Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико - методологические основы исследования побудительных мотивов деятельности военных кадров. 4 страница






Однако, говоря о недостатках нашей страны, воспитателю на­до всегда помнить, что есть разного рода критика. Есть критика ироническая, злобная, нигилистическая и разруши­тельная. Так критикуют недру­ги. Но есть критика творческая, воспитывающая, способствую­щая преодолению недостатков. Сегодня, когда Россия пережи­вает нелегкие времена, нельзя быть сторонним, злорадствую­щим наблюдателем, упрекаю­щим всех за то, что «не смогли создать такую страну, которая бы заслуживала моей любви».

К числу важнейших идей, со­ставляющих основу воинского воспитания, принадлежит идея государства. Исторические факты свиде­тельствуют, что внешнее разло­жение государства и вооружен­ных сил — это плод уже состо­явшегося внутреннего разложе­ния. Гражданин, который несет свою государственную принад­лежность против своей воли и без своего внутреннего согла­сия, представляет собой не только духовно нездоровое, но и политически опасное явле­ние. Незавидна судьба тех госу­дарств и их институтов, в рам­ках которых нет организаций и сил, деятельность которых была бы направлена на воспитание духовности, государственности и патриотизма. Именно поэто­му ведущие современные дер­жавы имеют в рядах своих Во­оруженных Сил мощные струк­туры, занимающиеся государст­венной пропагандой. Непонят­но, почему создание подобной структуры в рядах Вооружен­ных Сил РФ вызывает такую тревогу у некоторых россий­ских политиков и журналистов? Армия — это институт государ­ства, и поэтому она не может быть вне государственной по­литики. Печальный опыт 1917 года показал, что государство, утратившее политический кон­троль над вооруженными сила­ми обречено на крах. Исходя из этого, воспитанию государ­ственности необходимо уделять внимание командиров всех уровней. Вместо политичес­кой учебы, отражавшей партий­ные интересы, создана строй­ная система общественно-госу­дарственной подготовки, кото­рая сегодня является одной из ведущих форм воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ. Основное предназначение ее - это разъяснение в войсках государственной политики. В течение последних двух лет при поддержке Администрации Президента и Правительства Российской Федерации удалось издать массовыми тиражами учебные пособия по общест­венно-государственной подго­товке для солдат и сержантов «На службе Отечеству» и для офицеров и прапорщиков «Во имя России». В них в доступ­ной неидеологизированной форме отлажены основные этапы становления российской государственности и вооруженных сил, показана их роль в жизни общества.

Обосновать идею государства – не значит убедить военнослужащих, что все государства, известные нам в истории России, были справедливыми и находились на высоте стоящих перед ними исторических задач. Речь идет, прежде всего, о том, что не разумно отвергать идею государства, отказываться от выполнения своих обязательств перед ним на том основании, что в нашей прошлой и настоящей государственности и в политике есть немало негативных явлений. Как свидетельствует опыт развития человеческой цивилизации, крушение государственности в силу утраты государственного инстинкта оборачивается неисчислимыми бедствиями для его граждан. Чтобы стать гражданином, человек должен соизмерять свои интересы с интересами государства.

Важное место в духовно-смысловой сфере воинской деятельности занимают ценности, ценностные ориентации.

В решении кардинальных задач строительства современной россий­ской армии все больше повышается роль ценностной ориентации и отно­сящихся кней духовных ценностей военнослужащих. Духовные ценности военнослужащих можно представить как осознанные, социально значимые для духовного развития явления и процессы или их свойства и сто­роны, функционирующие в системе исторически определённых общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений и связанные с про­явлением духовной культуры воинов, пониманием себя как личности и за­щитника Отечества.[36, 120]

Военнослужащий российскойармии как личность располагает ха­рактерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающей­ся от содержания духовного мира других социальных групп. Все условно можно разделить на четыре подсистемы:

- духовные ценности общечеловеческого характера;

- духовные ценности, выражающие общие интересы и стремления граждан нашего общества (Российской Федерации);

- духовные ценности, обусловленные службой вВооруженных Силах РФ;

- духовные ценности индивидуально-личностного характера.

Поскольку жизнедеятельность военнослужащего характеризуется своеобразием отношений военной организации, спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром, особыми пред­ставлениями и отношением к товарищам и командирам, оружию и боевой технике, выполнению военной присяги, уставов и приказов, то и содержание духовных ценностей военнослужащих по-своему специфично. Каково же их содержание в современных условиях? Оно представляет единство элементов, отражающих жизнь военнослужащих в духовкой сфере общества и проявляющихся как их свойства и качества. Иными словами, содержание понятия " духовные ценности военнослужащих" составляют те логические образы сознания, мировоззрения или духовного мира, которые являются устойчивым от­ражением процессов практики, объективного мира и имеют ценностное значение.

