Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образования образования






автон. автон. автон. области края города

респуб. обл. округи федер. значения

21144692

 

По состоянию на 2015 год количество субъектов РФ изменилось в связи с последними политическими событиями – это присоединение Крыма в 2014 году. В результате в составе РФ насчитывает 85 субъектов: добавились субъекты состав автономных республик – республика Крым, и третий город федерального значения – Севастополь.

Все регионы имеют различия по территории, численности и плотности населения, национальности, экономическому потенциалу. Но все они принадлежат одному уровню государственного регулирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.

Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду других признаков − уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.

Субъекты – государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую федерацию. Конституция РФ устанавливает 6 видов субъектов – республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Все субъекты равноправны в отношениях с федеральными органами власти. Однако в государственно-правовом статусе субъектов РФ разных видов имеются определённые различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным договором, а также специальными договорами между РФ и её отдельными субъектами. Из всех только республики могут принимать собственные конституции, а остальные – уставы.

Управление – вид деятельности государственных органов в совокупности, направленный на улучшение условий жизнедеятельности населения.

4. Экономическое районирование: теория, история, понятие ЭР; интегральное и отраслевое районирование, сетка экономических районов; федеральные округи, принципы формирования федеральных округов.

Теория экономического районирования начинается с 18-го века с работ выдающихся теоретиков и практиков Й. Тюнена, А. Вебера, В. Лаундхардта, А. Лёша, В. Кристаллера и др.

Теория размещения сельскохозяйственного производства. Становление теории размещения принято связывать с выходом в 1826 г. работы Иоганна Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии». Главным содержанием этого труда было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства. Сам Иоганн Тюнен был крупным землевладельцем и поэтому вопросы пространственной организации производства были для него важны. Он разработал модель хозяйства в виде концентрических кругов следующих друг за другом с увеличивающимся радиусом. Каждый из кругов (колец) специализировался на определённом виде деятельности, а критериями отдаленности кольца от центра (единственного рынка сбыта с/х продукции и источник обеспечения товарами) выступали следующие факторы: стоимость производства продукции, транспортировка, вложения в землю и прочие необходимые затраты.

В своих исследованиях Й. Тюнен ставит вопрос, какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство, и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города.

Автор модели выделил в ней несколько зон:

1. зона«вольное земледелие» – зона, занятая производством сельскохозяйственной продукции, а также молочно-мясным животноводством, птицеводством и т.п. Производимая в этой зоне продукция пользуется постоянным ежедневным спросом, она достаточно дорогая и скоропортящаяся, что требует приближённости её к потребителю и быстроты реализации.

2. зона – «дровяная зона». Занимается заготовкой топлива (по тем временам лес был основным источником топлива) в виде лесозаготовок. Такая продукция не скоропортящаяся, но требует близости к потребителю из-за постоянной востребованности и затратной транспортабельности.

3. зона – «зерновое хозяйство». Поскольку производство зерна требует больших посевных площадей, а само зерно – продукт не скоропортящийся и может перевозиться на большие расстояния, то эта зона может быть расположена дальше, чем «дровяная зона».

4. зона«животноводческая». Занимается переработкой первичного сырья в более востребованную продукцию, применяя различные технологии. Далее такая продукция транспортируется в города. Готовая продукция имеет более длительный срок хранения и может легко транспортироваться.

5. зона – «лесные промыслы» – это свободные не занятые производством и сельским хозяйством земли, которые используют для сбора продуктов природы: грибов, ягод, для охоты и пр.

Эта теория не применима на практике, поскольку у большинства государств нет таких огромных территорий и не все территории могут быть одинаково богатыми ресурсами и обладать нужными качествами для организации названных производств.

Следующим шагом в развитии теорий размещения стало появление теории размещения промышленности её основоположниками являются немецкие учёные Альфред Вебер и В. Лаундхардт.

В. Лаундхардт разработал «Теорию рационального штандорта» промышленного предприятия (основная работа была опубликована в 1882 г.). Его главное открытие – метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. В отличие от размещения сельскохозяйственного производства, при размещении промышленности место производства и место добычи сырья рассматриваются как разные пространственные пункты.

