Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансмиссионные и гидравлические масла






 

В зубчатых передачах удельные нагрузки на зубцы (в точках соприкосновения) доходят до двух тысяч МПа (200 кг/мм2), а в гипоидных могут превосходить 2500 МПа (250 кг/мм2). Давление между соприкасающимися деталями двигателей меньше в десятки раз. В то же время масло в блоках трансмиссии прогревается во время работы автомобиля до 100 — 150°С, а в зонах контактов зубьев до 300°С. При низких температурах трансмиссионное масло должно начинать смазывать соприкасающиеся поверхности зубцов сразу со времени начала движения.

Трансмиссионные масла различают по назначению:

общего назначения для смазывания цилиндрических, конических и других видов зубчатых передач;

гипоидные;

универсальные масла для смазывания трансмиссий и ГУР.

Антиизностные показатели качества масла определяют его смазывающую эффективность и обеспечивают минимум износа соприкасающихся поверхностей. Антизадирные свойства предупреждают задирание и сваривание поверхностей в местах соприкосновения. Неотъемлемым качеством хороших антиизносных и антизадирных свойств является способность масла к образованию на поверхности деталей сверхпрочную пленку. Эти свойства масла обусловливают его степень качества. Во-вторых, по аналогии с моторными маслами, главнейшими являются вязкостно-температурные показатели. Классификация и маркировка трансмиссионных масел, также как и моторных, базируется на обобщенных характеристиках качества и вязкости. В РФ масла классифицируются по ГОСТ 17479.2-85:

по эксплуатационным свойствам и применению в трансмиссиях автомобилей – на пять групп (ТМ-1 – ТМ-5) (прил.2);

по кинематической вязкости – на четыре класса (9, 12, 18, 34) (прил. 3)

Пример обозначения: ТМ-5-18 – ТМ - трансмиссионное минеральное масло, 5-й группы с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия. 18–го класса вязкости

За границей для трансмиссионных масел применяются системы классифицирования SAE (прил. 4) и API (прил. 5).

Соответствие групп трансмиссионных масел по российской классификации и API приведено в приложении 6.

 

В гидросистемах механизмов применяются специальные гидравлические масла, работающие в различных климатических условиях и в широком диапазоне рабочих температур. Поскольку их основной функцией является приведение в действие исполнительных механизмов за счёт гидростатического давления, их часто называют гидравлическими жидкостями. Они должны обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами, то есть иметь относительно малое изменение вязкости с изменением температуры.

Гидравлические масла разделяют на нефтяные, синтетические и водно-гликолевые. По назначению их делят в соответствии с областью применения:

- для летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники;

- для гидротормозных и амортизаторных устройств различных машин;

- для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин и механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий.

Обозначение гидравлических масел состоит из групп знаков, первая из которых «МГ» означает «минеральное гидравлическое». Цифры, следующие за обозначением вида масла, характеризуют класс вязкости (прил. 7). Буква, следующая за обозначением класса вязкости, указывает на принадлежность масла к определенной группе эксплуатационных свойств (прил. 8). Система обозначений гидравлических масел, применяемых в транспорте и промышленном оборудовании, установлена ГОСТ 17479.3-85 (прил. 9). Классификация гидравлических масел по ISO и DIN приведена в приложении 10.

 

В масла для гидромеханических и автоматических передач вводят комплекс присадок: моющих, противоизносных, притивоокислительных, противокоррозионных, фрикционных и антипенных. Российские масла марки А, Р и МГТ в импортных автомобилях с автоматической трансмиссией не применимы. Импортные жидкости АTF (Automatic Transmission Flud) имеют отдельные спецификации, разработанные производителями автоматических трансмиссий.

 

Тормозные жидкости (ТЖ) должны обладать хорошими вязкостно-температурными и смазывающими свойствами, высокой физической и химической стабильностью, совместимостью с металлами и материалами уплотнений. Основными показателями качества ТЖ являются: уровень гигроскопичности, температура кипения и морозостойкость. Современная классификация ТЖ включает в себя классы: DOT-3, DOT-4 (на минеральной основе) и DOT-5.1 (на синтетической). ТЖ БСК – смесь бутилового спирта и касторового масла. Ранее имела широкое распространение. При -17ОС начинает переходить в твердую фазу. На основе гликолей выпускались ТЖ «Нева» (срок службы 1 год), «Томь» (срок службы 2 года) - разработана взамен ТЖ «Нева» (по международной классификации - DOT-3). ТЖ «Роса», «Роса-3», «Роса DOT-4» представляют собой композиции на основе гликолей и борсодержащих соединений с антикоррозионными и антиокислительными присадками (срок службы 3 года). Все ТЖ огнеопасны, ядовиты и токсичны. Смешение гликолевых ТЖ с БСК, топливами и маслами недопустимо.

 

Амортизаторные жидкости (АЖ) должны противостоять значительному термическому и механическому воздействию, быть легкоподвижными при рабочих температурах (от -50 до +145ОС). Выпускают АЖ следующих марок: АЖ-12Т, МГП-12 (Славол-АЖ), ГРЖ-12. При отсутствии специальных АЖ они могут быть приготовлены смешением в производственных условиях равного количества трансформаторного и турбинного масел.

 

Контрольные вопросы:

1. Условия работы трансмиссионных масел.

2. Классификация трансмиссионных масел согласно ГОСТ 17479.2-85.

3. Классификация гидравлических масел согласно ГОСТ 17479.3-85.

4. Классификация гидравлических масел по ISO и DIN.

5. Классификация тормозных жидкостей.

6. Как можно приготовить заменитель амортизаторной жидкости?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.