Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и язык 6 страница






• чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а также стереотипов поведения, с помощью которых человек может автома­тически действовать в разных ситуациях. Когда человек оказывает­ся в условиях новой культуры, привычная система ориентации ста­новится неадекватной, поскольку она основывается на других пред­ставлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведе­ния и восприятия. Обычно, находясь в условиях своей культуры, человек не отдает себе отчета, что в ней есть эта скрытая, внешне не видимая часть культуры.

Американский исследователь Р. Уивер уподобляет эту ситуацию встрече двух айсбергов: именно «под водой», на уровне «неочевид­ного», происходит основное столкновение ценностей и менталите- тов. Он утверждает, что при столкновении двух культурных айсбер­гов та часть культурного восприятия, которая прежде была бессоз­нательной, выходит на уровень сознательного, и человек начинает с большим вниманием относиться как к своей, так и к чужой куль­туре[91]. Индивид с удивлением осознает наличие этой скрытой систе­мы контролирующих наше поведение норм и ценностей лишь тогда, когда попадает в ситуацию контакта с иной культурой. Результатом этого становится психологический, а нередко и физический, дис­комфорт — культурный шок.

Состояние культурного шока имеет самое непосредственное от­ношение к процессу общения. Каждый человек воспринимает свою способность к коммуникации как нечто само собой разумеющееся и не осознает, какую роль играет эта способность в его жизни до тех пор, пока не оказывается в ситуации непонимания. Неудачное об­щение, как правило, вызывает у него чувство душевной боли и раз­очарования. Однако это состояние не ведет к осознанию, что источ­ником душевной боли является его собственная неспособность к адекватной коммуникации. Речь идет не только и не столько о незнании языка, сколько об умении расшифровать культурную информацию иного культурного окружения, о психологической со­вместимости с носителями иной культуры, способности понять и принять их ценности.

Диапазон симптомов культурного шока очень широк — от сла­бых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, психозов, алкоголизма и самоубийств. На практике он часто выражается в преувеличенной заботе о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи, психосоматических расстройствах, общей тревожности, бес­соннице, страхе. По продолжительности та или иная разновидность культурного шока может развиваться от нескольких месяцев до не­скольких лет, в зависимости от индивидуальных особенностей лич­ности.

Разумеется, культурный шок имеет не только негативные послед­ствия. Современные исследователи рассматривают его как нор­мальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя и испытывает стресс. Поэтому с начала 1990-х годов специалисты предпочитают гово­рить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации.

3.6.2. Механизм развития «культурного шока». Впервые под­робно описан также К. Обергом, который утверждал, что люди проходят через определенные ступени переживания культурного шока и постепенно достигают удовлетворительного уровня адапта­ции1. Сегодня для их описания предложена так называемая кривая адаптация (U-образная кривая), в которой выделяются пять ступе­ней адаптации.

Первый этап называют «медовым месяцем»: большинство мигрантов, оказавшись за границей, стремились учиться или ра­ботать, были полны энтузиазма и надежд. К тому же, часто к их приезду готовятся, их ждут, и в первое время они получают по­мощь и могут иметь некоторые привилегии. Но этот период бы­стро проходит.

На втором этапе непривычная окружающая среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непо­ниманием местных жителей. Результатом может быть разочарова­ние, фрустрация и даже депрессия. Иными словами, наблюдаются все симптомы культурного шока. Поэтому в данный период мигран­ты пытаются убежать от реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на жизнь.

Третий этап — критический, так как культурный шок достига­ет максимума. Это может привести к соматическим и психическим болезням. Часть мигрантов сдается и возвращается домой, на ро­дину. Но большая часть находит в себе силы преодолеть культур­ные различия, учит язык, знакомится с местной культурой, обза­водится местными друзьями, от которых получает необходимую поддержку.

На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, чело­век становится более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе и культуре. Приспособление и ин­тегрирование в жизнь нового общества продвигаются весьма ус­пешно.

На пятом этапе достигается полная адаптация к новой культуре. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соответст­вуют друг другу.

В зависимости от названных выше факторов процесс адаптации может продолжаться от нескольких месяцев до 4—5 лет.

Таким образом, получается U-образная кривая развития куль­турного шока, которая характеризуется следующими ступенями: хо­рошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.