Решающим фактором размещения производства у В. Лаундхардта, так же как и у Й. Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от соотношений перевозимых грузов и расстояний – наилучшим пунктом размещения промышленного предприятия будет тот пункт, в котором транспортные затраты минимальны.

Взгляды В. Лаундхардта получили дальнейшее развитие в работах А. Вебера.

Свои исследования экономист и социолог А. Вебер изложил в работе, вышедшей в 1909 г., под названием " О размещении промышленности: чистая теория штандорта", («штандорт», т.е. местоположение). Речь в работе идёт о месте размещения промышленного предприятия, его эффективности и экономии на затратах, в зависимости от расположения предприятия. Принципиальное отличие подхода А. Вебера от подхода В.Лаундхарта состоит в том, что Вебер более комплексно сформулировал задачу размещения. Задача размещения, по мнению Вебера, является минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не только транспортных издержек.

Для решения этой задачи была создана классификация факторов размещения производства. Автор выделяет минимизацию издержек как основной критерий размещения, который достигается через системы внутренних факторов. К таким факторам можно отнести следующие характеристики территории:

Ø дешёвая рабочая сила, численность населения региона, профессиональный уровень. (К сведению: по данным Международной организации труда (МОТ) минимальная заработная плата должна составлять 3$ за час отработанного времени. В США, Японии часовая оплата труда составляет 12-15$).

Ø наличие необходимого сырья в нужном объёме, а также его стоимость.

Ø наличие развитой инфраструктуры – транспортные расходы для каждого предприятия являются коммерческими расходами и включают затраты на отгрузку, погрузку, выгрузку товара, оплата услуг сторонних организаций по оказанию транспортных услуг и т.д.

Ø агломерационный эффект – (в промышленности – это процесс обогащения руды цветных металлов) целесообразное размещение предприятия в данном населённом пункте, в зависимости от развития этой территории с целью снижения издержек, а также формирование клиентской базы, опираясь на потребности основной массы населения.

В конечном итоге анализируется влияние на размещение трех факторов – транспорт, рабочая сила, агломерация. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении – транспортная, рабочая и агломерационная.

А. Веберу первому удалось выработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на методы количественного анализа (математическое моделирование). Так же как и его предшественник В. Лаунхардт, А. Вебер не вышел за рамки проблемы размещения отдельного предприятия. Однако его исследования стали мощным стимулом для создания более общих теорий размещения.

Теория размещения населенных пунктов. Следующим шагом в развитии теорий размещения стало появление теории размещения населенных пунктов. Первую теорию о функциях и размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул Вальтер Кристаллер. Его теория центральных мест раскрывается в вышедшей в 1913 г. работе «Центральные места в Южной Германии». В работе он использует методы экономико-математического моделирования социально-экономических районов и составляет их ранжирование. Теоретические выводы он обосновал эмпирическими данными.

«Центральными местами» В. Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета («кристаллеровская решетка»). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания.

Теория В. Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие – в средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуги и т.п.), третьи – только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.д.). Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов. Тип иерархии определяется числом центральных мест данного уровня. Любой центр всегда имеет зависимое от него одинаковое количество поселений, занимающих более низкую ступень.

Количество возможных типов иерархии в принципе может быть любым. Однако наибольшее внимание В. Кристаллер и его последователи уделяли анализу таких типов, или вариантов, иерархии:

трехступенчатая иерархия поселений: город – поселок – деревня;

четырехступенчатая иерархия: город – поселок – поселение – деревня.

Функции поселений различны, каждое имеет свой радиус влияния и притяжения. В соответствии с этим возможны и разные способы территориальной организации систем расселения, при которых создаются наиболее благоприятные условия для выполнения тех или иных функций.

Теория центральных мест В. Кристаллера хотя и носит крайне абстрактный характер, но позволяет сформулировать общие представления о целесообразном расселении на той или иной территории. Ее можно рассматривать как теорию, дающую идеальный эталон системы расселения, с которым следует сравнить складывающиеся в реальности системы расселения с целью выявления направлений их совершенствования.

