Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дисциплины






Рабочая программа

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

 

Направление подготовки – 050400.62 Психолого-педагогическое образование

 

Профиль подготовки – Специальная психология и педагогика

 

 

Составлена на основании Федерального

государственного образовательного стандарта 2010 года

 

Составители: Маврин С.А., д.п.н., профессор кафедры

социальной педагогики и социальной работы___________

(подпись)

Кульчейко О.В., к.п.н., доцент кафедры

социальной педагогики и социальной работы___________

(подпись)

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной работы

«04» сентября 2014 г. Протокол № 1.

 

Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Маврин С.А.

__________

(подпись)

 

 

Омск, 2014

Курс: 2

Форма обучения: очная

Семестр: 4

Трудоемкость: 2 зачетных единицы (72 ч.)

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) по видам учебных занятий: 32 ак. ч.

Из них: лекций – 16 ак. ч.

практических занятий – 16 ак. ч.

лабораторных занятий – 0 ак. ч.

Иных видов учебных занятий – 40 ак. ч.

Кол-во занятий 10 ак. ч. (30 %) в интерактивной форме.

Самостоятельная работа обучающихся – 40 ак.ч.

 

Форма промежуточной аттестации: зачет

 

Дисциплина «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование».

 

Цель дисциплины: формирование представлений о научных основах и основных организационных принципах построения эффективного психолого-педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Задачи дисциплины:

· формирование представлений о видах и функция психолого-педагогического взаимодействия всех участниках образовательного процесса;

· формирование представлений о роли и позиции психолога при построении конструктивного взаимодействия всех участниках образовательного процесса;

· формирование представлений о психолого-педагогических средствах, методах и технологиях построения эффективного взаимодействия всех участниках образовательного процесса;

· развитие навыков использования современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы.

· развитие навыков анализа результатов психолого-педагогического взаимодействия всех участниках образовательного процесса.

 

Предварительные компетенции, сформированные у обучающегося до начала изучения дисциплины:

Студенты, приступившие к изучению дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», должны обладать компетенциями, формируемыми при освоении дисциплин, изучавшихся в предыдущих семестрах:

· способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

· готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

· способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9).

 

Планируемые результаты:

Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующей компетенции:

· готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

· способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

· способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками в рамках формируемых компетенций:

 

Качественные уровни сформированности компетенции ОПК-5

Код формируемой компетенции Уровни овладения Критерии Результаты
ОПК-5 пороговый Уровень владения различными видами деятельности: игровая, учебная, предметная, продуктивная, культурно-досуговая и др. знать отдельные способы и средства проектирования и организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой в начальном образовании.
уметь применять отдельные способы и средства проектирования и организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой.
владеть отдельными способами и средствами проектирования и организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой, в начальном образовании.
продвинутый Уровень владения различными видами деятельности: игровая, учебная, предметная, продуктивная, культурно-досуговая и др. знать способы и средства проектирования и организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой в начальном образовании.
уметь применять способы и средства проектирования и организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой в начальном образовании по предложенному алгоритму.
владеть способами и средствами проектирования и организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой в начальном образовании.
высокий Уровень владения различными видами деятельности: игровая, учебная, предметная, продуктивная, культурно-досуговая и др. знать особенности способов и средств проектирования и организации различных видов деятельности детей и взрослых: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой в начальном образовании.
уметь самостоятельно применять способы и средства проектирования и организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой в начальном образовании.
владеть совокупностью приемов, действий, процедур, программ, алгоритмов применения интегративных знания и самостоятельно определяет комплекс умений для проектирования и организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой в начальном образовании в соответствии с условиями конкретной группы детей.

