Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бори - волк






Боьри — это не единственное название волка. Чтобы не говорить настоящее имя, его еще называют карыскырт, бут, бозкырт. Есть еще и такие метафорические синони­мы: Ашау (Аша, Аши), Капай, Капу, Маму, Мамай, Ит-кус. В ногайском фольклоре широко распространен мифо­логизированный образ коъкбоъри (небесный волк). Слово коьк в переводе означает не только небо, так называют и синий цвет. В сознании ногайца образ коъкбоъри не поте­рял свою сакральную суть вплоть до последнего времени. Обыкновенного земного волка ногайцы тоже чтили, хотя при необходимости его убивали.

Ногайские знахари, бакши и кагымши использовали шкуру, кости волка для обе­рега и при разных лечебных процедурах. Особенно часто использовалась для лечения тяжелобольных детей свеже-содранная волчья шкура. Для этого специально искали волка, убивали и сдирали шкуру. Обряд назывался босла-ма. Клочок волчьей шкуры был практически в каждом ногайском доме, он играл роль оберега для детей. Его при­вязывали к головной части колыбели. Также клочок вол­чьей шкуры использовали кагымши для исцеления взрос­лых больных. Во время сеанса шкуру сжигали, кололи иглой, тем самым изгоняя злого духа, вызвавшего заболе­вание. Кагымши и другие ворожеи использовали и нить из сухожилия волка тарамыс. В народе было широко рас­пространено мнение, что волчий дух изгоняет шайтанов и йинов (джиннов).

В древности одежда из волчьих шкур использовалась как надежная защита от несчастий. Ногайская знать но­сила волчьи шубы. А шапки из шкуры волка старались носить все. Ногайское название шапки — боьрк, боърик (волчий) говорит о первоначальной принадлежности ис­ходного материала для головного убора этому зверю. Степ­няки Караногая для тех, кто боится собак, делали пояса из волчьей шкуры, перевязывая их семицветными нитями…

У Тахира Акманбетова есть записанное поверье: «Если волк попадал в капкан или его брали жилым, то тогда полагалось волка резать, когда на небо всходила радуга. Или резали возле копья, вонзенного в землю. Ког­да не стало копий, то стали вонзать в землю шест курык, предназначенный для ловли лошадей».

В исторических песнях, поминальных плачах ногай­цев часто присутствует обращение к небесному волку. Об­ращались к нему за помощью. Кокбори является тотем­ным животным всех древних тюрков. Некоторые ногайс­кие племена увязывали свое происхождение с этим тоте­мом. От кокбори возникли царские династии тюрков. В исторической литературе рас­пространена легенда о происхождении кагана от небесно­го волка, который, превращаясь в солнечный луч, спус­кался через дымовое отверстие юрты к женщине и опло­дотворял ее. В знак своего происхождения тюрки на знаменах синего цвета изображали золотую пасть волка. Такие зна­мена приносили победу… В мифах и легендах тюркских народов волк и собака заменяют друг друга в родословных царских династий. Например, Атилла был рожден заключенной в крепость царевной, которую навещала собака. Предок Чингиз-хана Бортечино был рожден знаменитой Алан-гуа, к которой в полночь спускался небесный луч, а на рассвете уходил через дымовое отверстие, превратившись в желтую собаку. Эдиге, брошенный лесной женщиной, был вскормлен моло­ком собаки.

Эти легенды связаны с астрономическими события­ми. Небесный волк и собака символизировали космичес­кий объект, определявший главенствующее положение царских династий. В данном случае — созвездие Большо­го Пса со звездой Сириус. На земном шаре было много народов, которые связывали происхождение людей с этой звездой. Ногайцы, как и их древние предки, почитали звезду Сириус. Ее называли Сумбле, Ак-айгыр. Созвездие Большого Пса, в которое входит Сириус, у ногайцев на­зывалось Самыр-юлдыз. Возможно, что и Кокбори тоже одно из метафорических названий этого созвездия… Тому, что тюрки происхожде­нию каганов придавали небесное значение, факт неоспо­римый, данных об этом предостаточно.