Исходя из данной посылки, рассмотрим содержание значи­мых духовных ценностей военнослужащих, оказывающих сегодня существенное влияние на формирование духовного облика воина российской ар­мии. Методологическими основаниями рассмотрения могут быть требования:

· содержание духовных ценностей воинов перспективнее раскрывать в соответствии с единым основанием классификации;

· содержание духовных ценностей воинов целесообразно рассматри­вать в соотнесении с общегражданскими духовными ценностями и на этой основе выделять наиболее значимые элементы этих ценностей;

· содержание духовных ценностей воинов важно анализировать в единстве современного их состояния и прогнозируемого развития.

Поскольку духовные ценности военнослужащих функционируют, формируются и реализуются прежде всего в сфере воинской деятельности, рассмотрим их содержание по данному основанию. Духовные ценности военнослужащих условно можно разделить на две группы: а) военно-профессиональные; б) общего характера.

К первой группе относятся патриотизм, воинский долг, воинская честь воина, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием, боевые традиции и другие. Ко второй - гражданственность, гуманизм, обществен­ный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей, художественно-эстетические ценности и другие.

Особым мотивом в деятельности военнослужащих является патриотизм. Не будучи патриотом, стать надежным защитником Родины невозможно. Истинный патриот – это любовь к Родине в действии патриотизм-мотив, преобразующий и возвеличивающий отечество не на словах, а на деле. Рассматривая содержание таких духовных ценностей воинов как воинская честь и достоинство военнослужащего, необходимо подчеркнуть, что они тесно связаны по своему содержанию и являются нравственными явлениями. В них раскрываются отношение воина к самому себе и отноше­ние к нему со стороны общества, других лиц. Но вместе с тем, эти поня­тия не тождественны. Понятие воинской чести теснее чем понятие достоин­ства связано с особым общественным положением человека - вооруженно­го защитника Отечества, с социальным престижем воинской деятельности. Понятие же достоинства - более широкое, исходящее из идеи самоуваже­ния, равенства людей в моральном отношении. Чувство достоинства не­совместимо с самоунижением, с оскорблениями со стороны других людей. Чувства чести и собственного достоинства как духовные ценности высту­пают формой, с одной стороны, проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, их духовной культуры, а с другой - одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе. В современном пониманиивоинская честь включает следую­щие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание воином содержа­ния своего воинского долга, необходимости его выполнения, сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям. Это признание и оценка обществом, воинским коллективом действительных за­слуг воина, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной регуляции. И, наконец, это наличие у воинов постоянной го­товности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять воинский долг, сохранить и не запятнать свою честь. Это-верность слову, высокое чувство гражданственности внутренняя привер­женность конструктивным традициям Вооруженных Силкакбывшего СССР, так и Российской Армии.

Основой воинской чести воина служит нравственная убежденность личности. Кодекс воинской чести, в особенности офицеров, всегда быть строгим и бескомпромиссным. Нравственные качества в нем стоят в одном ряду с боевой доблестью, безнравственность же тождественна трусости. Кодекс воинской чести рождается на нравственном достоинстве, доблести, благородстве, чистой совести. Соблюдать эти высшие ценности, к сожалению, далеко не просто. Это требует от вои­на честности, развитой общей и нравственной культуры, добросовестности, исполни­тельности, усердия в ратном труде. Принимая военную присягу, воин клянется защищать Отечество с достоинством и честью. Воинские уставы Вооруженных Сил РФ также обязывают воина соблюдать нравственные нормы, с достоинством и честью вести себя в любых условиях, способст­вовать защите чести и достоинства граждан, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей части и воинского звания.

Итак, во-первых, формирование духовных ценностей воинов проте­кает под воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых, основным противоречием исследуемого процесса является несоответствие между содержанием сложившейся ранее системы духовных ценностей и не­обходимостью их обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему противоречий формирования духовных ценностей военно­служащих к одному из них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно. В-четвертых, на определенном этапе форми­рования духовных ценностей воинов не только внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что особенно важно иметь в виду субъектам управления.

Проблема смысла жизни человека в той или иной форме, с раз­личной степенью остроты и проблематичности встает перед каждым индивидом. Он может на время забыть о ней, погружаясь в проблемы и заботы будней, решая частные, ситуативные задачи, но исключить эту проблему навсегда из сферы сознания невозможно. Стремление наполнить свою жизнь смыслом является неотъемлемым свойством лич­ности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.