Качественные уровни сформированности компетенции ОПК-6

Код формируемой компетенции Уровни овладения Критерии Результаты
ОПК-6 пороговый Особенности межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды. Способы организации совместной деятельности субъектов образовательной среды. знать отдельные особенности межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды; отдельные способы организации совместной деятельности субъектов образовательной среды.
Осуществлять оптимальный выбор технологий организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов. Организовывать совместную деятельность и эффективное межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики. уметь осуществлять выбор технологий организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов; организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики.
Технологиями организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов. Способами организации совместной деятельности и эффективного межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики. владеть отдельными технологиями организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов; отдельными способами организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики.
продвинутый Особенности межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды. Способы организации совместной деятельности субъектов образовательной среды. знать основные особенности межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды; основные способы организации совместной деятельности субъектов образовательной среды.
Осуществлять оптимальный выбор технологий организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов. Организовывать совместную деятельность и эффективное межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики. уметь осуществлять выбор технологий организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов; организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики.
Технологиями организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов. Способами организации совместной деятельности и эффективного межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики. владеть основными технологиями организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов; основными способами организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики.
высокий Особенности межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды. Способы организации совместной деятельности субъектов образовательной среды. знать особенности межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды; способы организации совместной деятельности субъектов образовательной среды.
Осуществлять оптимальный выбор технологий организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов. Организовывать совместную деятельность и эффективное межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики. уметь осуществлять оптимальный выбор технологий организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов; организовывать совместную деятельность и эффективное межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики.
Технологиями организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов. Способами организации совместной деятельности и эффективного межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики. владеть технологиями организации совместной деятельности субъектов образовательной с учетом специфики ситуации и особенностей межличностного взаимодействия субъектов; способами организации совместной деятельности и эффективного межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды в процессе решения педагогических задач различной специфики.

Качественные уровни сформированности компетенции ОПК-10

Код формируемой компетенции Уровни овладения Критерии Результаты
ОПК-10 пороговый 1. Особенности междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в социально-педагогической деятельности. 2. Способы решения профессиональных задач взаимодействия. знать отдельные особенности междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в социально-педагогической деятельности; отдельные способы решения профессиональных задач взаимодействия.
1. Осуществлять оптимальный выбор технологий междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач с учетом их специфики. 2. Выстраивать эффективное взаимодействие в процессе решения профессиональных задач. уметь осуществлять выбор технологий междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач с учетом их специфики; выстраивать взаимодействие в процессе решения профессиональных задач.
1. Технологиями решения междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач. 2. Способами создания условий успешного взаимодействия с учетом их специфики. владеть отдельными компонентами технологии решения междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач; отдельными способами создания условий успешного взаимодействия с учетом их специфики.
продвинутый 1. Особенности междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в социально-педагогической деятельности. 2. Способы решения профессиональных задач взаимодействия. знать основные особенности междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в социально-педагогической деятельности; основные способы решения профессиональных задач взаимодействия.
1. Осуществлять оптимальный выбор технологий междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач с учетом их специфики. 2. Выстраивать эффективное взаимодействие в процессе решения профессиональных задач. уметь осуществлять выбор технологий междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач с учетом их специфики; выстраивать взаимодействие в процессе решения профессиональных задач.
1. Технологиями решения междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач. 2. Способами создания условий успешного взаимодействия с учетом их специфики. владеть основными компонентами решения междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач; основными способами создания условий успешного взаимодействия с учетом их специфики.
высокий 1. Особенности междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в социально-педагогической деятельности. 2. Способы решения профессиональных задач взаимодействия. знать особенности междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в социально-педагогической деятельности; эффективные способы решения профессиональных задач взаимодействия.
1. Осуществлять оптимальный выбор технологий междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач с учетом их специфики. 2. Выстраивать эффективное взаимодействие в процессе решения профессиональных задач. уметь осуществлять оптимальный выбор технологий междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач с учетом их специфики; выстраивать эффективное взаимодействие в процессе решения профессиональных задач.
1. Технологиями решения междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач. 2. Способами создания условий успешного взаимодействия с учетом их специфики. владеть технологиями решения междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач; способами создания условий успешного взаимодействия с учетом их специфики.

Количественные уровни оценки сформированности компетенции

Коды формируемых компетенции (кластера компетенций) Уровни овладения Баллы  
ОПК-5, ОПК-6, ОПК-10 пороговый 60-74  
 
 
продвинутый 75-89  
 
 
высокий 90-100  

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор содержания и организации учебного материала дисциплины обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального педагогического образования и связями данной дисциплины с другими курсами основной образовательной программы.

Отбор содержания дисциплины осуществляется согласно принципам научности, практикоориентированности, системности.

 

Междисциплинарные связи

Курс «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» предполагает междисциплинарные связи с дисциплинами «Поликультурное образование», «Психология детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» базовой части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра.

