Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на развитие психологической науки






Исследования многих ученых показали, что на развитие психо-

логии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий

из них — это логика развития психологических знаний, который

связан и с изменением ее предмета, и с влиянием смежных с психо-

логией наук, и с развитием принципов и категориального строя

психологии. Уже из этого краткого описания становится понят-

ным, что этот фактор является достаточно объективным и поддает-

ся научному изучению. Два других фактора более субъективны, их

невозможно исследовать так же строго и получить однозначные от-

веты. Это — социальная ситуация развития науки и особенности лично-

сти конкретного ученого.

Влияние социальной ситуации заключается в том, что обще-

ственные, исторические условия, культурное и политическое окру-

жение влияет как на содержание научных концепций, так и на их

распространение, помогает (или затрудняет) развитие научных

школ и направлений. Естественно, что это влияние осуществляется

не непосредственно, но через социальную перцепцию, т.е. через

12*

180 Часть II. Психология

особенности восприятия и понимания этих социокультурных усло-

вий учеными, научным сообществом в целом.

Социальная ситуация может повлиять на развитие науки нес-

колькими путями. Например, она создает условия для возникно-

вения той или иной концепции (проведение реформ 60-х гг.

XIX в. в России, подъем национального самосознания способст-

вовали появлению первых психологических концепций менталь-

ности, или, как их тогда называли, концепций ≪ психологии на-

ционального характера≫). Тот факт, что эти концепции появля-

ются не только в России, но и в Германии (теории Лацаруса,

Штейнталя, Вундта), также является доказательством влияния

социальной ситуации, ибо это был период роста национального

самосознания не только в России, но и в Германии, которая за-

вершала свое объединение.

С социальной ситуацией во многом связано и появление в

XVIII в. первой развернутой теории способностей, анализирующей

роль биологических и социальных факторов в их происхождении

и развитии. Концепция способностей, которая была сформулиро-

вана Гельвецием, своим появлением обязана доминирующим иде-

ям Просвещения, мыслям о том, что все люди рождаются равными,

а разница в их социальном положении и реальных достижениях в

жизни связана с разным обучением и отсутствием знаний. Неудиви-

тельно, что на этом фоне появляется психологическая теория, ко-

торая, практически отождествляя способности с уровнем выполне-

ния конкретной деятельности, доказывает, что врожденных спо-

собностей нет, а их формирование происходит в процессе

обучения.

Как было сказано выше, социальная ситуация влияет и на при-

нятие (либо отторжение) той или иной теории. Созвучность науч-

ных концепций ожиданиям общества приводит не только к их рас-

пространению, но и к привлечению наиболее способных, целеуст-

ремленных молодых исследователей к работе над этой теорией.

Таким образом, именно в русле определенного подхода и происхо-

дят наиболее ценные открытия, находки, которые придают ему

еще большее значение. Так, в середине XIX в. в России ожидания

скорейших изменений в идеалах и ценностях как общества в це-

лом, так и конкретного человека привели к тому, что из двух подхо-

дов к построению психологии был выбран предложенный И.М. Се-

ченовым, а не К.Д. Кавелиным. Это произошло потому, что имен-

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 181

но теория Сеченова, впервые описанная им в работе ≪ Рефлексы

головного мозга≫, связывала психологию с популярной тогда и

многообещающей физиологией, в то время как Кавелин основывал

ее на философии, не имевшей объективных методов исследования.

Не менее важным было и то, что Сеченов был убежден, что форми-

рование личности происходит при жизни человека, что его идеа-

лы, стремления, ценности, закладываются в процессе воспитания.

Из этого следует, что при правильном воспитании новое поколе-

ние будет совершенно другим, лучшим. Кавелин, напортив, связы-

вая нравственность и идеалы человека с укладом, культурой, язы-

ком того общества, в котором он живет, не предсказывал быстрых

изменений. Именно поэтому его позиция не получила распростра-

нения и была забыта. Но те же взгляды, то же стремление в первую

очередь рассмотреть не поведение, но духовные свойства, стремле-

ния и нравственные ценности человека, высказанные почти через

20 лет B.C. Соловьевым уже в другой социальной ситуации, нашли

понимание и поддержку общества.

