Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гланя2, сингргичныи социум








 



мости проблема и том, почему администрация и население не могут противостоять этим паводкам? Типичные вопросы для такого типа целеполагания: что предпринять, где искать решение?

II. Конкурентное (состязательное) целеполагание. Эти цели возникают от
более свободного, но сфокусированного на конкретных задачах выбора.
По этим задачам целеполагание делится на:

а) целеполагание от борьбы интересов. Осознание отличий интересов
личных, своей группы, организации, страны от таковых у других субъ­
ектов. Когда мы обнаруживаем эти различия, то пытаемся отстоять свои
интересы либо через согласование их с другими, либо через преоблада­
ние, подчинение других. Ключевой вопрос: как победить, выиграть?

б) целеполагание от взаимного сравнения: быть как он; не отстать от
того, обойти другого. В таком случае некоторые целевые образцы уже
имеются и появляется достижительная мотивация на успех в сопостав­
лении с другими людьми, организациями, государствами. Конечно,
взаимное сравнение — сильный мотиватор человеческого поведения,
и каждый из нас хорошо знает это по себе еще с детства. Необходимо
только найти целевой вариант и двигаться к нему или превзойти его.
Так, для многих государств ориентиром для целеполагания стали стра­
ны «золотого миллиарда» или некоторые конкретные из них. Архаи­
чески ориентированное целеполагание, напротив, пытается воспроиз­
вести ушедшие когда-то формы теократии (в исламском мире).

III. Ценностное целеполагание. Оно становится результатом социального
творчества и происходит из следующих источников:

а) целеполагание от ушоп. Это образ желаемого будущего для себя, сво­
ей организации, города, региона, страны. Именно образ, а не проект
или план, поскольку так проявляются амбиции или мечты. Основные
вопросы в таком целеполагании: каким я хочу стать, к какому состоя­
нию хочу привести организацию или страну, когда это будет достигну­
то, какие стадии для этого надо пройти?

б) целеполагание от идеалов и идеологем. Социальные ценности можно
разделить на идеалы и идеологемы. Первые есть ценности абсолютные,
ценности сами по себе, по отношению к которым невозможно ответить
на вопрос «зачем?», — здоровье, счастье, справедливость, любовь и т. п.
Вторые суть прикладные ценности практического назначения: качест­
во, законность, конкурентность, демократия. Целеполагание этого
типа отвечает на вопросы: что в жизни главное, для чего стоит жить,
к чему надо стремиться?

в) целеполагание от миссии. Редко, но оно проявляется на уровне лич­
ности, организации, государства, озабоченных своим предназначени-


ем, стремящихся сделать какой-то важный вклад в развитие города, региона, отрасли, страны, человечества. Миссионеры отталкиваются от вопроса: в чем мое, наше предназначение, что мы должны осуще­ствить, что и зачем изменить вокруг себя? 1

Я распределил эти цели по нарастанию качества — от простейших до высших.

Все эти определения сугубо условны, между ними нет строгих граней, они пересекаются и сочетаются, но образуют некоторый понятийный аппарат, который годится для применения к практике государственного и организа­ционного целеполагания.

Мы видим, что цели типа I не есть предмет выбора, они встроены в при­роду любого социума. Это телеономия, самопроизвольно возникающие цели. Их можно только конкретизировать. Как прибыль для фирмы: если не зара­батываем — уходим с рынка. Не цели, а условия существования. В общем, чистые синкретики — уцелеть бы.

В колонке II целеполагание более субъектное — от борьбы и сравнения можно уклоняться.

Но подлинное самоопределение социума происходит при обращении его лидеров к высшим целям (колонка III).

На таблице 2.1 есть незримая диагональ, ведущая от 1в, г — к Ша, б. Да, синкретические цели — базовые, но многие страны как раз на синергиках из колонки III смогли успешно решить цели типа I. Скажем, еще недавно сугубо провинциальные и бедные Финляндия и Южная Корея создали силь­ные мировые и местные бренды, приведшие их к процветанию.

Словом, самое перспективное направление поиска целей страны — там, справа.

Возьмите эту таблицу, читатель, покажите ее мэру, владельцу фирмы, губернатору, президенту страны и спросите: откуда идут их цели? Уви­дите: если это коммерческая организация, то набор источников целепола-

1 Смысл понятия «миссия» сейчас сильно опошлен и даже извращен (см. об этом дальше).








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.