Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






При аргументации собственного мнения в части с ЕГЭ.

Учитель русского языка и литературы

Наталья Георгиевна Харланова

Год

 

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ.

В ПОМОЩЬ ПИЩУЩЕМУ СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ, ИЛИ КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ПРИ АРГУМЕНТАЦИИ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЧАСТИ С ЕГЭ.

 

Не секрет, что самое трудное в написании сочинения по исходному тексту – аргументация своей точки зрения по поставленной автором проблеме, другими словами, - подбор фактов (причём, не мене двух) для подтверждения собственной позиции.

К4    
    Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.  

 

К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме  
  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.  
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе.  

 

Таким образом, теперь, чтобы получить 2-3 балла за эту часть работы, нужно хорошо ориентироваться в литературе, особенно в тех произведениях, которые изучались нами в школе.

Напомним, что множество проблем, рассматриваемых в исходных текста, можно, в основном, свести к следующим:

- философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления;

- социальные проблемы касаются устройства и жизни общества;

- политические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп;

- экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды

- н равственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения.

Проблематика может быть:

– социально-политической

– культурно-бытовой

– нравственно-этической

– национально-исторической

– эстетической

– литературной и т. д.

Предложенный вам материал поможет вспомнить изученный произведения, их проблематику, имена главных героев. Повторив его, возможно, вы лучше сможете ориентироваться среди громадной информации при подготовке к ЕГЭ.

УСПЕХОВ!

 