Интересно, что когда успешно адаптировавшийся в чужой куль­туре человек возвращается на родину, он сталкивается с необходи­мостью пройти обратную адаптацию (реадаптацию) к собственной культуре. Считается, что при этом он испытывает «шок возвраще­ния». Для него предложена модель W-образной кривой реадапта­ции. Она своеобразно повторяет U-образную кривую: первое время человек радуется возвращению, встречам с друзьями, но потом на­чинает замечать, что какие-то особенности родной культуры кажут­ся ему странными и непривычными, и лишь постепенно он вновь приспосабливается к жизни дома.

Названные модели не являются универсальными. Например, туристы, в силу кратковременности своего пребывания в чужой стране, не испытывают культурного шока и не проходят адапта­ции. Из-за особенно сильной мотивации постоянные переселенцы также адаптируются несколько иначе, ведь им нужно полностью включиться в жизнь нового общества и изменить свою идентич­ность.

3.6.3. Факторы, влияющие на культурный шок. Степень вы­раженности культурного шока и продолжительности межкультур­ной адаптации зависит от многих факторов. Их можно разделить на две группы — внутренние (индивидуальные) и внешние (группо­вые).

В первой группе факторов важнейшими являются индивиду­альные характеристики человека — пол, возраст, черты характера.

Считается, что возраст является критическим элементом адап­тации к другому сообществу. Чем старше человек, тем труднее он адаптируется к новой культурной системе, тяжелее и дольше пе­реживают культурный шок, медленнее воспринимает модели но­вой культуры. Так, маленькие дети адаптируются быстро и ус­пешно, но уже школьники испытывают большие затруднения, а пожилые люди практически не способны к адаптации и аккульту­рации.

Пол также влияет на процесс адаптации и продолжительность культурного шока. Ранее считалось, что женщины труднее приспо­сабливаются к новому окружению, чем мужчины. Но это относится к женщинам из традиционных обществ, удел которых и на новом месте — занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с новыми людьми. Женщины из развитых стран не обнаруживают различий в своих способностях к аккультурации по сравнению с мужчинами. Даже есть данные о женщинах-американках, согласно которым они лучше, чем мужчины, приспосабливаются к новым обстоятельствам. Поэтому в последнее время исследователи счита­ют, что более важен для адаптации фактор образования. Чем оно выше, тем успешнее адаптация. Образование, даже без учета куль­турного содержания, расширяет внутренние возможности человека. Чем сложнее картина мира у человека, тем легче и быстрее он вос­принимает новации1.

В связи с этим учеными был выделен некий универсальный на­бор личностных характеристик, которыми должен обладать чело­век, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой: про­фессиональная компетентность, высокая самооценка, общитель­ность, экстравертность, открытость для разных взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, терпимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, смелость и настойчи­вость, эмпатия[92]. Правда, реальная жизненная практика показыва­ет, что наличие этих качеств не всегда гарантирует успех. Если цен­ности чужой культуры слишком сильно отличаются от названных свойств личности, т.е. культурная дистанция слишком велика, адап­тация будет протекать весьма сложно.

К внутренним факторам адаптации и преодоления культурного шока относятся также обстоятельства жизненного опыта человека. Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. Самая сильная мотива­ция — обычно у эмигрантов, которые стремятся переехать на по­стоянное место жительства в другую страну и хотят поскорее стать полноправными членами новой культуры. Высокая мотивация при­сутствует и у студентов, которые получают образование за границей и тоже стремятся адаптироваться быстрее и полнее, чтобы достичь своей цели. Намного хуже обстоит дело у вынужденных переселен­цев и беженцев, которые не хотели покидать своей родины и не же­лают привыкать к новым условиям жизни. От мотивации мигрантов зависит, насколько полно они знакомятся с языком, историей и культурой той страны, куда они едут. Наличие этих знаний, безус­ловно, облегчает адаптацию.

Если человек уже имеет опыт пребывания в инокультурной сре­де, то этот опыт способствует более быстрой адаптации. Адаптации помогает и наличие друзей среди местных жителей, которые помо­гают быстрее овладеть необходимой для жизни информацией. Кон­такты с бывшими соотечественниками, также живущими в этой стране, обеспечивают поддержку (социальную, эмоциональную, иногда даже финансовую), но есть опасность замкнуться в узком круге общения, что только усилит чувство отчуждения. Поэтому многие службы, связанные с эмигрантами, пытаются ограничить их проживание в гомогенных национальных группах, так как полагают, что это мешает быстрой адаптации и даже может стать причиной этнических предубеждений.

