Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 1. Изучение влияния зрелищных






эффектов на психику соревнующихся спортсменов1

Вводные замечания. Для целей и выбора адекватных методов психо­логической подготовки спортсменов к предстоящему соревнованию тренеру важно знать и учитывать индивидуальные особенности вос­приятия спортсменами факторов публичности соревнований. Публич­ность соревнований выражает массовую психологию зрелища. Толпа спортивных болельщиков-зрителей на стадионе является своеобраз-

1 Волков И. П., Меньшикова А. Л. Отношение к соревнованию // Практические занятия по психологии: Учеб. пос. для студентов ИФК. — М: ФиС, 1989. — С. 124-125.


Тема 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов 235

ным «социальным зеркалом» для спортсменов, которое способствует актуализации у спортсменов предстартовых состояний. Формиро­вание у тренера практического умения диагностировать отношение (установку) спортсмена к условиям и факторам публичности сорев­нований является важным элементом тренерского искусства «подвод­ки» спортсмена к соревнованию. Ниже предлагается опросный лист и балльная шкала для оценок факторов публичности соревнований спортсменами. Опрос спортсменов проводится непосредственно за 1-2 часа до соревнований либо ретроспективно после соревнований. Результаты обоих вариантов опроса помогают выявить меру субъек­тивной реакции спортсмена на соревновательный стресс.

Инструкция.

Первый вариант: «Вам предлагается участвовать в психологиче­ском опыте с целью изучения установок спортсменов при восприятии различных факторов публичных соревнований. Отвечая на вопросы, выбирайте ответ А или Б и отмечайте свой ответ в протоколе опыта оценкой в баллах от 0 до 5».

Второй вариант: «Воспользуйтесь своим спортивным опытом и заполните опросник, в котором в каждой паре утверждений вы може­те выбрать либо один вариант (А или Б), либо можете отвечать на оба варианта (А и Б), отмечая свои ответы в баллах от 0 до 5».

Инструкция для ретроспективной оценки: «Прежде всего вспомните свои старты и представьте себя на соревнованиях. Затем оцените сте­пень значимости или влияния на вас предложенных в таблице сужде­ний по биполярной шкале (см. ниже). Работайте самостоятельно».


               
   
 
 
   
   
 



236 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

Анализ и интерпретация результатов опыта. После заполнения про­токола опыта экспериментатор (тренер) может выделить те утвержде­ния в протоколе опыта, которые оцениваются максимально больши­ми баллами (4-5 баллов). Это — опорные отношения, или «позитив­ные установки» к факторам публичности соревнований. Они являются доминирующими в структуре сознательного отношения спортсмена к соревнованию как зрелищу. Максимально оцененные спортсменом факторы публичности его выступления в соревнованиях оказывают на психику испытуемого наиболее сильное влияние, влияют на фор­мирование его предстартовых состояний. Утверждения, оцененные средними по величине баллами (1-2 балла), — это отношения к фак­торам, которые оказывают меньшее влияние на психику спортсмена. Утверждения, оцененные в 0 баллов, — это отношения к факторам, оказывающим вероятностное сенсибилизирующее влияние на психику спортсменов и часто выпадающим из сферы сознания спортсменов в условиях реальных соревнований.


Тема 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов 237

При использовании данной методики экспериментатору (трене­ру) необходимо также обратить внимание на два возможных типа вос­приятия обстановки соревнований: 1) персонифицированный (конкрет­но-образный) тип восприятия («На старте я хорошо различаю лица вокруг»); и 2) неперсонифицированный (обобщенно-мыслительный) тип восприятия («На старте я никого не замечаю»). Первый тип вос­приятия является показателем распределенного произвольного вни­мания с большим объемом сознательного контроля обстановки сорев­нований, что типично для спортсменов с сильной нервной системой. Второй тип — показатель узко сфокусированного произвольного вни­мания с суженным объемом сознательного контроля, что может быть характерным для спортсменов со слабой нервной системой.