Точно так же после Первой мировой войны, показавшей, ка-

ким антирациональным и жестоким может быть человек, получили

более широкое распространение и взгляды 3. Фрейда, которые до

этого времени рассматривались главным образом в русле клиниче-

ской психологии.

Не меньшее значение имеет и другой фактор — личность учено-

го, творца той или иной психологической теории, его ценностные

ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности

общения с коллегами, принадлежность к определенной научной

школе и т.д. Эта принадлежность может помочь ученому, особенно

в начале его творческого пути, так как предоставляет необходимую

информацию, простор для дискуссий, оппонирования и некоторую

защиту от критики. Однако мнение коллег, выработанный общими

усилиями подход к решению проблем может стать и тормозом на

пути научного прогресса, сковывая творческую активность либо из

боязни вступить в противоречие с коллегами, либо из-за догмати-

ческого пристрастия к высказанному единожды мнению.

Таким же препятствием на пути создания новой теории может

стать и недостаток целеустремленности или уверенности в себе,

особенно в том случае, если новая концепция встречает противо-

действие или непонимание. Так, авторитарность и даже некоторая

нетерпимость 3. Фрейда явилась причиной его конфликта с после-

182 Часть II. Психология

дователями, отхода от него и его теории даже близких учеников.

Но в то же время именно эти качества и дали ему возможность со-

здать его теорию и продолжать ее разработку в ситуации острой

критики и неприятия со стороны многих психологов.

Анализ личности ученого, его биографии помогает понять, ка-

ким образом происходит отбор научных задач, особенности борь-

бы за личные убеждения, процесс противостояния невежественно-

сти или отчуждению окружающих и просто бытовым неурядицам.

Таким образом, этот фактор раскрывает внутренние перипетии

творческой деятельности, а иногда и душевной драмы ученого. И в

этом плане одинаково интересен может быть и анализ жизни, бога-

той яркими фактами активной научной борьбы, как, например,

жизнь Дж. Бруно, и жизнь в борьбе, не принимающей форм выра-

женной активности, но тем более напряженной мысли, как жизнь

Р. Декарта или О. Конта, или даже жизнь размеренная, даже бед-

ная по выражению активности, но интересная по преднамеренно-

сти, законченности ее плана и напряжении в его выполнении, как

жизнь Г. Спенсера (Г.Г. Шпет).

Однако, несмотря на важность и социальной ситуации, и лич-

ности ученого, ведущим фактором все же является логика развития

психологической науки. Этот фактор тесно связан с развитием

принципов психологии, изменением ее предмета и методов иссле-

дования психики.

Основные принципы психологической науки

Выделяют три важнейших методологических принципа психо-

логии — принцип детерминизма, принцип системности и принцип

развития.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические

явления связаны по закону причинно-следственных отношений,

т.е. что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причи-

ну, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет,

почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут

объясняться разными основаниями, и в истории психологии суще-

ствует несколько подходов к их объяснению.

В античности уже существовало понимание того, что все про-

цессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые за-

говорили о детерминизме, о том, что существует.всеобщий закон,

Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 183

природой в целом. Гераклит писал, что ≪ даже солнце не может на-

рушить Логос...≫ Таким образом, все, происходящее в природе и в

душе человека, обусловлено определенной причиной, хотя мы и не

всегда можем объяснить эту связь и найти эту причину. Демокрит,

который разработал развернутую концепцию детерминизма, пи-

сал, что ≪ люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание

дела и неумение управлять≫.

Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию

детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его

влияние на разумную часть души, на процесс нравственного раз-

вития человека. При этом они вводили понятие ≪ целейого детер-

минизма≫, считая, что душа стремится к определенной цели, кото-

рую Платон соединял с идеей или общим понятием, отражающим

суть вещи. Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происхо-

дящего в психике является цель, к которой стремится душа, отри-

цал, что эта цель дается извне. Он считал, что цель имманентно

присуща вещи и связана с ее формой, которая и отражает ее пред-

назначение.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детер-

минизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяс-

нены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механи-

ческом объяснении поведения человека, которое подчиняется за-

кону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти

200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положени-

ях основателя ассоцианистической психологии Д. Гартли, кото-

рый считал, что ассоциации и в малом (психике), и в большом (по-

ведение) кругах формируются и развиваются по законам механики

И. Ньютона. Отголоски механического детерминизма можно най-

ти даже в психологии начала XX в., например, в теории энергетиз-

ма, которую разделяли многие известные психологи, а также в не-

которых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что по-

ложительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное —

ослабляет.

Но еще большее влияние оказал на развитие психологии био-

логический детерминизм, который возник с появлением теории

эволюции. Исходя из этой теории, развитие психики определяется

стремлением к адаптации к среде, т.е. все, что происходит в психи-

ке, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше при-

способилось к тем условиям, в которых оно живет. Этот же закон

] 84 Часть //. Психология

распространялся и на психику человека, и почти все психологиче-

ские направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который может быть назван пси-

хологическим, отталкивается от того, что развитие психики объяс-

няется и направляется определенной целью. Однако в отличие от

понимания цели в античности, когда она была так или иначе внеш-

ней для психики (идеей или формой), в данном случае цель прису-

ща самому содержанию души, психики конкретного живого сущест-

ва и определяет ее стремление к самовыражению и самореализа-

ции в реальной действительности — в общении, познании,

творческой деятельности. Психологический детерминизм также

исходит из того, что среда является не просто условием, зоной

обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие

знания, переживания, во многом изменяющие процесс становле-

ния личности. Таким образом, культура становится одним из самых

значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, по-

могающих осознанию себя и как носителя уникальных духовных

ценностей и качеств, и как члена общества. Психологический де-

терминизм также предполагает, что процессы, происходящие в

душе, могут быть направлены не только на приспособление к сре-

де, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает

раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды

связи между разными сторонами психики, сферами психического.

Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне

связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря

этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминиз-

ма, изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в

психологии.

Первые исследования тех связей, которые существуют между

психическими явлениями, представляли психикукак сенсорную

мозаику, состоящую из нескольких элементов — ощущений, пред-

ставлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по за-

" Кбнам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой

вид связи получил название элементаризма.

Функциональный подход, который получил свое название от того,

что психику представляли как набор отдельных функций, направ-

ленных на реализацию различных психических актов и процессов

(зрения, обучения и т.д.), появился, так же как и биологический де-

Глава 1. Предмет психологин, ее методология и методы 185

терминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследова-

ния показали, что существует связь морфологии и функции, в том

числе и психической функции. Таким образом, было доказано, что

психические процессы (память, восприятие, и др.) и акты поведе-

ния могут быть представлены как функциональные блоки. В зави-

симости от вида детерминации эти блоки могли действовать и по

законам механики (как отдельные части сложной машины), и по за-

конам биологической адаптации, связывая в единое целое орга-

низм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом

при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т.е. ка-

ким образом недостатки в работе одних отделов, могут компенси-

роваться нормальной работой других, например плохой слух — раз-

витием тактильных или вибрационных ощущений.

Именно это и объясняет принцип системности, который пред-

ставляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функ-

ции) которой связаны между собой. Таким образом, системность

психики предполагает и ее активность, так как только в этом слу-

чае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психиче-

скому даже на низших уровнях развития психики. Системность в

понимании психики не противоречит и осознанию ее целостно-

сти, идее ≪ холизма≫ (целостность), так как каждая психическая сис-

тема (прежде всего, естественно, психика человека) является уни-

.кальной и цельной.

