Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории воспитания






Как уже отмечалось выше, понятие ≪ воспитание≫ является од-

ним из центральных в педагогической науке. В истории педагогики

наблюдалась смена господствующих в разные периоды теорий вос-

питания, среди которых в первую очередь выделяются теория ав-

Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей 93

торитарного воспитания, теория свободного воспитания и гумани-

стическая концепция воспитания.

Теория авторитарного воспитания, возникшая и доминировав-

шая в период Средневековья, рассматривала ребенка, ученика как

объект, которым следует управлять, определяя его поведение ис-

ходя из жестко заданных, преднамеренно ограничивающих его

социальных норм (И.Ф. Гербарт). Основными воспитательными

приемами в этой концепции считались: угрозы, надзор, приказа-

ния и запреты.

Противоположные педагогические представления, цели и ме-

тоды лежат в основе появившейся в XVIII в. теории свободного (сти-

хийного) воспитания, которая предполагает уважение к личности

ребенка, стремление не ограничивать, а стимулировать в процессе

воспитания естественный ход личностного развития (Ж.Ж. Руссо).

И хотя сегодня можно встретить педагогические системы, по-

строенные на одной из этих двух полярных теорий воспитания, од-

нако все большее место в педагогической теории и практике стала

занимать современная гуманистическая концепция воспитания.

В гуманистической традиции развитие личности рассматрива-

ется как процесс взаимосвязанных и соотносимых изменений в

двух планах: внутреннем (направленность ≪ на себя≫) и внешнем

(направленность ≪ на других≫). И если внутренний план развития

личности характеризуется психофизической индивидуальностью и

проявляется в саморегуляции, самоорганизации и самопознании,

то внешний (социальный) план формируется и определяется глу-

биной и темпами приобщения личности к социальным ценностям,

уровнем приобретенных на их основе личностных качеств в про-

цессе самореализации и самоутверждения.

Определенное сочетание взаимосвязанных внутреннего и

внешнего планов составляет личностную гармонию, которая и яв-

ляется целью гуманистического воспитания, в качестве модели ко-

торого выступает идеал всесторонне и гармонично развитой лич-

ности. Создание условий для развития и самореализации через по-

строение идеального Я и движение к такому идеалу —задача

гуманистического воспитания.

Рассматривая развитие как непрерывный процесс, гуманистиче-

ская педагогика утверждает, что чем гармоничнее будет общекуль-

турное, морально-этическое и профессиональное развитие, тем более

творческим и социально адаптивным будет человек. Поэтому принци-

1> 4 Часть 1. Педагогика

пы непрерывности и преемственности являются ведущими в системе

принципов гуманистического воспитания. Это соотносится с положе-

нием Л.С. Выготского о необходимости ориентироваться в педагоги-

ческом процессе ≪ на зону ближайшего развития≫.

Гуманистическая концепция воспитания позволяет осмыслить

человека как уникальное явление природы, признать приоритет-

ность развития его индивидуальности, понять соотношение между

свободой выбора личностью в самореализации и целенаправлен-

ным влиянием на нее общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.