  Проблемы   Литературный материал
Проблема несправедливости социального уст­ройства общества.  
  1. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.
  2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Показана несправедливость социального устройства жизни.
  3. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.
  4. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.
  1. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.
  2. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.
  3. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький человек», он отстаивает своё право на мечту.
  4. Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.
В чем заключается смысл жизни человека? 1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Роман о поиске смысла жизни молодым героем. Онегин - «лишний человек», человек, не привыкший трудиться, не имеющий цели в жизни. В начале своего жизненного пути он увлечён светской жизнью, «наукой страсти нежной», но очень быстро разочаровывается во всём. Даже встреча с Татьяной Лариной, натурой цельной, страстной, способной сделать наполненной жизнь того, кого любит, не выводит Онегина из хандры. Встретив Татьяну в свете, он влюбляется в неё по-настоящему, но счастье с нею невозможно: она замужем. Онегин глубоко несчастлив. Хочется верить, что начнётся духовное перерождение Онегина, он обретёт смысл жизни. 2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. Правдиво, убедительно рисует Лермонтов своего современника. Печорин получил светское воспитание, в начале жизни гоняется за светскими развлечениями, но его ждет разочарование. Он скучает, равнодушно относится к свету и испытывает глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Печорин - характер глубокий. " Резкий охлажденный ум" сочетается у него с жаждой деятельности и с силой воли. Печорин делает несчастными людей, которые его окружают. Он вмешивается в жизнь контрабандистов, губит Бэлу, оскорбляет равнодушием Максима Максимовича, играет любовью княжны Мери и Веры, убивает на дуэли Грушницкого…. Печорин внутренне опустошен, разочарован. Он, живет " из любопытства", у него неистребимая жажда жизни. Характер Печорина очень противоречив. Он говорит: " Я давно уже живу не сердцем, а головой». У Печорина нет цели в жизни, поэтому он несчастен. 3. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. 4. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа - Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошими», приносить добро людям.
Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хо­роший учитель (ученик)? 1. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия 2.Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. 3. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда. 4. В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. 5. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. 6. «Поучение» Владимира Мономаха.Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности… 7. И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в главе «Сон Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка. 8. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». 9. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.
Значимость труда в жиз­ни человека.   1. М. М. Пришвин «Кладовая солнца».Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан. 2. А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. 3. А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.
Какое влияние оказывает личность на ход ис­тории? 1. Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение. 2. Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов».Пушкин размышляетороли личности и понимание роли народа в истории. Прогрессивная, явно новаторская направленность трагедии заключается прежде всего в утверждении народа определяющей силой истории. Цари властвуют, лишь пользуясь обманом, темнотой, политической несознательностью народа; события истории решаются в конечном счете отношением к ним народа, его мнением — таков основной идейный пафос этой социально-политической трагедии. Борис Годунов, Самозванец, бояре враждебны народу. Своекорыстию господствующего сословия, противоречию интересов бояр и самодержавия в трагедии противопоставлены справедливость, доброта, великодушие, нравственная чистота и красота, совесть простого народа, подлинного хранителя национально русских свойств, нравов и обычаев. В стихийной ненависти к Борису народ может выкрикивать: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! Да гибнет род Бориса Годунова!» Но, увидев его детей под стражей, народ проникается к ним сочувствием: «Бедные дети, что пташки в клетке… Отец был злодей, а детки невинны». Узнав о том, что жена и сын Бориса злодейски убиты боярами, «нарой в ужасе молчит». Народ, вынашивавший мечту о добром, справедливом, идеальном царе, не мирится с царем-обманщиком, узурпатором, палачом.
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свобод­ным?     1. Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. 2. Ф. М. Достоевский.«Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет», т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, которые во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода понимается как подчинение своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор. 3.Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.