К внешним факторам, влияющим на адаптацию и культурный шок, относятся: культурная дистанция, особенности культуры и т.д.

Культурная дистанция — степень различий между родной культурой и той, к которой адаптируется человек. Важно отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление человека о ней, его ощущение культурной дистан­ции, которое зависит от множества факторов: наличия или отсутст­вия войн или конфликтов как в настоящем, так и в прошлом, зна­ние чужого языка и культуры и т.п. Субъективно культурная дис­танция может восприниматься как более далекая или более близ­кая, чем она есть на самом деле. В обоих случаях культурный шок продлится, а адаптация будет затруднена.

Особенности культуры, к которой принадлежат мигранты. Так, хуже адаптируются представители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где боятся его потерять; они очень болез­ненно воспринимают неизбежные в процессе адаптации ошибки и незнание. С трудом адаптируются представители «великих дер­жав», которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие.

Условия страны пребывания, насколько доброжелательны местные жители к приезжим, готовы ли помочь им, общаться с ними. Гораздо легче адаптироваться в плюралистическом обществе, чем в тоталитарном или ортодоксальном, и в обществах, где поли­тика культурного плюрализма провозглашена на государственном уровне, как, например, в Канаде или Швеции. Нельзя не назвать такие факторы, как экономическая и политическая стабильность в принимающей стране, уровень преступности, от которого зависит безопасность мигрантов, возможность общаться с представителями другой культуры (что реально, если есть общая работа, увлечения или иные совместные занятия, позиция СМИ, которые создают об­щий эмоциональный настрой и общественное мнение по отноше­нию к другим этническим и культурным группам. ^.

Разумеется, культурный шок — сложное и болезненное для человека состояние. Но он свидетельствует о том, что происходит личностный рост, ломка существующих стереотипов, для чего тре­буется огромная затрата физических и психологических ресурсов человека. В результате формируется новая картина мира, осно­ванная на принятии и понимании культурного многообразия, сни­мается дихотомия мы — они, появляется устойчивость перед но­выми испытаниями, терпимость к новому и необычному. Главный итог — способность жить в постоянно меняющемся мире, в кото­ром все меньшее значение имеют границы между странами и все более важными становятся непосредственные контакты между людьми.

3.7. Модель освоения чужой культуры М. Беннета [93]


Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока и аккультурации поставил перед исследователями закономерный во­прос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, для этого нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность) — чувственное восприятие и толкова­ние культурных различий. Людям важно осознать не сходство меж­ду собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультур­ной разницы.

По мнению Беннета, осознание культурных различий проходит несколько этапов. На начальном этапе само существование этих различий обычно не осознается человеком. На следующем этапе другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир, межкультурная чуткость возрастает, человек ощу­щает себя членом более чем одной культуры. На последних стадиях развития межкультурная чуткость возрастает, так как признается существование нескольких точек зрения на мир. Далее формирует­ся новый тип личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур.

Модель Беннета говорит не просто о начальном, среднем и ко­нечном этапах развития, но и подчеркивает изменения, происходя­щие на каждом этапе:

Содержание этноцентристских этапов:

— отрицание: изоляция; сепарация;

— защита: диффамация, превосходство, обратное развитие;

— умаление: физический универсализм, трансцендентный уни­версализм.

Содержание этнорелятивных этапов:

— признание: уважение к различиям в поведении; уважение к различиям в системе ценностей;

— адаптация: эмпатия; плюрализм;

— интеграция, контекстуальная оценка; конструктивная марги- нальность.

3.7.1. Этноцентристские этапы. Под этноцентризмом в куль­турной антропологии понимается совокупность представле­ний о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура.

Отрицание. Одной из форм этноцентризма является отрица­ние каких-либо культурных различий между народами. Этноцентри­стская личность просто не воспринимает существования культур­ных различий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.