Общая теория размещения. Эта теория размещения получила развитие в XX веке. Её автором стал польский экономист, географ Август Лёш, взгляды которого изложены в работе «Географическое размещение хозяйства» 1947-1948 гг. Была переведена на русский язык в 1950-е гг. Общая теория размещения связывает частные теории Тюнена, Вебера, Кристаллера. Она расширяет предмет теории размещения, переходя от уровня предприятий и поселений к проблемам формирования экономических регионов.

Наиболее важным вкладом А. Лёша считается разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия.

Состояние равновесия по А. Лёшу характеризуется следующими условиями:

· местоположение каждой фирмы характеризуется максимально возможными преимуществами для потребителей и производителей;

· фирмы размещаются так, что территория используется полностью;

· существует равенство цен и издержек;

· все рыночные зоны имеют минимальный размер (в виде шестиугольников угольников).

Автор вводит критерий размещения производства – максимизация прибыли, но т.к. все территории разные и идеальных условий не существует, то не существует односторонних преимуществ. Предприятие может максимизировать прибыль, лишь найдя компромисс между положительными и отрицательными факторами территории.

Лёш соглашается с Й. Тюненом в том, что самой эффективной формой размещения является круг, однако при размещении кругов на плоскости возникают прорехи между отдельными кругами. Поэтому лучшей формой являются соты, они составляют единую поверхность.

Он также использует понятие «э кономический район» – как рыночная зона; зона сбыта готовой продукции (категория субъективная). Основа экономического района, по мнению А. Леша – рыночный сбыт продукции.

Экономические районы накладываются друг на друга, образуя сетку, в которой выделяются зоны ежедневного спроса, периодического спроса, эпизодического спроса, расположенные по степени востребованности потребителем.

Особенностью мышления А. Лёша является высокая степень абстрагирования и теоретических обобщений при объяснении возникновения территориального разделения труда. Например, К. Маркс объяснял происхождение территориального разделения труда региональными различиями условий производства: климат, почвы, природные ресурсы и т.д. Методология Лёша принципиально иная.

Перечисленные теории до сих пор имеют признание в зарубежных странах. Не следует и нам отрицать их положительную роль. Они правильно выделяют основополагающие факторы размещения (затраты на сырьё, основной капитал, рабочую силу, транспорт).

Особое место среди учёных-экономистов занимает Василий Леонтьев, эмигрировавший в США. В 30-х гг. он опубликовал работу, в которой разработал метод экономико-математического анализа «затраты – выпуск» для изучения межотраслевых связей, структуры экономики и составления межотраслевого баланса. До 1946 г. на его работу практически не обращали внимания. После второй мировой войны его метод стал применяться во всех развитых странах в практике прогнозирования и программирования хозяйств. Попытка применить этот метод в бывшем СССР не дала положительных результатов – помешала жёсткая централизация всей экономической системы.

В 70-х гг. 20 века было получено задание от ООН – разработать концепцию-стратегию развития мировой экономики мирового сообщества. Точка отсчёта 1970 год, а прогнозы составлены на 1980г., 1990г., 2000г. Для расчёта социально-экономических показателей необходимых для прогноза вся система стран (150-160 государств) делилась на 3 группы по экономическим показателям, и на 15 блоков по которым и проходил анализ.

В 1977г. В.Леонтьев выступил с докладом «Будущее мировой экономики»; на заседании мировой группы экспертов ООН по развитию мирового хозяйства. За изобретение модели межотраслевого баланса он получил нобелевскую премию.

В 60-х гг. 20 века была создана и начала функционировать экономическая организация – Римский клуб, организатором которой был Аурелио Печенни. Этот клуб занимается проблемами современности и готовит периодические Доклады по изучаемым проблемам.

На Западе существует ряд теорий выхода из экономического кризиса. Согласно теории Д. Кейнса, а также Л. Эрхарда и др. стабилизация и экономический рост могут быть достигнуты на пути расширения производства и потребления товаров, снижения цен.

Другие теории (Ф. Хайек, М. Фридман и др.) основываются на утверждении, что этот выход возможен только при сокращении кредитов, производства и потребления, увеличении налогов, при нерегулируемых ценах (теория «монетарного развития экономики). М. Фридман в работе «Капитализм и свобода» пытается показать, что ничем не стеснённые рыночные цены направляют капитал, а, следовательно, людские и материальные ресурсы на самые выгодные и нужные для общества цели. Однако опыт применения теории Фридмана в России правительством Е. Гайдара оказался плачевным: он вызвал абсолютное обнищание одних и ничем не обоснованное обогащение других.