Проблема бесче- ловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве 1. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме. В поэме-цикле «Реквием» Анна Ахматова рисует мрачную картину тюрем, страха и страданий миллионов людей. Вся страна становится жертвой машины смерти: 2. А. Т. Твардовский «По праву памяти». В этой поэме поставлена эта проблема очень остро. В сталинские времена популярной была сталинская формулировка: «Сын за отца не отвечает». Многих детей репрессированных заставляли публично отречься от своих родителей. Твардовский пережил такую трагедию: незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучило поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти», в которой он высказывает мысль о том, что каждый живущий несёт ответственность за то, что происходит в его стране. 3. “Колымские рассказы” — сборник рассказов, вошедший в колымскую эпопею Варлама Шаламова. Автор сам прошел через этот “самый ледяной” ад сталинских лагерей, поэтому каждый его рассказ абсолютно достоверен. В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии человека в тоталитарном государстве. Причем показана последняя стадия этого конфликта — человек, находящийся в лагере. И не просто в лагере, а в самом страшном из лагерей, воздвигнутом самой бесчеловечной из систем. Это максимальное подавление государством человеческой личности. 4. А. И Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ». Эта книга раскрывает сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. Из книги мы узнаём, как страшна судьба человека в тоталитарном государстве. 5. А. И Солженицын «Один день Ивана Денисовича».Главный герой произведения - простой русский человек, ничем не примечательный. Таких, как Шухов, в лагерях было очень и очень много. Перед нами предстают люди, которых судьба привела в концлагерь, часто это люди невиновные, не сделавшие ничего предосудительного. Читатель, проживший один день с персонажем, испытывает ужасное потрясение. Рассказы Солженицына помогают осмыслить роль простого человека в тоталитарном государстве. Русская действительность ХХ века была настолько страшна, что требовала преобразования. Писатель документально запечатлел в памяти своих современников и потомков всё, что стало школой жизни для целой страны. 6. М. Булгаков.»Мастер и Маргарита» Судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита» — пример трагической судьбы мечтателя в тоталитарном государстве. Мастер — образованный, высоконравственный человек. Беден его материальный мир, но очень богат мир духовный. Роман, который создаёт Мастер, написан на библейский сюжет. Роман, излагавший мысли, не соответствовавшие официальной точке зрения, был признан антисоветским. На создателя романа посыпалась критика, угрозы, донос, в результате Мастер становится душевнобольным. Герой романа Мастера — Иешуа — странник, проповедник христианских идей. Римская империя, в которой живёт Иешуа, тоже тоталитарное государство, оно похоже на то, в котором живёт Мастер, разница лишь во времени. Иешуа — умный, начитанный человек, цельная личность. Он не боится открыто проповедовать своё учение: все люди добрые, настанет царство истины. Его жизненная позиция не такая, какую проводит в жизнь духовенство и власть кесаря. Под страхом смерти Иешуа не отказывается от своих убеждений. За это его распинают на кресте. Понтий Пилат — второй герой романа Мастера — представитель власти кесаря. Ему приходится решать, как поступить с Иешуа. Человек умный, образованный, он видит в страннике большой ум, понимает его мысли. Пилат колеблется: с одной стороны он хочет спасти Иешуа, с другой — он боится кесаря. В конце концов чиновник и карьерист побеждают: Пилат отдаёт приказ о казни проповедника. Но прокуратора ждёт страшное возмездие: навечно у него будет отнят покой, ему суждено вести бесконечные беседы с Иешуа на лунной дорожке и мучиться от сознания своего преступления. Таким образом, М. Булгаков показал, что тоталитарное государство уродует судьбы не только его жертв, но и судьбы палачей.
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?   1. Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым, князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту родины. Всей душой любит родину и народ и героиня романа, чудесная " волшебница" Наташа Ростова. Отрицательные персонажи романа: князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбецкой, стяжатель Берг, иноземные генералы на русской службе, Пфуль, Вейротер и другие, — все они далеки от народа и заботятся только о своих личных выгодах. 2. Большинство книг о войне: М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину», Б. Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие», Василь Быков «Обелиск», «Сотников». Главная мысль всех, кто пишет о судьбах людей в суровых испытаниях такова: патриот не тот, кто постоянно говорит об этом. Настоящий патриот тих и скромно выполняет свой долг перед Родиной, не ожидая за это ни чинов, ни наград.
Проблема выбора профессии. 1. Ю. Герман «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек». В первом романе автор показал тревожные предвоенные годы, рассказал о юности главного героя Владимира Устименко, о выборе им своего пути. Владимир был таким человеком, для которого медицина стояла первом плане, на первом месте среди других наук. Для него, кроме «дела, которому он служил», больше ничего не существовало. Без медицины его жизнь была бы скучна и бессмысленна. Начиналось всё это ещё в детстве. Володя впервые начал овладевать знаниями по медицине. Изучал биологию, химию, коллекционировал анатомические атласы, а однажды пытался купить в магазине скелет человека. В его комнате висела картина Рембрандта «Урок анатомии». В романе “Дорогой мой человек” читатель встречается на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны с уже взрослым Владимиром Устименко, кристально чистым, честным человеком, молодым врачом по призванию, Врачом с большой буквы. Бескорыстие этого человека просто поражает современного читателя. Владимир посвящает свою жизнь служению людям. Он творит добро, ничего не требуя взамен. Его сердце наполнено любовью и преданностью. Володины товарищи ценят и уважают его за эти замечательные качества. Они тянутся к нему, как цвет к солнцу. Они нуждаются в его помощи, поддержке, да просто в добром слове. И он счастлив. Счастлив от того, что живет среди людей, от того, что он нужен! 