Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опасность средств массовой информации






Механизм влияния на человека СМИ основан на учете его психических особенностей. По шаблонам СМИ люди выражают " свое" мнение, спорят друг с другом, определяют отношения к политическим партиям и общественным лидерам, воспитывают детей, одеваются, лечатся, худеют, выбирают покупки, и тому подобное. Заметна программирующая роль СМИ и во время выборов, когда, главным образом, они подводят избирателя к мысли, что только предлагаемый кандидат лучше всего защитит его права. При этом избиратель убежден, что выбор он сделал самостоятельно.

Влияние СМИ на все, что происходит в жизни человечества приняло массовый характер. Однако оценки их растущего влияния на политику и общество далеко не однозначные, а порою и противоположные. Некоторые ученые видят в нем ростки новой, высшей и гуманной цивилизации - информационного общества, реальное движение к антибюрократическому государству, способному успешно развязать наиболее острые конфликты современного мира. Другие специалисты, констатируя опустошающее и разрушающее влияние СМИ на личность, общество и культуру в целом, оценивают повышение роли информационной власти более пессимистически. Опыт показывает, что потенциально СМИ способны служить разным целям. С одной стороны, они могут просвещать людей, помогать их компетентному участию в общественной жизни, способствовать личностному становлению. Но с другой духовно порабощать, дезинформировать, иногда не желая того, разжигать массовую вражду, сеять недоверие и страх.

Одна из опасных для духовно-моральной атмосферы общества традиций СМИ заключается в их стремлении (ради высоких рейтингов) эксплуатировать низменные, разрушительные тенденции человеческого подсознания. Телевидение, кинематограф, литература, печатные СМИ в полной мере используют тягу человека ко всему трагическому, связанному со страданиями. Известно и достаточно циничное журналистское кредо: чем больше жертв и катастроф, тем более интересна, притягательна информация для зрителя (и читателя).

Человека затаскивают как зрителя, читателя, апеллируя к глубочайшим и сильнейшим его переживаниям. Вместе с тем для успешной манипуляции сознанием людей и нужна именно атмосфера страха, затяжного стрессового состояния, которое блокирует творческий, следовательно, критический, ум. Это наилучшая почва для среды формирования " неподвижного", догматичного мышления и проверенное средство подавления познавательной активности человека.

СМИ имеют известное преимущество перед отдельным человеком и даже аудиторией. Люди вынуждены воспринимать информацию, но не могут на нее ответить. Их негативная реакция не находит разрядку и только усиливает эмоциональное напряжение. При современной системе информирования они почти обречены на пассивное выполнение роли объекта влияния.

Информированность граждан, в том числе политиков, непосредственно зависит от того, кем, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после препарирования информационными агентствами, а также от способа и форм представления. Для достижения нужного эффекта ведущими программами используются всевозможные приемы. Например, через подавляющее эфирное время, затрачиваемое на членов какой-либо партии, создается ошибочное впечатление о преимуществе ее сторонников. Тогда как критика этой партии представляется " вечно недовольными меньшинствами", группой " отдельных странных людей" и тому подобное. Используется психологический страх большинства зрителей оказаться среди " белых ворон"; постановкой " выгодных" вопросов и отходом от нежелательных тем. Преувеличиваются " успехи" одних групп и одновременно концентрируется внимание зрителей на ошибках или слабых местах в деятельности других, доводы оппонентов прерываются рекламой. С помощью ироничной интонации, обидчивых метафор и язвительных, внешне остроумных, реплик или комментариев у зрителей создается негативное отношение к источнику нежелательной информации, провоцируется желание оставить ее без надлежащего внимания или просто игнорировать. Фрагментарной подачей информации, дроблением, создается видимость ее глубокого анализа, удается затруднять формирование целостной картины политических событий большинства граждан. Ссылками на " информированные источники", " собственные источники в правительстве", " особенную осведомленность" данного телеканала (или газеты) о событиях, происходящих в стране и мире, создается ощущение объективности и независимости фактов или суждений, которые доходят до населения.

Усилиями СМИ осуществляются не только сужение и стандартизация индивидуального сознания, но и деградация классической (мировой и национальной) культуры в ее опустошенный и упрощенный вариант - в массовую культуру. Это понятие отмечает определенное состояние культуры современного общества, связанное с использованием доступных большинству людей примитивных стандартов мышления и поведения, которые отчуждают их от творчески активной деятельности. Массовая культура, навязываемая СМИ, направлена, в первую очередь, против духовных глубин сознания человека.

Среди всех СМИ по эффективности влияния на внутренний мир человека особенное место занимает телевидение. Люди больше доверяют увиденному, чем услышанному или прочитанному. Зрительная информация легче воспринимается и лучше запоминается.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.