Изоляция понимается прежде всего как физическая изо­ляция народов и культур. Она способствует этноцентризму: если человек не сталкивается с чужими, нет необходимости задумывать­ся о культурных различиях. В наши дни практически не может быть полной физической изоляции (разве что найдется неизвестное племя в дебрях Амазонки), но вполне возможна относительная изоляция.

Например, возможна изоляция маленького городка с гомоген­ным населением в большой многонациональной стране, где куль­турные различия не ощутимы, их выпускают из поля зрения при восприятии окружающего мира. Примером изоляции может быть поведение многих туристов за границей, где они ищут сходство со своей культурой и поэтому замечают только знакомые предметы. Так, многие американцы в Японии видат только небоскребы, кафе «Мак Доналдс» и автомобили. Иными словами, у этих людей не хватает категорий для констатации культурных различий. Частичная изоляция может проявляться также в использовании очень широ­ких категорий для культурного различия. Так, люди согласны, что есть разница между европейцами и азиатами, но не видят различий между японцами и корейцами и т.п.

Сепарация представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что от­личается от собственной культуры. Она выступает как средство со­хранения отрицания. В реальной практике взаимодействия культур сепарация встречается намного чаще, чем изоляция. Подобные барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, полити­ческим и другим основаниям, разделяющим людей на многочислен­ные и разнообразные группы.

Например, в Америке жители трущоб часто принадлежат к иной расе и их материальные условия жизни способствуют расовой дис­криминации.

На первый взгляд, отрицание может показаться приемлемой формой межкультурных контактов, поскольку люди, разделяющие эту позицию, не ишут ссор до тех пор, пока другие держатся от них на расстоянии и ведут себя мирно. На этапе отрицания люди более вежливы, чем на этапе защиты. Но у отрицания есть опасная сто­рона — скрытый перевод других, не похожих людей, в другую кате­горию, более низкую.

10-4910 145

Важно отметить, что отрицание — это привилегия доминантных групп населения. Членам малых групп, чье отличие отрицается, трудно доказать другим, что оно есть.

На этапе отрицания лучшим методом формирования межкуль­турной чувствительности является организация межкультурных ме­роприятий — международных вечеров, недель межкультурного об­мена, где можно познакомиться с чужой музыкой, танцами, костю­мами, кухней и т.п. Это помогает сформировать более конкретное понимание наиболее общих культурных категорий. Важно просто признать существование межкультурных различий, избегая их обсу­ждения, так как слушатели либо проигнорируют такую информа­цию, либо отвергнут все объяснения. Когда эти различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание напряженно­сти, что ведет к следующему этапу — защите.

Защита. На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им про­тивостоять. Поскольку существование различий признается как ре­альный факт, то защита представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием.

Диффамация (клевета) — первая форма защиты, нега­тивная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписыва­ются каждому члену соответствующей социокультурной группы. Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д. Она может быть неявной, например просьба на семинаре под­твердить, что какая-то группа действительно является источником неприятностей. Но есть и более серьезные формы клеветы, когда пытаются рационально обосновать негативные стереотипы, дока­зать неполноценность той или иной группы. Именно так действуют разного рода экстремистские организации.

Движение от диффамации к последующим этапам затруднено из-за развивающейся ненависти, которая порождает тенденцию возврата к отрицанию. Многие люди, осознающие свою нена­висть к чужим и понимающие, что это ненормально, предпочита­ют вернуться к изоляции, считая это лучшим состоянием для всех. Проблему можно решить, воспитывая культурное самоува­жение.

Защищая свои культурные отличия, человек приходит к чувст­ву превосходства, подчеркивания своего высокого культурного статуса, причем прямое отрицание чужой культуры не является обязательной чертой этого чувства. Чувство превосходства прояв­ляется в виде гордости за свою расу, пол и т.п. Естественно, чу­жое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий ста­тус. В теоретическом плане примером превосходства может слу­жить классический эволюционизм в этнологии, стоящий на пози­циях европоцентризма и считающий все другие культуры менее развитыми. В рамках этой же концепции появился и широко ис­пользуется сегодня термин «развивающиеся страны», подразуме­вающий эталоном развития всех стран европейский и американ­ский уровень.

Конечно, этап превосходства представляет собой шаг вперед по сравнению с этапом диффамации, потому что здесь различие оцени­вается менее негативно, его признают, хотя и с позиций этноцен­тризма. На этом этапе очень опасно скатиться на позиции ненавис­ти к чужакам. Нельзя также допустить, чтобы гордость за свою культуру стала самоцелью.