2. Вениамин Каверин. «Два капитана».С детских лет Саня Григорьев мечтал стать лётчиком, чтобы раскрыть тайну гибели капитана Татаринова, О том, каким нелёгким был путь к осуществлении желаний рассказывает эта книга. 3. Вениамин Каверин. «Открытая книга».Роман рассказывает о молодом ученом Татьяне Власенковой, работающей в области микробиологии. Писатель прослеживает нелегкий, но мужественный путь героини в профессию, к научному открытию, которое оказало глубокое влияние на развитие медицинской науки. Становление характера, судьба женщины-ученого дает плодотворный материал для осмысления современной молодежью жизненных идеалов.
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от эко­логической катастрофы? 1. В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит...”, конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”. Безусловно, то, что жизнь — это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые. 2. М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. 1.В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Ощущение боли, тоски возникает при первом прочтении стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Кажется, слышишь шум улицы с её грохотом, злым смехом. Улица эта бездушна, «льдом обута». Ощущение боли усиливается с падением лошади. Как часто несчастье привлекает какое-то болезненное внимание посторонних. Зеваки с Кузнецкого моста не испытывают сочувствия к упавшей лошади, смеются. И только поэт обращается к животному с добрыми словами, жалеет её Это стихотворение не только об одиночестве в толпе, о невозможности сочувствия, призыв к доброте ко всему живому. 2. К. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо». «Белый Бим Чёрное ухо» - это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы. Биам, оставшись без хозяина, бросается искать его, встречая на своём пути добрых и злых, расчётливых и бескорыстных людей. Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона, в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что… 3. С. Есенин, Стихи о животных.Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных " братьев наших меньших". В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в " Песне о Собаке" автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над " хатой" показался ей " одним из ее щенков", она умирает от тоски. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. В стихотворении " Лисица" Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно: Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах — как прелая морковь. Пахло инеем и глиняным угаром, А в ощур сочилась тихо кровь. Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении " Собаке Качалова" автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им: Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу...» поэт, подводя итог своей жизни, напишет: Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.
Влияние природы на человека. Почему не каж­дый человек воспринимает красоту природы?   А. С. Пушкин «Евгений Онегин».Кто из нас не знает прекрасных стихотворений А. С. Пушкина о природе. Это и «Зимнее утро», и «Осень», и «Зимний вечер»… Они по-особому влияют на каждого из нас. В романе «Евгений Онегин» также много пейзажных зарисовок, они помогают нам понять характеры главных героев. Евгению Онегину, выросшему в Петербурге с нянями и гувернёрами французами, природа неинтересна. Приехав в деревню, он только на короткое время поддался обаянию русской природу, а потом им опять овладела хандра. Любимая героиня Пушкина Татьяна Ларина выросла в деревне, на фоне прелестной русской природы. На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму - Пушкин смотрит глазами Татьяны. Благодаря ей, любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне, загадывание желаний при виде падающей звезды или поэзия русских святок со старой песней о затерянном мужицком рае. Картины природы в творчестве Пушкина полны любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. М. Пришвин. «Кладовая солнца». М. М. Пришвин — один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, " географических очерков" о природе. В них все объединено человеком — неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были М. М. Пришвина " Кладовая солнца". Здесь человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа. Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе “Война и мир” много пейзажных зарисовок. Пейзаж у Толстого всегда связан с действием, канвой самого романа. Природа в “Войне и мире” является" психологическим подтекстом, фоном. Тесным образом связана она с главными героями, отражая их душевное состояние. Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в “доброе... высокое, бесконечное небо” и понимает, что небо, облака, земля — это вечное, высшее, главное. Человек живет одно лишь мгновение, всего лишь один краткий и сладостный миг. И по сравнению с вечностью невероятно ничтожно значение славы и честолюбия. Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, любить, верить. А природа, словно отражая состояние героев, усиливает художественный эффект сцены. “Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: “Правда, верь этому”. И князь Андрей впервые после долгого периода фатальных, пессимистических раздумий переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения. Но для возвращения к жизни князю Андрею необходимо было большее эмоциональное потрясение, чем то, которое он испытал в разговоре с другом. Возрождение его происходит в Отрадном, усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый, который упорно не хотел подчиняться влиянию весны. Он чувствует духовное единение с этим дубом, кажется себе отжившим своё. Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и полететь... Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо прекрасного. Происходит катарсис, перерождение героя. На обратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой листвой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить, действовать. В романе понимать природу, чувствовать её красоту могут только любимые герои Л. Толстого: князь Андрей, Наташа Ростова, Пер Безухов…А отрицательные персонажи романа, преподносимые автором в статичном состоянии, никогда не показаны на фоне природы, наверное, потому, что абсолютно безразличны к ней. 2.Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них
Проблема сложности взаимоотношений лю­дей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст­венная ответственность человека перед другими людьми). 1. А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и самого себя, и других людей. 2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». 3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… 4. В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен. 5. В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.
Проблема доброты, всепрощения.   Проблема ответственности за свои дела 1. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа соотносится с образом Иисуса Христа. Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто причиняет ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.   2.Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.   3. А. И. Солженицын «Матрёнин двор».По-настоящему добра главная героиня рассказа Матрёна Васильевна. Она «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра». Не имея собственных детей, берёт на воспитание дочь человека, которого когда-то любила (там шестеро!). Матрёна Васильевна живёт тихо и незаметно, ничего ни от кого не требуя. Её Солженицын назвал праведницей, без которой не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.
Проблема взаимоотношений «отцов» и «де­тей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?   1. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. 2. Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна») 3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… 4. А. Т. Твардовский. «По праву памяти»Вторая глава называется «Сын за отца не отвечает», она самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучило поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти». Эта поэма — своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки.  
Материнская любовь. Что такое материнская любовь. Кукую роль играет мать в нашей жизни? Как нужно относиться к матери   1. Наташа Ростова в эпилоге.Смысл жизни Наташи Ростовой – любовь. Она становится по-настоящему счастлива только тогда, когда обрела счастье семейной жизни и материнства. Её интересы подчинены интересам мужа и детей. 2. В. Закруткин «Матерь Человеческая».Это повесть о сложной судьбе русской женщины Марии. Жизнь её до войны была обычной жизнью простой русской женщины Глухой степной хутор, и там она, жена и мать, обитала, работала на колхозном поле, устраивала домашний очаг, несла свою житейскую ношу. В труде, в любви к мужу и сыну находила она утоление естественной человеческой жажды счастья. Но в один миг все рухнуло: началась война… Героиня повести своими глазами видела, как мужа и десятилетнего сына Васю предавали смерти, как пылал ее родной хутор, когда его жгли каратели. А по дороге шли хуторяне, угоняемые в фашистское рабство под злые выкрики немцев и автоматные очереди. И все же нашлись у нее силы, чтобы не умереть среди разрушения и крови: она ждала ребёнка. Сначала Мария спасает собаку, бездомных коров, голубей. Судьба сталкивает ей с раненым немцем. Мария готова убить его, и только слетевшие с его губ слова: «Мама, мама», - останавливают вилы, направленные на немца. Не злоба, не угрюмое чувство мести возобладают в душе Марии, а милосердие. В этом эпизоде она выступает от имени матери детей земли, родившихся преобразить планету. Однажды в копне сена Мария найдёт ленинградских детишек, которые обречены на смерть. Мария не только выходила их, обогрела и накормила, но открыла перед ними свою душу. И дети нашли место в ее материнском сердце: «В этот же вечер Галя, Наташа, Таня и Лара, окружив Марию, спросили застенчиво:»Можно мы тоже будем называть вас мамой?»–«А я и есть ваша мама,»– глухо сказала Мария… 3. Мать Григория Мелехова из романа М. Шолохова «Тихий Дон» Незабываем образ матери Григория — Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем. Вечная труженица, «мудрая и мужественная старуха», с руками, загрубелыми от многолетней работы, с лицом, «сплошь опутанным паутиной морщин», Ильинична, несмотря на суровую жизнь с доходившим до беспамятства в своей жестокости мужем, сохранила и через все горести и тяготы пронесла нравственную чистоту и природную мудрость, сердечную чуткость и проницательность. В любви к людям, честности и мужестве она воспитывала и своих детей. 4. Матрёна Тимофеевна из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».Символом материнской любви можно считать Матрёну Тимофеевну. Много горя она повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие. Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Не задумываясь, жертвует героиня собой ради детей. 5. А. М. Горький «Сказки об Италии».Гимн матери звучит в «Сказках об Италии». Восславим женщину - Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни! В одной из них рассказывается о железном Тимуре и простой женщине, которая не побоялась великого завоевателя. И сумела пробудить в его душе добрые чувства, заставив разыскать сыны, похищенного воинами Тимура.
