Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы организации обучения






В дидактике известны три основные системы организационно-

го оформления педагогического процесса: индивидуальное обуче-

ние и воспитание, классно-урочная система и лекционно-семинар-

ская система.

Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней фор-

мой организации процесса передачи знаний. Сегодня она не имеет

широкого распространения, а до XVIII в. являлась господствующей.

Учителя того времени брали на обучение (в первую очередь, рели-

гиозное или профессиональное) 10—5 учеников разного возраста и

с разной степенью подготовленности. Содержание обучения было

Глава 6. Общие положения дидактики 123

строго индивидуально, так же как и сроки обучения. Учитель после-

довательно сообщал каждому ученику знания, демонстрировал об-

разцы выполнения заданий, проводил проверку. При этом коллек-

тивные наставления и беседы почти не использовались.

Классно-урочная система (основы которой были заложены

ЯЛ. Коменским, а позже дополнены К.Д. Ушинским, А. Дистерве-

гом и другими великими учеными-педагогами) имеет, в отличие от

индивидуального обучения и воспитания, четкие требования к ор-

ганизации педагогического процесса. К этим требованиям относят-

ся: постоянное место и продолжительность учебных занятий, объе-

динение в группы (классы) учеников одного возраста, постоянный

состав учебных групп, стабильное расписание занятий, основной

формой которых является урок, имеющий, как правило, следую-

щие части: опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения

на закрепление этих знаний (большая часть урока), проверка.

Важным преимуществом классно-урочной системы является

возможность сочетать в ней массовые, групповые и индивидуаль-

ные формы учебно-воспитательного процесса. Массовые формы

используются при организации внеурочной работы (утренники,

школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиа-

ды, конференции и др.). Групповые формы подразделяются на

учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лаборатор-

но-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные сек-

ции, факультативы, клубы по интересам). К индивидуальным фор-

мам учебного процесса относят консультации и репетиторство.

К основным достоинствам классно-урочной системы можно от-

нести: возможность использовать классный коллектив в качестве

педагогического средства стимулирования познавательной дея-

тельности каждого ученика; четкость и системность в последовате-

льности изучения учебного материала; экономическую выгоду при

массовом обучении.

Недостатки этой системы относятся, в основном, к организа-

ции урока как основной форме педагогического процесса: единооб-

разие содержания; ориентация на среднего ученика как в содержа-

нии, так и в темпах усвоения учебного материала; недостаточная

возможность обеспечения развития тех учащихся, чей уровень от-

личается в ту или иную сторону от возрастной нормы.

В истории педагогики предпринимались попытки усовершенст-

вовать классно-урочную систему (белль-ланкастерская система в Ан-

124 Часть I. Педагогика

глии, дальтонский лабораторный план Е. Паркхерта и план Трампа

в США, бригадно-лабораторная форма организации обучения в

России и ряде зарубежных стран), однако эти попытки на практике

показали низкие результаты обучаемости и не получили широкого

распространения.

Классно-урочная система в своих основных чертах остается не-

изменной формой организации учебного процесса уже на протяже-

нии более 300 лет.

Лекционно-семинарская система, появившаяся в связи с созданием

первых университетов, также почти не претерпела существенных

изменений за историю своего существования. Она используется в

практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее

участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и

способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основ-

ными формами обучения в лекционно-семинарской системе явля-

ются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия,

консультации, коллоквиумы, зачеты, экзамены, производственная

практика.

В последнее время элементы лекционно-семинарской систе-

мы широко используются в общеобразовательной школе, сочета-

ясь с формами обучения классно-урочной системы. Это, с одной

стороны, повышает эффективность обучения школьников, а с

другой —обеспечивает преемственность между средней и вы-

сшей школой.

Рассмотрим подробнее основные и дополнительные формы ор-

ганизации учебно-воспитательного процесса в общеобразователь-

ной школе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.