Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Психомоторные






и функциональные асимметрии у спортсменов1

Пояснения к теме. Цель данного задания — познакомить студентов с методиками изучения функциональных асимметрий спортсмена. Под функциональной асимметрией (ФА) понимается неравенство функ­ций полушарий головного мозга, проявляющееся на моторном, сен­сорном и психическом уровнях. При этом моторная (или двигатель­ная), сенсорная и психическая асимметрия взаимосвязаны между со­бой. Моторная асимметрия — это совокупность неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигатель­ного поведения и его выразительности. Сенсорная асимметрия — это проявление неравенства функций органов чувств. Психическая асим­метрия рассматривается в узком и широком смыслах. В узком смысле проявляется в организации отражения окружающей действительности, а в широком смысле — в обеспечении целостной нервно-психической деятельности человека. В возрастном аспекте психическая асиммет­рия является более поздним образованием, чем моторная и сенсорная, что обусловлено развитием лобных долей головного мозга вплоть до 15-16 лет.

ФА спортсменов рассматривается как фактор достижения высо­ких спортивных результатов. Показано, что влияние ФА зависит от специфики вида спорта. В зависимости от вида спорта ФА является либо положительным, либо отрицательным фактором. Под влиянием спортивной деятельности ФА может усиливаться (например, теннис, волейбол, единоборства, стрелковые виды и др.) или, наоборот, сгла­живаться (циклические виды спорта, прыжки в воду, прыжки на бату­те и др.)

Индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) — это присущее кон­кретному человеку (спортсмену) сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий. Он может быть односторонним (правосто­ронним или левосторонним) и смешанным. У большинства людей от­мечена правосторонняя асимметрия рук, ног, зрения (по прицельной способности) и слуха и левосторонняя асимметрия функций осяза­ния, обоняния и вкуса.

В целом ФА спортсменов изучается в рамках проблемы реализа­ции индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе, фор-

Тема 3 подготовлена кандидатом психологических наук, доцентом Е. Е. Хватской.


Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 55

мирования индивидуального стиля деятельности и спортивной ори­ентации и отбора.

Практическое освоение данной темы студентами включает зада­ния на исследование моторной, сенсорной асимметрии, психической асимметрии, определение ИПА рассчитано на 4 часа. Исследование моторной асимметрии предусматривает определение ведущей руки и ноги, сенсорной — ведущего глаза, психической — типа полушарной активности головного мозга. ИПА строится на основе полученных данных. Методики и полученные результаты по ним фиксируются в протоколе занятия.

Задание 1. Исследование моторных асимметрий

Вводные замечания. Моторные асимметрии присущи всем людям. В циклических видах физических упражнений одинаково задейство­ваны обе стороны тела, обе руки, обе ноги спортсмена. В ацикличе­ских видах физических упражнений обычно более активными явля­ются ведущая рука и ведущая нога спортсмена, что важно учитывать в двигательном обучении и спортивной тренировке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.