  6.“Сердце матери”. Эту старинную легенду выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский рассказал в одном из писем сыну. - Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: “Пусть не ходит мать в хату, посели её в сенях”. Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Пересели мать в сарай”. Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди её сердце и принеси мне”. Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: “Сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ушибленное место”. Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала к груди кудрявую голову сына. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов. 6. Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» —это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует художнику Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда. Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути, брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»  
  7. В.Распутин «Последний срок».Повесть появилась в то время, когда значительная часть населения переселилась из деревни в город. Молодые люди, покидавшие отчий дом, оставляли пожилых родителей, стыдились своего происхождения. У постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически. Спеша по каким-то своим делам, дети оставляют мать умирать одну. Не перенеся такого страшного удара, она в ту же ночь умирает. Распутин упрекает детей колхозницы за неискренность, нравственную холодность, забывчивость и суетность.
Проблема любви/ревности, дружбы/преда­тельства.   1.А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» 2. М. Ю Лермонтов.«Герой нашего времени». 3. И С. Тургенев.«Отцы и дети». 4. И А. Гончаров. «Обломов». 5.И С. Тургенев.«Отцы и дети».
Проблема восприятия искусства. 1. Л. Н. Толстой «Война и мир».Наташа Ростова училась пению, обладала чудесным голосом. Когда Николай Ростов, проигравший крупную сумму денег и находившийся из-за этого в удручённом состоянии, слышит её пение, мир преображается. Князь Андрей, услышав пение Наташи, почувствовал, что к его горлу подступают слёзы, «возможность которых он за собой не знал». 2. А. И. Куприн «Гранатовый браслет».О том, как может воздействовать искусство на душу человека, пишет А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Княгиня Вера Шеина, вернувшись после прощания с Желтковым, покончившим жизнь самоубийством, чтобы не тревожить ту, которую так любил, просит подругу-пианистку сыграть ей что-нибудь, не сомневаясь, что услышит то бетховенское произведение, послушать которое завещал ей Желтков. «Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков. Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя твое”. Удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала: “Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь?.. Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко...” Вера, вся в слезах, говорила: “Нет, нет, он меня простил теперь. Все хорошо”.3. А.И. Куприн «Тапер». Рассказ о мальчике, которого пригласили на рождественский праздник в качестве тапера. Видно было, что мальчик беден, но очень самолюбив. На вид ему было не больше 12 лет. Все сомневались, что он может играть, но «мальчик бережно положил руки на клави­ши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голо­ва которого едва виднелась из-за пюпитра, из­влекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти пре­красным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими». Этот рождественский вечер и талант мальчика изменили его жизнь: его заметил известный композитор, сам Юрий Агазаров «давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов».
Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус чело­века? Проблема духовности в искусстве.   .   1.Л. Н. Толстой «Война и мир».В романеподнимается проблема истинной красоты. Красота физическая, такая, как у Элен, у Анатоля Курагина, - это внешнее, Толстому гораздо важнее видеть человека с богатым духовным миром, недаром все его любимые герои вовсе не красавцы внешне: Наташа Ростова в начале – «некрасивая, но живая девочка», впоследствии она хороша собой, но именно благодаря своей искренности. Княжна Марья и вовсе некрасива, порой даже дурна собой, но в момент душевного волнения мы видим её прекрасные глаза, отражающие душу, и сама она становится прекрасной. Пьер – толстый, неуклюжий человек, но он любим многими своим стремлением «быть вполне хорошим». Князь Андрей красив, но не той броской бездушной красотой, которая присуща Анатолю. Что же такое истинная красота? У Л.Н. Толстого на этот вопрос ответ однозначный: истинная красота - это красота нравственная, чуткая совесть, доброта, душевная щедрость 2. Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво!   И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье, - Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде

 



  Проблема экологии культуры.   3. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц» Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица - подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.Иные холодные, мертвые лицаЗакрыты решетками, словно темница.Другие - как башни, в которых давноНикто не живет и не смотрит в окно.Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меняСтруилось дыханье весеннего дня.Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен.Из этих, как солнце, сияющих нотСоставлена песня небесных высот. 1. Д. С. Лихачёв Краеведение как наука и деятельность.Существует экология биологическая, т.е. экология, необходимая для элементарной жизни, но есть и экология культуры, без которой невозможна для человека культурная, духовная жизнь — жизнь, воспитывающая в нем нравственность, уважение к окружающему, к прошлому, заботу о будущем. Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда? Но есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно. До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань. Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосполнимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя. Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве; но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Д. С. Лихачёв «Земля родная». Мы заботимся о своём здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязнёнными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной осёдлости, для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в её целом, её воздействующая сила. А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению. 2.
    Почему следует беречь памятники культуры?     1.Образ Москвы появляется в повести М. Булгакова «Собачье сердце», действие романа «Мастер а Маргарита» происходит в Москве 30-х годов. Москвичи Булгаковым изображены сатирически, а вот саму Москву писатель любит, хотя с тревогой говорит о том, что может быть с прекрасным городом. В этом отношении интересны размышления профессора Преображенского, героя «Собачьего сердца» о разрухе: «Так я говорю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице! Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?... Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? - яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. - Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха! Если я, входя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах!» Эти слова можно отнести и к тому, что мы стали равнодушны к памятникам архитектуры, а ведь в них частица истории народа.2.Проблему сохранения архитектурных памятников поднимал Д. С. Лихачёв в книге «Земля родная»: «Почему, прежде чем начать переустройство исторических мест, не обсудить проекты с художниками, писателями, историками, искусствоведами на широких собраниях и в печати?... Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей….Охрана памятников культуры, будь то исторические здания, произведения живописи, памятники истории техники или древние рукописи, – не может быть эффективной, если не проводить их достаточно широкого научного изучения.Памятники прошлого в наших…городах — это обширный и неумолкающий лекторий, учащий патриотизму, способствующий эстетическому воспитанию, повествующий о великой роли народа в истории культуры. Забота о памятниках — это забота не только о прошлом, но главным образом о будущем, о наших потомках, которым они, несомненно, понадобятся. Десятки поколений сохраняли для нас эти памятники, и долг наш передать эту культурную эстафету будущим поколениям. 3. Из статьиД.С.Лихачева: Краеведение как наука и как деятельность Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань. Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосполнимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя. Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве; но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда? Но есть большое различие между экологией природы и экологией культуры  
  Образ Москвы в произведениях литературы. 1. О Москве писали наши классики. " Москва... как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось, " -восторженно писал о Москве Пушкин.Именно в Москве он создал ряд своих произведений - стихотворение" Стансы", " Кавказ" и многие другие. Москва, ее быт, различные моменты ее истории отразились во многих произведениях Пушкина. Стихотворение" Воспоминания в Царском Селе": " Края Москвы, края родные, Где на зоре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые, Не зная горести и бед... Где ты, краса Москвы стоглавой, Родимой прелесть стороны? Где прежде взору град являлся величавый, Развалины теперь одни...... Все пламень истребил. ", стихотворение" Всеволжскому" и другие, трагедия" Борис Годунов", повести " Гроовщик", " Рославлев", очерк" Путешествие из Москвы в Петербург". Наиболее широко облик современной поэту Москвы воспроизведен в 7 главе " Евгения Онегина": здесь есть и картины московских улиц: "... Вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах", и ироничные зарисовки московского " света", и исполненные лиризма строки: " Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! " 2. Московские впечатления другого гения российской поэзии – Лермонтова - отразились в очерке" Панорама Москвы": "... Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь. " Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе" Княгиня Лиговская" и ряде юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме" Песня... про купца Калашникова". Тема Москвы раскрывается в стихотворении Лермонтова" Бородино". В поэме " Сашка" поэт писал: " Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, Как русский, -сильно, пламенно и нежно! " В Москве происходят события поэмы «Песня про купца Калашникова».