных заве-

дениях или дома.

Это положение Бине остается актуальным и сегодня, являясь

необходимым условием при разработке всех новых тестов и моди-

фикации старых, а также при переводе и модификации зарубеж-

ных тестов. Примером того, как забвение этого принципа приво-

дит к неверной диагностике, являются широко известные случаи

применения тестов в России в 20-е гг. XX в. Одно из заданий теста

Бине представляло собой задачу на деление: ребенку давали шесть

апельсинов, которые ему надо было разделить между собой, ма-

мой и папой. (Стоит напомнить, что это были голодные годы по-

сле революции и Гражданской войны, так что о таких экзотиче-

ских фруктах, как бананы или апельсины, многие дети просто не

знали). Многие дети даже в 8— лет не могли решить эту задачу и

были признаны интеллектуально отсталыми. К сожалению, такие

ошибки случаются и в наше время. Например, при тестировании

детей из детского дома, для которых всякое напоминание о семье

и родителях является аффективной ситуацией. Им задают вопрос

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы. 195

\ •• о том, хватит ли чашек на шесть человек в сервизе, который сто-

ит у мамы в буфете, если к ним в гости пришли двое друзей с роди-

телями.

Очень быстро тесты стали одним из самых распространенных

методов психологического исследования. Этому способствовала

как их относительная простота (по сравнению с экспериментом,

требующим больше времени и специального оборудования), так и

их надежность и достоверность. Основатель психотехники Г. Мюн-

стерберг начал использовать тесты для профориентационного от-

бора, американский психолог А. Гезелл разработал специальные

тесты для маленьких (до 3 лет) детей. Наиболее популярные на се-

годняшний день тесты Векслера являются в определенной степени

модификацией стандартных тестов интеллекта Бине —Симона.

Несколько позднее, уже в середине XX в., появились тесты, ко-

торые исследуют не логическое, но творческое мышление детей,

их креативность. Эти тесты были разработаны американскими

психологами Гилфордом и Торренсом и направлены на изучение

уровня развития как вербальной, так и невербальной, образной

креативности.

Кроме тестов интеллектуального развития и творчества, суще-

ствуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных осо-

бенностей человека, структуры его личности. Первые представля-

ют собой опросники, т.е. разновидности анкет, отличающихся тем,

что испытуемый не должен точно представлять себе, какое качест-

во анализирует тот или иной вопрос и как правильно на него отве-

тить. Так, вопросы: ≪ Любите ли вы компании, где все подшучива-

ют друг над другом? ≫ или ≪ Можете ли вы завязать разговор с незна-

комым человеком? ≫ не предполагают четкого разделения на

≪ хороший или плохой≫ ответ, так как для одного человека умение

контактировать со всеми —это хорошее качество, а для другого

отождествляется с навязчивостью или пустозвонством. Для рас-

шифровки полученных ответов применяют специальные ключи, в

которых раскрывается, какие вопросы направлены на исследова-

ние определенного качества.

Сходные опросники используются и при исследовании лично-

сти. Составители этих опросников (Олпорт, Кеттел и другие пси-

хологи) исходили из того, что личность каждого человека состо-

ит из определенного набора врожденных и приобретенных ка-

честв или черт, причем сам набор этих качеств практически

13*

196 Часть И. Психология

неизменен, а индивидуальные особенности связаны со степенью

развития каждого из них. Таким образом, своеобразие человека

основывается на индивидуальном сочетании и развитии этих лич-

ных качеств.

Кроме опросников, к личностным тестам относятся и проек-

тивные тесты, которые получили это название в связи с тем, что в

их основе лежит один из механизмов психологической защиты — проекция, т.е. перенос своих переживаний и стремлений на других

людей, в частности на героев картинок или неоконченных расска-

зов, которые надо закончить.

В психоанализе был разработан также и метод изучения про-

дуктов творческой деятельности, прежде всего рисунков и расска-

зов. Этот метод основан на предположении о том, что в сюжете ри-

сунка или рассказа человек высказывает свои проблемы, обиды и

горести, не осознавая этого.

Основным недостатком и главной трудностью при интерпрета-

ции данных, полученных в этих тестах, является отсутствие объек-

тивного ключа, который дает возможность однозначной расшиф-

ровки ответов. Поэтому при их интерпретации необходим боль-

шой опыт и знания.

Общим недостатком всех видов тестов является их узкая на-

правленность на изучение одного определенного качества. В то же

время связь познавательных и личностных характеристик, их влия-

ние друг на друга, что и определяет психологическую характери-

стику человека, не являются столь однозначными и требуют как

опыта в проведении подобных обследований, так и комплексного

подхода, применения разнообразных тестов для получения более

достоверных результатов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как изменялась взаимосвязь психологии с другими науками?

2. Какие факторы влияют на развитие психологической науки?

3. Каким образом связаны между собой социальная ситуация развития науки и

личность ученого?

4. Как развивались принципы системности и детерминизма?

5. Какие виды развития существуют в психологии?

6. Что такое категориальный строй психологии?

7. Дайте характеристику психофизической и психофизиологической проблем.

8. Какие методы применяются в психологии?

9. В чем сущность формирующего эксперимента?

10. Какие существуют виды тестов, в чем их достоинства и недостатки?

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 197

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Методологические проблемы психологии.

2. Сравнительный анализ значения объективных и субъективных факторов в

развитии психологии.

3. Основные принципы психологии, анализ их развития.

4. Категории личности и переживания, их место в системе психологического

знания.

5. Категории образа и поведения, проблема внутреннего и внешнего в психо-

логии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

2. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996.

3. Петровский А.В., Лрошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.,

1997.

4. Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Методические указания. М., 1989.

5. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Рос-

тов н/Д, 1997.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.