Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Глава 1 Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников.. 5

1.1. Общая характеристика игровой деятельности. Роль игры в психическом развитии ребёнка 5

1.2. Компоненты игры, характерные для дошкольного возраста. 16

1.3. Организация и руководство игровой деятельностью.. 20

Глава 2 Экспериментальные изучения ЗАВИСИМОСТИ игровой деятельности дошкольников И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 27

2.1. Организация и ход исследования. 27

2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования. 28

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33

 


Введение

 

Актуальность. В познавательном, социальном, физическом и культурном развитии дошкольников ведущая роль отводится игре.

Известными учеными исследователями детской игры являются А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Л. В. Артемова, С. Л. Новосёлова, Е. В. Зварыгина, Н. Я. Михайленко и другие. Все они сходятся во мнении, что игра – это важнейший вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных условий детского развития. Она является потребностью развивающейся личности.

В последние годы детские сады стали превращаться в маленькие школы, где акцент сделан на подготовку детей к учебной деятельности. Но естественное состояние ребёнка-дошкольника – это всё-таки игра, а не учёба.

В дошкольной педагогике игра рассматривается как средство познавательного развития, воспитания определённых качественных и индивидуальных способностей; как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников, когда в свободно избранной и свободно протекающей игре создаются детские дружеские сообщества, складываются между играющими определённые отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы. В игре, как ведущей деятельности, происходят существенные изменения личности дошкольника, освоение им общественных ролей и связей, нравственных норм поведения, его интеллектуальное и эмоциональное развитие. Таким образом, в нашей работе в качестве объекта исследования выступает процесс игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Предмет данного исследования – игровая деятельность дошкольников.

Цель исследования: рассмотреть игровую деятельность современных дошкольников, выявить особенности организации и руководства игровой деятельности детей на современном этапе, провести экспериментальное изучение развития игровой деятельности современных дошкольников.

Гипотеза: развитие игры детей старшего дошкольного возраста зависит от предварительной подготовки.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза позволяют сформулировать ряд задач:

1. дать общую характеристику игровой деятельности, определить роль игры в психическом развитии ребенка;

2. определить компоненты игры, характерные для дошкольного возраста;

3. выявить особенности организации и руководства игровой деятельности детей на современном этапе;

4. экспериментально подтвердить утверждение, что развитие игры детей младшего дошкольного возраста зависит от предварительной подготовки.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение педагогического опыта; экспериментальное исследование.

База исследования: Для эксперимента были взяты две группы детей по 10 человек (общее количество 20 человек), из них 11 мальчиков и 9 девочки по 5-6 лет, старшей группы. Исследование было организовано на базе ГУО «Детский сад № 102 г. Могилева».

Структура работы – работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованных источников, приложений.

 


Заключение

В первые семь лет ребёнок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.

Анализируя игру как вид деятельности, сразу необходимо отметить, что по данному вопросу в отечественной и зарубежной психологии имеются различные точки зрения.

Д.Б. Эльконин определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.

Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали её значение для психического развития ребёнка. Благодаря игре, в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Особая роль игры в обучающем процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Д.Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры.

Существуют три основных метода руководства детской игрой:

1. метод Д.В. Менжерицкой (влияние на содержание игры, т.е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и т.п. Педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера);

2. метод Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой (для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними; воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, чтобы дети усваивали более сложные способы построения игры; начиная с раннего детства и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо одновременно ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.);

3. метод Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой (активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим миром; обучающие игры (дидактические, театрализованные и др.); своеобразное изменение предметно-игровой среды, активирующее общение с детьми в процессе самой игры.).

Важнейшее условие успешного руководства играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания.

В ходе экспериментально-опытной работы нами были сделан вывод, что эффективность сюжетно-ролевой игры зависит от предварительной работы воспитателя с детьми. Т.е. гипотеза, выдвинутая нами в начале работы о том, что развитие игры детей старшего дошкольного возраста зависит от предварительной подготовки, может считаться доказанной.

Цель работы достигнута, задачи, поставленные нами, решены.


Список использованной литературы

1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова; под ред. С.Л. Новосёловой – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.

2. Алексеев, А.А. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.А. Алексеев, И.А. Архипова, В.Н. Бабий; под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.

3. Архиреева, С.Н. Развитие игр краеведческого содержания у старших дошкольников / С.Н. Архиреева, Е.Б. Барсова, Е.И. Касаткина, Н.В. Судакова, В.П. Реутова; под ред. С.Н. Архиреевой. – Вологда: Изд. Центр ВИРО, 2005. – 75 с.

4. Белая, К.Ю. Разноцветные игры / К.Ю. Белая, В.М. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 336 с.

5. Бондаренко, А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.

6. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.

7. Горшкова, Л.И. Центр игры и игрушки в детском саду. Методическое пособие для воспитателей и старших воспитателей ДОУ / Л.И. Горшкова, Е.И. Касаткина, О.В. Лисенкова, Н.А. Реуцкая, А.В. Цивилева; под ред. Н.А. Реуцкой. – Вологда, 2003. – 72 с.

8. Готовность к школе. Руководство практического психолога / под ред. Дубровиной И.В. – Москва: Издательский центр «ACADEMIA», 1995. – 102 с.

9. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина. – М: Просвещение, 1986. – 206 с.

10. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.

11. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 59 с.

12. Касаткина, Е.И. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры / Е.И. Касаткина, С.С. Иваненко, Н.А. Реуцкая, Н.А. Смирнова. – М.: Издательство Вологодского института развития образования, 2001. – 46 с.

13. Козак, О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет / О.Н. Козак. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 336 с.

14. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 190с.

15. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада / под ред. С.Л. Новосёловой – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.

16. Красавина, Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и родителей / Е.Е. Красавина. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с.

17. Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ.-2-е издание / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.

18. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Т.А. Марковой – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

19. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов и пед. ин-тов / под ред. А.А. Венгера. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

20. Недопасова, В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей / В.А. Недопасова. – М.: Просвещение, 2002. – 94 с.

21. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 100 с.

22. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей / О.Е. Озерова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 192 с.

23. Самоукина, Н.В. Игры в которые играют… / Психологический практикум / Н.В. Самоукина. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. – 160 с.

24. Скоролупова, О.А. ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!: Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 105 c.

25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.

26. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978. – 406 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Введение. Стратегия жизни – успех




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.