Заметим, что недоминирующие этнические группы и националь­ные меньшинства начинают свой путь развития межкультурной чут­кости именно с этапов превосходства и клеветы, задерживаясь на них довольно, долго.

Обратное развитие (полное изменение) не Является обязательным этапом межкультурного развития, хотя его пережи­вают довольно многие из тех, кто долгое время проживает за гра­ницей. Оно означает очернение своей собственной культуры и признание превосходства другой. Субъективное значение, припи­сываемое культурному различию, остается тем же, просто проис­ходит замена культуры, которая воспринимается как «другая», «отличная».

На стадии защиты важно обратить внимание на те элементы культуры, которые являются общими для всех взаимодействующих культур, и особенно на то, что есть в них положительного. Если вслед за этапом защиты не будет этапа умаления, а произойдет ска­чок к принятию или адаптации, это может привести к укреплению защиты и отказу от дальнейшего развития межкультурной чувстви­тельности.


Умаление. Этап умаления (минимизации) — последняя попыт­ка сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культур­ные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как на этапе защиты. Они рассматриваются как что-то тривиальное, естественное, незначительное по сравнению с культурным сходст­вом. Принимается позиция единой человеческой сущности, которая иллюстрируется известным «золотым правилом»: поступай с други­ми людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой. Это правило подразумевает, что все люди одинаковы, но при всей внешней привлекательности данный подход также остается этно­центричен, поскольку «универсальные» характеристики людей бе­рутся из своей культуры и означают: «будь, как я».

Физический универсализм является первой фор­мой минимизации и исходит из того, что все люди независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности, имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают оди­наковые материальные потребности и требуют поведения, понят­ного любому другому человеку. Логичным следствием из этих по­сылок будет утверждение, что все культурные различия сводятся к нескольким не очень существенным характеристикам. Но важ­но понимать, что, хотя люди и имеют схожие физические потреб­ности, их удовлетворение происходит в специфическом социаль­ном и культурном контексте. Поэтому на данном этапе важно оз­накомить людей с эмпирическим материалом, подчеркивающим значение социального контекста человеческого поведения. Физи­ческий универсализм является результатом эмпиризма, подхода, стремящегося к обобщению опытных (в основном естествен- но-научных) данных.

Трансцендентальный универсализм являет­ся его своеобразным аналогом. Он предполагает, что все люди яв­ляются продуктом некоего единого принципа или подхода (чаще всего Бога). Самый известный пример — утверждение Библии, что человек создан по образу и подобию Божьему.

На этом этапе развития межкультурной чуткости наиболее эф­фективны рассказы о собственном опыте межкультурного контакта и другие примеры, иллюстрирующие культурные различия в пове­дении. Особенно полезна встреча с представителями иной куль­туры, способными наглядно продемонстрировать эти различия.

3.7.2. Этнорелятивистские этапы. Переход от этноцентризма к этнорелятивизму осуществляется через смену парадигмы — от абсолютизма к релятивизму. Фундаментом этнорелятивизма явля­ется предположение, что поведение человека можно понять толь­ко исходя из конкретной культурной ситуации, что у культурного поведения нет стандарта правильности. Культурные разли­чия — это не хорошо и не плохо, они просто есть, а типы поведе­ния рассматриваются как приемлемые или неприемлемые в зави­симости от конкретных социокультурных условий. Людям свойст­венно признавать необходимость жить вместе в мультикультурном обществе, поэтому они готовы уважать других и требовать уваже­ния к себе.

Этнорелятивизм начинается с принятия культурных различий как неизбежного и позитивного, проходит через этап адаптации к ним и может завершиться формированием межкультурно-компе- тентной личности.

Признание. Очередным, по представлениям М. Беннета, эта­пом развития межкультурной чуткости и одновременно первым эта­пом этнорелятивизма является этап признания (одобрения), когда существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признаются различия в поведе­нии, затем — в культурных ценностях и т.д.

