Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спортсменов






Пояснения к теме. В спорте обнаруживаются несколько различных типа мотивов занятий спортом — в тренировках и соревнованиях. Изу­чение мотивов спортивной деятельности помогает педагогически пра-

Для решения этой проблемы Е. С. Кузьмин, например, рекомендует изучать индиви­дуальное и групповое поведение в значимых ситуациях совместной деятельности.


вильно построить процесс обучения и воспитания юных спортсменов. Очень важен учет мотивов и в подготовке спортсменов к соревнова­тельной борьбе, например мотивы достижения успеха ради победы над соперниками и мотивы избегания неудачи ради той же цели. Цель у всех участников спортивных соревнований может быть одна — улуч­шение спортивного результата, победа над собой, над соперниками, а мотивы и следующие за ними действия соревнующихся спортсме­нов могут быть у участников соревнований разными. Различные типы мотивов тесно переплетены в сознании спортсменов, образуют еди­ную систему внутренних побуждающих к деятельности духовных сил, называемых в психологии «мотивацией». Таким образом, под моти­вацией следует понимать такое побудительное состояние личности спортсмена, которое формируется как система мотивов в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом дея­тельности, служащее основой для сознательной постановки и осуще­ствления ее целей1.

Задание 1. Изучение доминирующего типа мотивации у спортсмена2

Вводные замечания. Различие в мотивации достижения успеха и мо­тивации избегания неудачи в психологию впервые ввел американский психолог А. Аткинсон. Наблюдая за поведением участников спортив­ных состязаний, можно воочию убедиться в действии этих двух типов мотивации — достижения успеха и избегания неудачи, на примерах тактико-технических действий спортсменов, которые применяют то атакующие, то защитные приемы борьбы с соперниками ради победы в соревнованиях. В единоборствах, например, принято классифици­ровать участников соревнований по стилю их соревновательной дея­тельности на: 1) спортсменов атакующего стиля; 2) спортсменов за­щитного стиля; 3) спортсменов смешанного стиля. В футболе и в хоккее, например, игроки делятся на нападающих, защитников, полузащит­ников, а вратарь команды, по сути своей игровой роли, руководству­ется мотиваций избегания неудачи — главное, не пропустить мяч в свои ворота.

Сурков Е. Н. Мотивация. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинар­ных связях: Словарь-справочник / Под ред. В. У. Агеевца. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. - С. 175.

Задание подготовлено на основе методики Н. Б. Стамбуловой «Мотивы поведения» (см.: Практические занятия по психологии: Учеб. пос. для ИФК. — М.: ФиС, 1989. — С. 45-49).


174 Раздел 3. Психология воспитания, о бучения и тренировки в спорте






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.