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» в программе данного курса предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных технологий проведения занятий: учебные дискуссии, технологии развития критического мышления, технологии проблемного изложения учебного материала, технологии поисковой и исследовательской деятельности, деловые игры, рефлексивные технологии. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных исследовательских умений и навыков обучающихся как основы профессиональной компетентности в сфере образования.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Текущая аттестация проводится путем накопительной оценки выполнения заданий в процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента. Задания представляют собой систему проблемных и исследовательских задач, отражающих основные требования федерального государственного образовательного стандарта и учебной дисциплины. Все задания направлены на формирование и развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавра в соответствии с требованиями педагогической профессии.

 

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний по курсу «Психолого-педагогической взаимодействие участников образовательного процесса» осуществляется в виде «накопительного зачета».

Тематический план дисциплины

Тема (раздел) дисциплины Всего академических часов Контактная работа обучающихся с преподавателем Самостоятельная работа обучающихся
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия Иные виды учебных занятий
1. Раздел 1. Специфика построения психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса            
  из них в интерактивной форме: 2   2      
2. Раздел 2. Особенности психолого-педагогического взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса            
  из них в интерактивной форме: 2   2      
3. Раздел 3. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия с разными возрастными категориями участников образовательного процесса            
  из них в интерактивной форме: 2   2      
4. Раздел 4. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида            
  из них в интерактивной форме: 4   4      
  ИТОГО:            
  в том числе в интерактивной форме: 10   10      

Основное содержание

Раздел 1. Специфика построения психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса

Научные подходы к построению психолого-педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса; Цели и задачи психолого-педагогического взаимодействия; Критерии эффективности взаимодействия; Условия и механизмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие; Результаты построения психолого-педагогического взаимодействия; Способы и методы построения эффективного психолого-педагогического взаимодействия.

а) основная литература:

1. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009.

2. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учебное пособие для ВУЗов. – М. Владос, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М, 2005.

2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М, 2005.

3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. – М, 2005.

Раздел 2. Особенности психолого-педагогического взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса

Особенности психолого-педагогического взаимодействия: «ученик – учитель», «учитель – родители - учащихся», «учитель – учитель», «учитель – специалист (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог)», «учитель - администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – ученик», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – родитель учащегося».

а) основная литература:

1. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009.

2. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учебное пособие для ВУЗов. – М. Владос, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М, 2005.

2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М, 2005.

3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. – М, 2005.

Раздел 3. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия с разными возрастными категориями участников образовательного процесса

Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия: в дошкольных образовательных учреждениях; в образовательных учреждениях начального образования; в образовательных учреждениях среднего и старшего образования; в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

а) основная литература:

1. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009.

2. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учебное пособие для ВУЗов. – М. Владос, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М, 2005.

2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М, 2005.

3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. – М, 2005.

Раздел 4. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида

Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия: в дошкольных учреждениях; в общеобразовательных школах; в специализированных образовательных учреждениях (гимназия, лицей, кадетский корпус и т.п.); в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детских домах; в образовательных учреждениях предпрофильной и профильной подготовки (колледж, техникум, училище и т.п.).

а) основная литература:

1. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009.

2. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учебное пособие для ВУЗов. – М. Владос, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М, 2005.

2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М, 2005.

3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. – М, 2005.

Основные понятия (тезаурус): психолого-педагогическое взаимодействие, участники образовательного процесса, цели и задачи психолого-педагогического взаимодействия, функции психолого-педагогического взаимодействия, критерии эффективности психолого-педагогического взаимодействия, условия и механизмы психолого-педагогического взаимодействия, результаты построения психолого-педагогического взаимодействия, способы и методы психолого-педагогического взаимодействия.

Организация самостоятельной работы обучающихся, включая перечень учебно-методического обеспечения

Типовые задания для самостоятельной работы по данному курсу ориентированы на формирование у студентов компетентности в области психолого-педагогического знания, на ориентацию студентов в проблемном поле образовательных и воспитательных задач в реально существующих социокультурных условиях.

Примерный перечень заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Создание сравнительных таблиц.

2. Разработка материалов по тематике курса с использованием информационных технологий, создание учебных презентаций.

3. Подготовка к участию в диалогических формах занятий (дискуссии, проблемные обсуждения, учебные конференции, деловые игры и т.п.).