И, наконец, принцип развития, который говорит о том, что

психика развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее

изучения является исследование закономерностей этого генезиса,

его видов и стадий. Недаром одним из наиболее распространенных

психологических методов является именно генетический.

Определяя, какие виды развития присущи психическому, этот

принцип подтверждает, что существует дйа вида развития психи-

ки — филогенетическое и онтогенетическое, т.е. развитие психики

в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ре-

бенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют

определенное соответствие между собой.

Американский психолог С. Холл предположил, что это сходст-

во связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в

нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому ни-

какие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности

стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую

186 Часть II. Психология

связь между фил о- и онтогенезом, получила название теории рекапи-

туляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий

филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не су-

ществует и развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимо-

сти от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще

пропадать. Таким образом, процесс психического развития не ли-

неен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания

ребенка. В то же время невозможно игнорировать и известную ана-

логию, реально существующую при сравнительном анализе процес-

сов познавательного развития, становления самооценки, самосо-

знания и т.д. у маленьких детей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П.П. Блонский и

др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о том,

что это логическое соответствие, которое объяснятся тем, что

логика становления психики, ее саморазвертывания одинакова

что при развитии человеческого рода, что при развитии отдель-

ного человека.

Выделяются также и различные стороны психического разви-

тия — и развитие личности, и развитие интеллекта, и социальное

развитие, которые имеют свои этапы и закономерности, ставшие

предметом исследования многих известных психологов — В. Штер-

на, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др.

Ведущие категории психологии

Кроме принципов на развитие психологии как науки влияет и

формирование ее категориального строя, т.е. тех постоянных

проблем (инвариант), которые составляют ее предмет и его содер-

жание.

В настоящее время выделяют несколько основных категорий,

которые являлись основой психологической науки на протяжении

почти всей ее истории. Это категории мотива, образа, деятельности,

личности, общения, переживания. В разные периоды развития психо-

логии и в разных школах эти категории имели неодинаковое значе-

ние, однако всегда так или иначе присутствовали в психологиче-

ских концепциях.

Одной из первых в психологии появилась категория образа, ко-

торая стала ведущей при изучении познания. Уже в античности

ученые изучали как формируется у человека образ мира, впоследст-

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 187

вии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосозна-

ние человека, его содержание и структура. Если в первых психоло-

гических теориях образ себя рассматривался преимущественно как

одна из областей сознания, то в современной науке образ-Я стал од-

ним из ведущих понятий психологии личности.

Образ предмета рассматривался многими учеными как сигнал,

на основе которого зарождается и начинает функционировать реф-

лекс, поведение человека. Образ как сенсорная основа мысли счи-

тался незыблемым постулатом учеными, которые рассматривали

психику как сенсорную мозаику, состоящую из ощущений и пред-

ставлений. Безобразный характер мышления стал в начале XX в.

одним из важнейших открытий Вюрцбургской школы. Образ как

основа восприятия, его целостный и системный характер стал ве-

дущей категорией в психологической школе гештальтпсихологии.

Рассматривая развитие образа, психологи пришли к выводу о

взаимосвязи чувственного и умственного образов. Изучение этой

связи, так же как и сочетания умственного образа и слова, было и

остается одной из важнейших проблем для психологии. Достаточно

сказать, что такие великие ученые, как А.А. Потебня, Л.С. Выгот-

ский, Г.Г. Шпет, Ж. Пиаже, Д. Брунер и другие посвятили свои наи-

более значительные труды исследованию именно этой проблемы.

И чувственный, и умственный образы являются содержанием

сознания, поэтому совокупность образов может рассматриваться

как определенный аналог этой философской. категории. Однако

для психологии не менее важным является и вопрос о степени

осознанности образов, так как и бессознательное, и надсознатель-

ное играют не менее важную роль, чем сознание.

Не меньшее значение имеет в психологии и категория мотива.

Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали ис-

точник активности, стремились найти причину, которая побужда-

ет человека к движению, т.е. стремились понять мотивы, которые

лежат в основе нашего поведения. Были попытки найти и матери-

альное объяснение этим побуждениям, при этом мотивы связыва-

лись и с движущимися атомами, и с ≪ животными духами≫, были и

теории, которые говорили об их нематериальности. Так, Платон

говорил о страстной или вожделеющей душах, которые и являются

носителями мотивов, а Лейбниц считал, что активность, побужде-

ние к действию является свойством души-монады. Однако незави-

симо от истолкования природы мотива, он, как правило, связывал-

188 Часть II. Психология

ся с эмоциями и был одной из главных проблем для всех психоло-

гов. Поэтому естественно, что и в современной психологии

понятие мотива (потребность, влечение, стремление) стало веду-

щей категорией практически для всех психологических школ.

С категорией мотива тесно связана другая категория — пережи-

вания, эмоционального отклика человека на явления внешнего

мира и свои поступки и мысли. Еще Эпикур утверждал, что именно

переживания направляют и регулируют поведение, в качестве та-

ковых рассматривают их и современные психологи. Несмотря на

то что проблема природы и динамики эмоциональных процессов

не получила еще в психологии однозначного решения, сам факт

важности эмоций и переживаний не только в регуляции активно-

сти, но и в присвоении знаний, идентификации с окружающим ми-

ром, в том числе и со значимыми людьми, не вызывает сомнения.

Говоря о категории деятельности, необходимо помнить о том,

что в психологии рассматривается и внешняя деятельность (поведе-

ние), и внутренняя (прежде всего, мыслительная деятельность). На

первых этапах развития психологии учеными не подвергалась со-

мнению мысль о том, что поведение является таким же психологи-

ческим понятием, как и мышление. Однако со временем психологи,

как уже говорилось выше, начали отождествлять психику только с

сознанием, а все внешние проявления активности выходили, таким

образом, за рамки собственно психического. Поэтому на долю пси-

хологических исследований оставалось изучение только внутрен-

ней, умственной деятельности. Это мешало развитию объективных

методов исследования психики, останавливало и развитие экспери-

ментальной психологии. В середине XIX в. английский психолог и

философ Г. Спенсер впервые сказал о том, что предметом психоло-

гии являются ассоциации между внутренним и внешним, т.е. между

сознанием и поведением. Таким образом, было не только зафикси-

ровано уникальное положение психологии, но и узаконено место

внешней деятельности в качестве психологической категории. В со-

временной психологии существует несколько школ, для которых ка-

тегория деятельности является ведущей — это и бихевиоризм, и оте-

чественная психология, в которой теория деятельности занимает

одно из центральных мест. В то же время изучение внутренней и

внешней деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов — одна

из центральных проблем возрастной психологии, так же как и мно-

гих других психологических направлений и отраслей.

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 189

Слова о том, что человек — существо социальное, т.е. что он не

может существовать вне общения с другими, были высказаны еще

Аристотелем. За период своего существования психология накопи-

ла много данных о важнейшей роли других людей в развитии пси-

хики индивида, в формировании его представлений о себе и о

мире. В возрастной психологии огромная роль взрослого и отно-

шений взрослый — ребенок является одной из аксиом, указываю-

щей на то, что полноценное психическое развитие ребенка не мо-

жет осуществляться в изоляции. С появлением социальной психо-

логии начинается серьезное изучение общения взрослых людей

друг с другом, при этом особое внимание уделяется общению лю-

дей, принадлежащих к разным нациям, культурам, а также особен-

ностям массовых коммуникаций. Исследования позволили выде-

лить разные стороны общения (коммуникативную, перцептивную,

интерактивную), его структуру и динамику. Анализ направления

развития психологической науки показывает, что значение этой

категории, так же как и доля исследований, посвященных различ-

ным проблемам общения, будет и дальше возрастать.