Вне всякого сомнения, корыстные интересы и неоправданные амбиции должны быть ограничены государством, а инициатива и заинтересованность предпринимателей должны быть направлены на цивилизованный созидательный путь. Главная сила экономики согласно взглядам российских учёных-экономистов В.И. Видяпина и М.В. Степанова – государственное регулирование развития производства. Здесь говорится не о возврате к жёсткой централизованной системе, а о выработке механизма согласования свободы рынка и управляющего воздействия государства. Иными словами, речь идёт об умелом применении принципа разумной достаточности в решении экономических задач в национальной экономике. Государство наравне со всеми другими собственниками должно обеспечить научно-техническое развитие производственного комплекса, действуя в интересах всего общества.

Существует признанный в мире уровень нормального увеличения производства, равный 2-3 % в год. Он служит точкой равновесия. Главная задача государства – не позволить национальной экономике отклониться от этой точки, так как это дестабилизирует её и, в конечном счете, приведёт к расстройству.

Т.о., зарубежные региональные исследования носят в основном отраслевой и ведомственный характер. Сами же региональные исследования проводятся до сих пор, и посвящены они современным формам экономического районирования, таким как ТНК, ФПГ и ОЭЗ.

 

История районирования России начинается с конца 17 века, что обусловлено практической потребностью в России управлять огромной территорией государства. К началу 18 века Россия уже имеет статус империи во главе с царём Пётр I и его последователи проводили жёсткую централизованную политику для усиления монархической власти на всей территории. Для удобства управления страна была разделена на губернии (1708 год – 8 губерний).

Начиная с 18-го века, появляется много работ российских и других авторов, посвященных экономическому районированию и до сих пор районирование не застывший процесс. Сетка экономических районов ещё не раз будет пересматриваться в связи с развитием экономических процессов, как в России, так и во всём мире.

Экономическое районирование есть деление территории на части по комплексу социально-экономических показателей: как природных, так и экономических.

Экономический район – это целостная территориальная часть н/х страны со своей специализацией, с тесными внутренними и внешними связями на основе обмена производимых товаров и других экономических отношений (Алаев Э.Б.).

В начале 19 века получило развитие отраслевое экономическое районирование (деление по природным и социальным факторам). Оно сформировалось по заданию отраслевых ведомств: Министерством сельского хозяйства (в дореволюционной России), Министерством транспорта (или теперь путей сообщения), Министерством внутренних дел. Центрами экономического районирования были Москва и Санкт-Петербург.

В конце 19 начале 20 веков появляются работы, основанные на базе данных статистики населения, промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Становится очевидным, что территорию нужно делить не только по отраслевым признакам. Первые попытки интегрального метода экономического районирования принадлежат К.Н. Арсеньеву (1820 год) и П.П. Семёнову-Тяньшанскому (1850 год), а в советское время – Г.М. Кржижановскому.

Сетка экономических районов в настоящее время иная, чем в дореволюционной России и в советское время. Она не раз претерпевала большие изменения. Изменялось количество районов. Последний раз сетка ЭР поменялась в 1981 г. В настоящее время рассматривается вопрос об изменении сетки в связи с размещением ресурсов и освоении новых территорий.

Российская Федерация − это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней столь велики, что управление ей только из единого центра не представляется возможным.

Новой формой экономического районирования и управления являются созданные с мая 2000 г. федеральные округа.

Система федеральных округов, образована согласно Указа Президента России № 849 от 13 мая 2000 г. и представляла собой совокупность 7 структурных единиц: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Указом Президента РФ от 19 января 2010 № 82, было внесено изменение в перечень федеральных округов и стало представлять собой 8 структурных единиц нового политического деления России: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский.

Федеральная реформа ставила своей целью интеграцию российского пространства и перераспределение различных видов ресурсов между Центром и регионами. Инструментом проведения такой политики стали федеральные округа. Федеральный округ – это форма политического, административного устройства страны.

