Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






G. Muravyeva

Г. В. Муравьева

«Забытая решетка балахнинского кружевного промысла»

В статье рассматривается отличительные признаки тенетниковой решетки, применяемой в изделиях балахнинского промысла.

Ключевые слова: промысел, кружево, решетка, многопарное кружево.

G. Muravyeva

«Forgotten lattice Balakhninsky lace fishing»

The article discusses the features of the lattice tenetnikovoy used in fishery products Balakhna.

Keywords: fishing, lace, lattice, multipar lace.

Во многих городах Российской империи плели многопарное кружево. Существовал такой промысел и в городе Балахне Нижегородской губернии. Шелковые изделия тонкого многопарного кружева отличались красотой и богатством мотивов и использованием в одном изделии нескольких видов решеток, создающим особый эффект игры светотени.

Решетка, кайма и орнамент являются составными частями кружевного изделия. Основное назначение решетки служить фоном для орнамента. Кроме того простыми мелкими решетками заполняются серединки отдельных элементов орнамента. К мелким решеткам можно отнести те, при плетении которых используется только первичный элемент (пара нитей). Они имеют специфическое свойство: воздушность. Сочетание их с более плотным орнаментом создаёт особое очарование кружевных изделий. Поэтому они широко применялись и применяются до сих пор. Примерами могут послужить простая (тюлевая, в ползаплёта, в полный заплёт), московская и квадратная решетки.

В балахнинском кружеве плелась еще одна простая мелкая решетка – тенетниковая (ударение на о). В настоящее время она существенно подзабыта и при обучении плетению в кружках о ней не вспоминают и не преподают технологию ее плетения. Однако образцы ее можно увидеть в изделиях, хранящихся в фондах музеев и частных коллекциях. Несколько изделий с использованием тенетниковой решетки было выставлено из запасников на выставке «Балахонский кружевной манер», проходившей в Балахнинском музее в 2015 году.

В небольших изделиях и в мерном кружеве тенетниковую решетку активно использовали в качестве фоновой. Её своеобразный ритм, отличный от ритма простой решетки, не имеющей художественной ценности, обогащает кружевное изделие.

Тенетниковую решетку можно плести по сколку двухбулавной. Прототипом двухбулавной решетки послужила европейская решетка из паучков, расположенных в шахматном порядке.

В статье Сорокиной М.А. “Балахонская роза”, (журнал “Коклюшечное кружево”, 2009, № 2) на фотографии края можно увидеть в серединках медальонов и двухбулавную решетку, и её прототип. В процессе доработки ножки паучков стали не перевиваться, а заплетаться в полный заплёт, и центральный элемент “ягодка” плетется не с одной булавкой в центре, а с двумя - между первой и второй и между третьей и четвёртой парами. Возможно, эта паучковая решетка послужила прототипом и для тенетниковой.

Технология плетения тенетниковой решетки достаточно проста. Ножки перевиваются два раза. Сплетается вторая и третья пара, ставится булавка, заплетается. Далее также сплетают сначала первую и вторую пары, затем третью и четвертую. И в конце опять сплетают вторую и третью пары. Такое плетение смотрится более легко, чем первоначальная паучковая решетка, хотя плести ее дольше. Постановка четырех булавок вместо одной требует от кружевницы большего мастерства, ведь при плетении желательно не класть коклюшки на барабан, а держать все время в руках, чтобы еще более не удлинять время плетения каждого фрагмента решетки.

В настоящее время тенетниковая решетка возвращается из небытия. Балахнинская кружевница Алевтина Леонидовна Еремина применила ее для заполнения лепестков роз в своей косынке «Лебединая песня», сплетенной в 2015 году, которая уже выставлялась на выставке Союза художников Н.Новгорода «Осенний вернисаж». Увидеть ее можно будет на выставке изделий А.Л. Ереминой в рамках конференции.

 

Выводы.

1. Балахнинское многопарное кружево развивалось в общем русле европейского кружевоплетения.

2. Балахнинские кружевницы активно перерабатывали европейские образцы решеток, добиваясь технологического и декоративного улучшения.

3. Тенетниковая решетка должна занять свое место в общем альбоме решеток в современном многопарном авторском кружеве.

 

Использованная литература:

1. Ведерникова Л.В. «Балахнинское кружево», Н.Новгород, Литера, 2008.

2. Муравьева Г.В. Доклад «Сравнительный анализ решеток балахнинского многопарного и европейского кружева» Материалы XV Международной научно-практической конференции “Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития”, том I, стр. 331-335, Санкт-Петербург, 2009.

3. Муравьева Г.В. Доклад «Классификация элементов коклюшечного кружева» Материалы XVIII Международной научно-практической конференции “Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития”

4. Муравьёва Г.В. «Техника плетения балахнинских решеток», журнал «Коклюшечное кружево», 2009, № 2.

5. Сорокина М.А. “Балахонская роза”, журнал “Коклюшечное кружево”, 2009, № 2.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обратимся к Википедии | Джон Толкиен Дж. Р. Р. Письма Рождественского Деда




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.