4. Работа с электронными базами данных, материалами сайтов, ресурсами, связанными с проблемами психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

5. Инновации в области психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса (обсуждение результатов изучения опыта работы).

6. Сравнительный анализ опыта психолого-педагогического взаимодействия специалистов образовательных учреждений (по итогам посещения учреждений или изучения соответствующих документов и печатных материалов).

Темы для самостоятельной работы отражают актуальные проблемы развития педагогической науки и практики и определяются в процессе собеседования преподавателя и студентов с целью максимального содействия развитию учебно-профессиональных интересов будущих педагогов.

Перечень учебно-методического обеспечения представлен в приложениях, в разделах «Аннотации лекций» и «Планы семинарских занятий».

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При самостоятельном изучении вопросов студенту необходимо:

1. Внимательно прочитать и понять тему (проблему).

2. Подобрать учебную и научно-педагогическую литературу по изучаемой теме (проблеме).

3. Прочитать материал учебника, осмыслить полученную информацию.

4. Записать в тетрадь основные положения вопроса в виде тезисов.

5. Дополнить данные положения, обратившись к другим источникам.

6. Если при подготовке к занятиям встречаются вопросы, в понимании которых возникают затруднения, то необходимо получить консультацию преподавателя заранее.

7. Оформить собранный материал по вопросу и представить его преподавателю.

В ходе изучения данного курса студенту могут быть предложены различные виды заданий для самостоятельной работы и выступления на семинарах. По желанию студент может выбрать сам понравившееся задание и подготовить его.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Вопросы к зачету

1. Формы обращения педагога к ученикам.

2. Позиции педагога при взаимодействии с учениками.

3. Способность педагога к коммуникации.

4. Виды педагогических ситуаций и конфликтов.

5. Конфликты на уроках.

6. Отношения в коллективной деятельности учащихся.

7. Педагогическое воздействие как взаимодействие.

8. Субъективность восприятия учениками педагогического воздействия.

9. Взаимодействие и обратные связи.

10. Приведите конкретные примеры психолого-педагогического взаимодействия и дайте их анализ.

11. Критерии психологически комфортной образовательной среды.

12. Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся. Развитие групповой сплоченности у учащихся.

13. Социально-психологическая специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников.

14. Ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом сообществе.

15. Организационная культура образовательного учреждения.

16. Сплоченность педагогического коллектива как базовая социально-психологическая характеристика межличностных отношений.

17. Традиционные методы исследования взаимодействия участников образовательного процесса.

18. Характеристика активных методов повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса. Классификация методов активного обучения, основные подходы к ее построению.

19. Групповая дискуссия как метод принятия решения в процессе взаимодействия в группе.

20. Характеристика игровых методов как естественных методов оптимизации межличностного взаимодействия участников образовательного процесса.

21. Ролевая игра как активная форма оптимизации взаимодействия.

22. Возможности решения задач психолого-педагогического взаимодействия в процессе деловой игры.

23. Организационно-деятельностная игра как метод оптимизации взаимодействия в процессе образования.

24. Психологический тренинг как форма специально организованного взаимодействия участников, его роль в повышении эффективности психолого-педагогического взаимодействия.

25. Технологии командообразования в образовательном процессе.

26. Публичное выступление как метод воздействия в образовательном процессе.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

а) основная литература:

3. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009.

4. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учебное пособие для ВУЗов. – М. Владос, 2008.

б) дополнительная литература:

4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М, 2005.

5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М, 2005.

6. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. – М, 2005.

в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ЭБС:

· https://psyjournals.ru Журналы по психологии МГППУ

· https://psychology.net.ru «Мир психологии» - научно–популярный информационно–психологический портал.

· https://www.psychology.ru - Психология на русском языке

· https://www.psyparents.ru - Детская психология для родителей

· https://www.psy.msu.ru/links/ Психология в Интернете (МГУ)

· https://www.go-psy.ru/links-psy.htm Психологическая помощь Go-psy.ru

· https://www.childpsy.ru/ Детская психология

г) информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости):

Работа с информационным порталом ОмГПУ.

 

Материально-техническая база

Лекционные и семинарские занятия проводятся в аудиториях факультета психологии и педагогики, обеспеченных точкой доступа в Интернет. Для работы используются стационарная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, переносной или стационарный экран.

Приложения:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.