При использовании данной методики в работе со студентами им предлагается дать письменную характеристику индивидуальных осо­бенностей своего восприятия и отношения к факторам публичных со­ревнований. При работе с действующими спортсменами их просят выделить опорные и сенсибилизирующие установки в структуре их отношения к факторам публичности соревнований. Завершение работы. Занятие может завершиться групповой дискус­сией по проблеме отношения к соревнованию, что обладает психотре-нирующим воздействием на психику спортсменов.

Задание 2. Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию1

Вводные замечания. Каким образом можно оперативно выявить от­ношение спортсменов к конкретному соревнованию? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, как каждый спортсмен субъек­тивно воспринимает предстоящие соревнования, как оценивает шан­сы свои лично и своей команды на выигрыш и т. д. Как считает проф. Ю. Л. Ханин, единственным надежным способом исследования осо­бенностей субъективного отношения к предстоящей игре является уме­ло проведенный психологический опрос в форме интервью или анкеты. Косвенное представление об установке на соревнование у конкрет­ного спортсмена можно получить методом наблюдения за его внеш­ним поведением, за активностью в контрольных двусторонних играх, за общением с партнерами, по самооценке его аппетита и качества сна


238 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

накануне соревнований и др. Однако внешне наблюдаемое поведение нередко может быть обманчивым даже для опытных тренеров.

Давая установку на соревнование, тренер нередко видит, что от­дельные игроки недостаточно серьезно воспринимают его указания или призывы «собраться на самую важную в сезоне игру». Это проис­ходит чаще всего потому, что воздействия тренера направлены на спорт­сменов без учета или без точного знания того, как именно спортсмен относится к предстоящим стартам.

Познакомимся еще с одной методикой, которая была разработана в ЛНИИФКе проф. Ю. Л. Ханиным (1977)1 для диагностики отноше­ния спортсмена к предстоящему соревнованию (ОПС). Шкала позво­ляет выявлять особенности восприятия спортсменом предсоревнова-тельной ситуации и предсказывать его состояние перед ответствен­ным стартом.

Шкала «отношение к предстоящему соревнованию» (ОПС) состо­ит из 28 вопросов (по 7 суждений на каждый компонент), на которые спортсмен должен ответ «да» или «нет». В шкале ОПС И положи­тельных суждений по всем компонентам чередуются с 17 отрицатель­ными. Это сделано для того, чтобы избежать формирования нежела­тельной установки при опросе.

Обычно опрос спортсменов по шкале ОПС проводится индивиду­ально (или фронтально в группе с соблюдением самостоятельности опрашиваемых). Каждому из спортсменов дается протокол для реги­страции своих ответов. Ниже приведены полный текст шкалы ОПС и форма протокола опыта.

Инструкция. «Постарайтесь как можно ярче мысленно представить предстоящие соревнования и ответьте на каждое из приведенных ни­же суждений. Если вы согласны с приведенным суждением, то по­ставьте в регистрационном бланке против номера соответствующего вопроса значок «х» в строке «да»; если вы думаете иначе, то поставьте значок «х» в строке «нет». Постарайтесь долго не думать, доверяйте своим чувствам».

Шкала ОПС

1. Я готов показать высокий результат.

2. К этим соревнованиям я готов лучше, чем мои соперники.

3. В этих соревнованиях я хочу показать высокий результат.


Тема 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов 239

4. Я боюсь подвести команду.

5. Физически я хорошо готов к этим соревнованиям.

6. На этих соревнованиях будет много равных соперников.

7. Это очень важные для меня соревнования.

8. У меня сейчас натянутые отношения с тренером.

9. Я нахожусь в хорошей спортивной форме.

 

10. Я плохо знаю своих соперников.

11. На этих соревнованиях многое для меня решится.

12. Конфликты с товарищами по команде мешают мне как следует на­строиться на предстоящие соревнования.