Самое очевидное различие в поведении — язык. Вербальное поведение сильно варьируется в разных культурах. Человек начина­ет видеть поведение других людей через призму фундаментальных культурных различий, а не как вариант универсальных культурных истин, начинает осознавать, что языки — это не разные коды об­щения, выражающие одни и те же идеи, а средство формирования картины мира, что наше видение мира во многом определяется тем, как мы говорим (гипотеза Сепира—Уорфа). В это же время проис­ходит знакомство с особенностями невербального поведения, не­ожиданными для неподготовленного человека.

Этот этап подготавливает людей к признанию относительности культурных ценностей — главного элемента в воспитании меж­культурной чуткости. Человек принимает разные взгляды на мир, являющиеся основой культурных вариаций в поведении. Ценности должны рассматриваться как проявление чисто человеческой спо­собности освоения мира. Мы можем делать это по-разному, по­этому ценности у людей могут быть разными. Если же мы зафикси­руем ценности и они станут чем-то стабильным и неизменным (ве­щью), они могут начать свое собственное существование и вернуть нас к этноцентризму.

Адаптация (приспособление). На этом этапе происходит уг­лубление этнорелятивизма, приходит осознание того, что куль­тура — не застывший факт, а процесс. Поэтому лучше говорить не о том, что «люди имеют культуру», а о том, что они вовлечены в нее.

Адаптация предполагает развитие альтернативных коммуника­тивных умений и поведенческих моделей. Только раздвинув куль­турные рамки, люди смогут общаться с позиций этнорелятивизма.

Адаптация начинается с эмпатии (сочувствия) и завершается фор­мированием плюрализма.

Эмпатия означает возможность испытывать разные ощуще­ния в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека. Не следует путать сочувствие с сопереживанием, которое требует ставить себя на место другого человека, чтобы его понять. Сопереживание (сострадание) явля­ется этноцентристской категорией, так как основано на предпо­ложении об одинаковости людей, которые все должны чувство­вать одно и то же в сходных обстоятельствах. Сострадание легко отличить от сочувствия. Фраза: «Я бы на его месте сделал так...» почти всегда говорит о сострадании, и фраза: «Я начинаю думать об этом по-другому, когда представляю его точку зрения», — о сочувствии.

Эмпатическое чувство развивается у человека долгие годы и требует все возрастающих знаний о других культурах, изучения иностранных языков, понимания разных коммуникационных стилей, повышения чувствительности к разным ситуациям, в которых воз­можно применение альтернативных культурных ценностей. Но эм­патия имеет ограниченный характер.

Более глубокая адаптация связана с плюрализмом, под кото­рым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуа­циях. Оно возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой культуре. Обычно для этого требуется не менее двух лет. Плюрализм демонстрируют дети эмигрантов и те, кто вырос в не­скольких культурах (например, родители принадлежат к разным культурам).

Для плюрализма характерно осознание культурных различий как части себя, собственной идентичности. Для таких людей уваже­ние различий означает уважение к себе. Этим плюрализм отличает­ся от эмпатии, при которой другой взгляд на мир все еще находится «вне» личности. Фактически результатом плюрализма является би- культурализм или мультикультурализм. Плюрализм, будучи частью высокого уровня межкультурной чуткости, выступает обобщением позитивного отношения к культурным различиям.

Интеграция — полное приспособление к чужой культуре, ко­торая начинает ощущаться как «своя». На этом этапе можно гово­рить о формировании мультикультурной личности, чья идентичность включает другие жизненные принципы помимо ее собственных. Та­кой человек психологически и социально готов понять множество реальностей, способен к обдуманному выбору поступков в специ­фической ситуации, а не просто действует в соответствии с норма­ми своей культуры. Иногда используют термины «межкультурная», «интернациональная», «универсальная» личность.

Контекстуальная оценка — первая фаза интегра­ции, описывает механизм, который позволяет человеку анализи­ровать и оценивать ситуацию, когда возможно несколько вариан­тов культурного поведения. На уровне адаптации возможна такая ситуация, когда человеку все альтернативные модели поведения кажутся одинаково хорошими. Контекстуальная оценка позволя­ет человеку выбрать наилучшую модель поведения в конкретной ситуации: где-то поступить по-американски, где-то — по-япон- ски и т.п. Эта форма интеграции является вершиной развития межкультурной чуткости для большинства людей. Дальнейшее развитие межкультурной чуткости для непрофессионалов просто не нужно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.