Вспомним: Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлевской белокаменной Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается… 3. Родившись и проведя детство в Москве и тихой подмосковной Тарусе, Марина Ивановна Цветаева на всю жизнь сохранила признательность и теплоту к родным местам. Как бы ни было тяжело и горько в отдельные годы жизни, она всегда с любовью вспоминала уютную профессорскую квартиру, бурные пассажи матери на рояле, безмятежное и счастливое детство, и в памяти всплывал родной город. Облака - вокруг, Купола - вокруг. Надо всей Москвой — Сколько хватит рук! Возношу тебя, бремя лучшее, Деревцо мое Невесомое! Где бы ни жила Цветаева впоследствии, она не могла забыть Россию, свой родной город, ставший для нее путеводной звездой, в который в конце концов надеялась вернуться. Из рук моих — нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат. По церковке - все сорок сороков И реющих над ними голубков…
  Марина Цветаева очень сильно любила город, в котором родилась Москве она посвятила много стихов: Царю Петру, и Вам, о царь, хвала. Но выше вас, цари: колокола. Пока они гремят из синевы — Неоспоримо первенство Москвы. — И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей!
Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека?   О массовой культуре в основном пишут в публицистических или научно-публицистических статьях. Вот несколько примеров: 1. «Новая газета». Григорий Тульчинский. Массовая культура не виновата в нашем бескультурье. Она лишь отражает состояние общества – это основная мысль его статьи. 2. Владимир Сулимов в статье «Массовая культура: Pro et Contra» Размылеят о том, что такое массовая культура и как она влияет на человека. Он утверждает, что каждый из нас живёт в мире массовой культуры. К массовой культуре причисляют культуру, свойственную большинству населения, понятную и принятую большинством населения. Это культура индустриального общества, а именно рыночного общества, которое основано на законах потребления, производства. Массовая культура - это культура для масс. И наконец, массовая культура- это результат воздействия средств массовой информации, СМИ. Пространство навязанных потребителю идей, героев, образов, способ жизни без и вне реальности. «Я очень не хочу, чтобы феномен массовой культуры воспринимался угрожающим явлением. Все зависит от тех целей и задач, которые ставят люди, которые формируют эту культуру, и нашей позиции, позиции тех, кто в этой культуре живет. Агрессивность толпы и неприятие всего индивидуального, личностного, в конечном счете, — это выражение наших, к сожалению, антропологических свойств быть нетерпимыми или агрессивными, а не принадлежность к какой-либо групповой культуре или культуре массовой. Я думаю, что ко всему нужно относиться спокойно и разумно, и это вот — основной вывод, который я могу сделать», - говорит учёный. Никто из нас не является человеком вне массовой культуры. Поэтому, массовая культура — хорошо при избирательности моего действия, массовая культура поставила перед человеком проблему индивидуального выбора.  
    Как влияет телеви­дение на человека?     1. Говорить только о негативном влиянии телевидения на человека тоже нельзя. К просмотру передач нужно подходить с выбором, стараться смотреть те передачи, которые тебе нужны, интересны. В то же время большинство журналистов справедливо пишут о том, что современное телевидение становится всё больше коммерческим. Так, журналистка Наталья Тарновская в одной из газет пишет: «коммерциализация СМИ в последние десятилетия привела к тому, что с экранов телевизоров и глянцевых страниц на подрастающее поколение хлынул поток развлекательных продуктов, мягко выражаясь, не самого высокого качества». 2. Гендиректор Главкино Илья Бачурин тоже считает, что необходимо менять менталитет всего российского телевидения. Телевидение, по его мнению, стало играть зачастую негативную роль в обществе. Это происходит в силу разных причин. В первую очередь, в силу того, что каналам требуется воспроизводить свою экономику и «кормить» себя. Каналы действуют при учете потребностей аудитории для того, чтобы получить рекламодателя и пункты рейтинга. То есть, за деньги продана наша культура, идеология, толерантность, патриотизм. Эти слова стали абстрактными не потому, что кто-то со злым умыслом хотел их сделать такими. Просто выгоднее ставить тупые сериалы, где друг друга убивают, насилуют, отбирают деньги, а не передачи, которые следуют более высоким целям. Вот такими героями живет страна во многом благодаря нашему телевидению и той ситуации, в которой оно находится. Тот духовный развал и разлад, который царит в стране, во многом является результатом деятельности телевидения. Речь идет о манипуляциях массовым созданием, которые большинству людей не заметны и не поддаются их анализу. Телевидение влияет на людей даже если они не смотрят телевизор. Выходя из дома, на улице около разбитого стекла своей машины или проколотого колеса они сталкиваются с проявлениями той бездуховности, которая владеет обществом. 3.Журналист Александр Смирнов также отмечает негативные процессы в СМИ и на телевидении: «Сегодня особую остроту обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах и даже мультфильмах существует нас
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.