13. Я уверен, что смогу выполнить задачу, поставленную передо мной в этих соревнованиях.

14. Я не боюсь своих соперников.

15. Думаю, что это будут трудные соревнования.

16. Мое успешное выступление на этих соревнованиях важно для всей команды (клуба, общества, города, республики, страны).

17. Я доволен результатом последних соревнований.

18. На предстоящих соревнованиях у меня будут «неудобные» сопер­ники.

19. В этих соревнованиях мне очень важно хорошо выступить.

20. Мне кажется, что товарищи по команде не верят в мой успех.

21. Я уверен в своих силах.

22. Я уже выигрывал у своих соперников.

23. Я постоянно думаю о предстоящих соревнованиях.

24. На этих соревнованиях я боюсь подвести своего тренера.

25. Технически я.хорощо готов к предстоящим соревнованиям.

26. Среди моих соперников есть такие, которых я совсем не знаю.

27. Я с нетерпением жду предстоящих соревнований.

28. Тренер высоко оценивает мою готовность к этим соревнованиям.


               
   
   
   
 
 
 
 


240, Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

Анализ и интерпретация данных. Каждый вопрос по шкале ОПС, сов­падающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка протокола опро­са осуществляется с помощью ключа «работающих» ответов по каж­дому из компонентов. В результате получают 4 показателя и итого­вый индекс с лимитом от 7 до 0 баллов. Чем выше показатель, тем «не­благоприятнее» отношение спортсмена к предстоящему соревнованию.

1. Показатель уверенности в себе (Ув) — «смогу ли я?» (вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25). Высокие показатели означают: заниженная субъек­тивная самооценка своих возможностей достижения успеха; неуве­ренность в своих силах; отсутствие желания выступать; нереальность выполнения поставленных задач и т. д. Показатель Ув в 7 баллов пока­зывает, что спортсмен субъективно не готов к соревнованию. Показа­тель Ув в 0 баллов — высокая готовность к соревнованию.

2. Показатель восприятия и оценки возможностей соперников (Сп) — «смогут ли соперники?» (вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26). Сопоставле­ние своих возможностей с возможностями своих соперников. Показа­тель Сп в 7 баллов — высокая оценка готовности соперников; 0 бал­лов — низкая оценка возможностей соперников.

 

3. Показатель желания участвовать и значимость соревнования (Зн) — «хочу ли я?» (вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27); Показатель Зн в 7 баллов — высокая субъективная значимость соревнования и боль­шое желание выступать. Показатель в 0 баллов — низкая значимость и отсутствие желания соревноваться.

4. Показатель зеркальной самооценки спортсмена (т. е. показатель субъективного восприятия спортсменом оценки его возможностей со стороны других людей (Др) — «смогу ли я с точки зрения других лю­дей (тренера, товарищей по команде, зрителей)?» (вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28). Показатель Др в 7 баллов свидетельствует о занижен­ной зеркальной (или отраженной в социуме) самооценке спортсменом его возможностей в соревновании. Показатель в 0 баллов — высокая самооценка.

Если используется приведенная выше форма регистрационно­го бланка, то показатели по каждому из компонентов можно сумми­ровать, т. е. суммируют число ответов, совпадающих с трафаретом,


Тема 4. Изуче ние влияния соревнований на личность спортсменов 241

вырезанным по ключу (по горизонтали). Итоговый индекс представ­ляет собой сумму всех компонентов.

Примечание: М - средний показатель по выборке; о - стандартное отклонение. Завершение работы. Исследование на различных выборках спортсме­нов позволило стандартизировать показатели шкалы ОПС. В таблице (см. выше) представлены результаты этой стандартизации на выбор­ке 270 квалифицированных спортсменов, опрошенных по шкале ОПС накануне ответственных соревнований (см. таблицу выше). Более на­глядно эти результаты будут выглядеть графически после предвари­тельного нормирования по среднему квадратическому отклонению.


Раздел 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.