Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Со стороны администрации






Поскольку предприятие было еще государственным, хотя и довольно при­быльным, дирекция оказалась между молотом модернизации производства и наковальней социального равновесия на заводе и в городе. Генеральный директор — волевой, грамотный руководитель — сам вырос в этой общин­ной культуре. Он испытывал сильное давление с обеих сторон, избегая больших увольнений или откладывая их. Он и его заместитель пытались посредничать, время от времени проводя совещания с приглашением кон-фликтантов. Периодически они обсуждали проблемы с каждой из сторон в отдельности. Общая же установка администрации — находиться в некото­рой метапозиции, как бы над схваткой.

6. ТОЧКИ СОВПАДЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ

Подход к разрешению конфликта строился на понимании проблемы данного исследования как проблемы взаимоадаптации автоматизированной системы и социальной организации производства.

Адаптация системы. Сама эволюция и смена вариантов решения описан­ных социотехнических проблем отражают изменение соотношения разных



Член, VII. ГИП0ТГ.НУ1Ы...


Глйм? Ф ГОГЛАСОВАНЙГ ИНТРРРГОЯ



 


ценностных ориентации среди инициаторов и участников описываемого инновационного процесса.

Первоначальные установки разработчиков и проектировщиков системы можно определить как техницистские. На участке обжига они проявились в абсолютизации роли системы, в частности в стремлении технологически «вытеснить» профессию машиниста вращающихся печей как структурный «пережиток». Однако такое решение оказалось нереальным по двум причи­нам. Во-первых, исключительный технологический и производственный статус машинистов давал им в руки довольно сильные средства сопротивле­ния такому решению, поскольку он задевал их интересы. Подобный подход был неприемлем и по объективным социальным причинам, ибо не был под­готовлен эквивалентный вариант для должностного перемещения этих ра­бочих. Во-вторых, это стало невозможным и по чисто технологическим причинам. Дело в том, что по мере внедрения автоматизации управления обжигом выяснилось, что в ситуациях существенных отклонений в процессе опыт и интуиция машиниста оставались незаменимыми. Автоматика была способна вести процесс только в стабильном режиме (удлиняя его период) и при незначительных отклонениях. Стало ясно: без оператора процесс об­жига может идти, а без машиниста — нет!

Следующий вариант решения предполагал переподготовку операторов в машинистов. Кроме отмеченных выше тех же социальных противопоказаний сильным контраргументом здесь оказалась довольно большая трудность овладения в короткий срок искусством (неформализуемой квалификацией) управления обжигом, особенно — при отсутствии со стороны машинистов готовности к сотрудничеству. А ведь именно искусство управления процессом обжига было самым ценным из того, что передавали обычно машинисты приходящим со временем им на смену помощникам.

Решающую роль в поисках приемлемого варианта сыграли две идеи:

— идея выносного пульта;

— идея «автопилота».

Рассмотрим их подробнее. Было сочтено социально целесообразным и технически возможным реконструировать автоматизированную систему управления технологическим процессом таким образом, чтобы и подсисте­му «Обжиг» в порядке исключения выдвинуть (и физически, и управленче­ски) прямо в цех, на участок обжига. Центральный пульт системы освобо­дили от контроля за работой печей, оставив за ним другие, а также сугубо учетные функции по отношению к участку обжига. Машинист совместил в себе обе позиции: свою и оператора, и должность его получила название «машинист-оператор». Таким образом, параллельное управление обжигом и вызванное им конфликтное межгрупповое отношение были прекращены. В результате статус машиниста по объективным признакам возрос, ибо су­щественно повысилась его квалификация (он прошел переподготовку). Ру-


ководители предприятия теперь наделяют его еще большим признанием. Правда, среди того контингента малоквалифицированных рабочих, которые привыкли уважать главным образом тяжелый труд, видимая «легкость»» нового содержания работы машинистов-операторов оценивалась несколько ниже прежнего.

Идея «автопилота» касается приспособления алгоритма системы к про­фессиональной психологии и функциональным особенностям должности машиниста-оператора. Как известно, во время полета летчик включает авто­пилот, когда он входит в предусмотренный набор стандартных формализо­ванных ситуаций. В условиях же повышенного риска (взлет, посадка и т.д.) пилот должен брать управление самолетом на себя. Аналогично подсистема «Обжиг» рекомендуется машинисту как новый технический инструмент ■ его руках, автоматизированный помощник. Снимаются всякий внешний контроль и поощрения за подключение автоматики. Единственный критерий оценки его работы — на выходе, т.е. по количеству и качеству производимо­го в его печи клинкера. Машинист сам убеждается, что, больше полагаясь на систему и освобождаясь для анализа, он улучшает показатели оценки своего труда. При необходимости же снятия или предупреждения существенных отклонений он полностью включается в контроль.

Эффект подобной адаптации можно проследить на таком примере. По­скольку процесс обжига в печи очень инерционен, то для каждого его целе­вого изменения требуется воздействие повышенной силы, чтобы это измене­ние продлилось дольше. Сам машинист не замечает многих начинающихся отклонений и начинает воздействие тогда, когда отклонения уже усилились, а воздействия требуются все более сильные. Его режим напоминает пилу с высокими, но редкими зубьями. Автоматика улавливает отклонения раньше и поэтому начинает воздействовать на процесс чаще, но слабее, сохраняя его стабильность. «Пила» здесь имеет малые зубцы, но интервалы между ними короче. Анализируя регистрационную документацию и данные лабораторных проб, машинист видит, что при работе в автоматическом режиме недожога и пережога меньше; он больше доверяет системе.

Как уже отмечалось, машинисты вращающихся печей и до внедрения системы имели образование, самое высокое среди рабочих завода. Поэтому задача их переподготовки для работы в новых условиях несколько облегча­лась. Тем не менее им пришлось пройти аудиторный и практический курс обучения работе с системой, частью за счет рабочего времени, но в основ­ном — в нерабочее. Познавательное сближение с системой постепенно сня­ло и явления «психологического барьера» (недоверие, опасения и проч.). Вражда стала угасать.

И мы снова видим, что поиск согласования интересов вовлеченных в проблему групп шел именно в технологической зоне — через пересмотр функций, содержания труда, правил взаимодействия сторон. Успокоение пошло оттуда.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.