В отличие от других, категория личности появилась в психоло-

гии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека, раз-

витии его представления о себе и оценки себя ставились еще в ан-

тичности. Однако в то время понятия ≪ личность≫ и ≪ человек≫ рас-

сматривались как тождественные, не существовало и современных

понятий ≪ личность≫, ≪ индивид≫ и ≪ индивидуальность≫. На протя-

жении длительного времени, как уже отмечалось, ведущими вопро-

сами психологии были вопросы познания, а категории образа и

внутренней, умственной деятельности оставались ведущими. Неда-

ром известный ученый В. Вундт говорил о диктате ≪ интеллектуа-

лизма≫ в психологии, противопоставляя свою волюнтаристскую

психологию прежней, изучающей в основном ≪ человека познающе-

го≫, а не чувствующего. Лишь в появлением школы глубинной пси-

хологии именно личность стала одной из ведущих категорий и

остается ею в современной психологической науке, хотя и в насто-

ящее время разные школы (гуманистическая, глубинная, отечест-

венная психология) рассматривают структуру, генезис и движущие

силы развития личности по-разному.

Большое влияние на развитие психологической науки оказал и

подход к решению ключевых проблем психологии, изучающих

природу психического, взаимоотношения психического и физиче-

190 Чт т\, //. I [сихология

ского, телесного и духовного в психике. При этом на первый план

выходили либо общие проблемы, т.е. соотношения психического и

физического, либо более частные, связанные с исследованием свя-

зи организма (тела) с психикой (душой). Соответственно в первом

случае эта проблема звучала как психофизическая, а во втором — как психофизиологическая.

Сама постановка проблемы и подходы к ее решению были свя-

заны с вопросами о роли и месте человека в мире. В античной пси-

хологии ученые рассматривали человека как одно из звеньев в

цепи всеобщих закономерностей. С этой точки зрения человек

подчинялся тем же законам, что и все живое и неживое в природе,

а психические законы были отражением физических, т.е. вариаци-

ями основных законов природы. Исследование этих законов при-

водило ученых к мысли о том, что существует единая первооснова,

которая составляет сущность и психического, и физического. Та-

кое решение психофизической проблемы получило название мониз-

ма (общая, единая первооснова, субстанция). В зависимости от

того, идеальной или материальной является эта субстанция, мо-

низм может быть идеалистическим или материалистическим. Некото-

рые ученые, как напримеэдР. Декарт, отвергали наличие единой

субстанции, доказывая существование двух первоначал, двух раз-

ных субстанций для души и для тела. Этот подход получил название

дуализма. Так как часто процессы, которые происходят в душе и

теле, рассматривались как параллельные и независимые друг от

друга, в психологии появляется понятие психофизического параллелиз-

ма, подчеркивавшего независимость и чисто внешнее соответствие

этих явлений.

С течением времени обостряется интерес ученых именно к

психике человека. При это, м уже в исследованиях Платона постули-

ровались качественные отличия психики человека от психики дру-

гих живых существ. Таким образом, и законы, которые управляют

психикой человека, являются уникальными и не могут рассматри^

ваться по аналогии с законами природы. Такой антропологиче-

ский подход, при котором все рассматривается лишь с точки зре-

ния человека, был характерен для многих не только психологиче-

ских, но и философских школ. Однако и в античности, и в

Средневековье было еще недостаточно данных для перевода пси-

хофизической проблемы в план психофизиологической, точнее — для научного решения этой проблемы.

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 191

С середины XIX в., с развитием биологии и медицины психоло-

гия получила достаточно важный объективный материал, позво-

лявший по-новому подойти к решению психофизиологической

проблемы. Работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского,

У. Кеннона и других ученых дали возможность не только лучше по-

нять биологическую природу психики, но и точнее разграничить

области биологических основ психики и собственно психического.

Тем не менее остается еще много вопросов, которые совместными

усилиями психологов, философов, физиологов, медиков и других

ученых предстоит решить, чтобы дать более полные ответы и на

психофизическую, и на психофизиологическую проблемы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.