Федеральные округа содействуют объединению федеральных и региональных ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие субъектов Федерации, совместному решению региональных экономических проблем в случае неспособности субъектов России разрешить их самостоятельно, а также развитию производственных сил на межрегиональном уровне. Разные по уровню экономического развития субъекты России могут координировать свои усилия, комплексно интегрироваться в границах федеральных округов. Результат – получение общего экономического эффекта для ряда субъектов Федерации. (Статья: Федеральные округа в Российской Федерации: состояние и тенденции развития. Черкасов К.В. " Законодательство и экономика", 2009, N 1).

 

Районирование по федеральным округам во многом базируется на сетке из двух экономических районов. Дальневосточный федеральный округ полностью совпадает с аналогичным районом. Центральный образован путем объединения двух экономических районов – Центрального и Центрально-Черноземного. Северо-Западный федеральный округ образован из Северо-Западного и Северного районов с добавлением Калининградской области; Сибирский из Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского (без Тюменской области) районов, а Южный остался частично от его первоначального состава из которого выделились Северо-Кавказские республики и Ставропольский край. Лишь два округа: Приволжский и Уральский – существенно отличаются от Поволжского и Уральского экономических районов. В Уральский округ вошли восточно-уральские области и Тюменская область с двумя автономными округами из Западно-Сибирского района, а в Приволжский округ – Волго-Вятский экономический район, а также группа средневолжских и западно-уральских субъектов Федерации. Наиболее существенные изменения при внедрении такой сетки характерны для Урала, который из остродефицитного по топливно-энергетическим ресурсам превращается в наиболее обеспеченную по топливно-энергетическим ресурсам территорию. Это изменение внесет существенные коррективы и в общую характеристику Европейской макрозоны страны в случае оставления в ее составе Уральского федерального округа. Остальные изменения связаны в основном с объединением схожих по специализации волго-вятских, средне-волжских и западно-уральских субъектов Федерации.

Состоятся ли федеральные округа как полноценные экономические районы, разовьется ли координирующее начало на территориях региональных, межрегиональных и федеральных проектов или за ними останутся лишь функции надзора и координации действий федеральных министерств и ведомств, станет понятным лишь на основе анализа их функционирования за определенный временной этап.

5. Природно-ресурсный потенциал России: минеральные ресурсы; ресурсы морей; климатические ресурсы; водные ресурсы; биологические ресурсы.

Полезные ископаемые (3 группы ресурсов), размещение по территории (нефтяные, газовые, угольные месторождения, месторождения цветных и чёрных металлов, неметаллические). Лесные ресурсы, водные ресурсы.

Природные ресурсы понимаются как объекты и силы природы, которые используются обществом в форме непосредственного участия в материальной деятельности. Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории.

 

Важным условием в использовании ПРП является его экономическая оценка (количественная и качественная). Она включает три аспекта:

1) количественная оценка отдельных ресурсов (объём ресурсов);

2) технологическая оценка (состояние изученности, пригодность, доступность);

3) экономическая оценка (чаще имеет стоимостное выражение).

 

Полезные ископаемые делятся на 3 группы:

а) топливно-энергетические (нефть, газ, уголь, торф, горючие сланцы;

б) металлорудные (руды чёрных и цветных металлов, редких и благородных);

в) неметаллические (апатиты, фосфориты, соли, слюда, графит, асбест, строительное сырьё).

Размещение по территории всех ресурсов крайне неравномерное – это связано, в первую очередь с заселением и освоением территории. Поэтому территория России делится на две части: регионы староосвоенные (Европейская часть РФ вместе с Уралом) и регионы нового освоения (Сибирь и Дальний Восток).

 

Добыча нефти и газа сосредоточена в Западной Сибири; гидроэлектростанции, цветная металлургия и лесная промышленность – в Восточной Сибири. Дальний Восток выделяется добычей золота, алмазов, рыбы и морепродуктов. В Северном районе к основным отраслям относятся добыча угля, нефти, газа, апатитов, никеля и других металлов, а также заготовка леса и добыча рыбы. Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Уральский и Поволжский районы выделяются развитым машиностроением, химической, лёгкой, пищевой промышленностью, энергетикой и сферой услуг. Центрально-Чернозёмный район и Северный Кавказ имеют развитое сельское хозяйство и пищевую промышленность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.