Коькбоьридей янлы эди» («С душой небесного волка»), «Коькбоьридей тири эди» («Как небес­ный волк подвижный») — это были самые лучшие эпите­ты для степных батыров.

3. Тахир Акманбетов / «Колым яхшылыкка тийсин»

Признаюсь, с творчеством собирателя ногайского фольклора Тахира Ажакаевича я познакомился относительно недавно, в чем помог мне мой друг. Так - как сам являюсь любителем старины, его работы стали для меня находкой и откровением. Устное народное творчество – очень богатое у ногайского народа, но, к сожалению, из-за разного рода потрясений, пережитых ногайцами, я думаю, что то, что удалось все-таки сохранить в памяти народа, это лишь часть. Ниже будет приведена боевая походная песня ногайцев, записанная Тахиром Акманбетовым. Книга на ногайском языке. Сначала предисловие к этой песне:

 

«В далекие времена наши предки часто воевали. И если даже ломалось оружие, нельзя было покинуть поле боя. Попавший в плен не должен был сдаваться, а если вдруг такое происходило, то его проклинали материнским молоком. Чтобы такого не случилось, наши предки, отцы, взяв кинжалы в руки, выходили на войну, и когда отступать было нельзя, идя в последний бой на врага, который превосходил в силе - они пели эту песню, воя словно волки». (За перевод благодарю Нурадилову Асрепи)

 

«Боьри йыр»

 

Мен явга карсы бараман, бараман,

Ажжалга кирпик какпайман, какпайман.

Коькбоьри янлы ногайман, ногайман.

Явдан кажымай улыйман, улыйман.

У-л-у, у-л-у, у-л-у, у-л-у.

 

Елпилдейди тув, Ногай тув, Ногай тув.

Артка бурылып караман, караман.

Аруак алдына бараман, бараман,

Коькбоьри янлы ногайман, ногайман.

 

Елпилдейди тув, Ногай тув, Ногай тув,

Явдан кажымай улыйман, улыйман.

У-л-у, у-л-у, у-л-у, у-л-у.

 

«Песня волка» (Перевод, его автор не известен)

 

Навстречу врагу иду, иду,

Я перед смертью глаз не смыкаю, не смыкаю.

Я с душой небесного волка ногай, ногай,

Я врага не боюсь и вою, вою.

У-л-у, у-л-у, у-л-у, у-л-у.

 

Развевается знамя, знамя Ногая, знамя Ногая.

Назад я не обернусь, не обернусь, не обернусь,

Я навстречу к духам предков иду, иду.

Я с душой небесного волка ногай, ногай.

 

Развевается знамя, знамя Ногая, знамя Ногая,

Я врага не боюсь и вою, вою.

У-л-у, у-л-у, у-л-у, у-л-у.

 

4. Олжас Сулейменов / «АЗ и Я. Книга благонамеренного читателя»

Автор, поэт и писатель, кажется, всегда был знаком широкому кругу лиц, но ещё всесоюзною известность получил благодаря этому произведению. Немного отойду от темы. Он смело написал о том, что в древнерусском известном памятнике литературы «Слову о Полку Игореве» уж слишком «много» тюркизмов, что наводило на определенные мысли, за что к слову, писатель попал в опалу и немилость «партии» и книга была запрещена. Обиделись на правду? Вот еще интересные факты. Автор в своих исследованиях сообщает, что мамой князя Игоря Святославовича была половчанка, что вполне допустимо, ибо династические браки «русов» и кипчаков были делом обыденным, в их истории постоянных войн и перемирий. И если вопрос о матери может быть открытым, то женой князя точно была половчанка, это известно и доказано. Связей, как видно, более чем – предостаточно. Вернемся к нашей теме, интересующий нас раздел в главе имеет характерное название.

 

Собака

«…Исконные кочевники, тюрки, до недавнего времени относились к этому животному как к божеству, в мифах вели от него свое происхождение; и великие правители, утвердившись над народом, заменяли родительское прозвище на титульное имя — Собака. Эта традиция, надо полагать, сохранилась с эпохи охотничества, предшествовавшей эпохе скотоводства. Собака — первый помощник охотников. От нее зависело благосостояние человеческого племени. Она — храбрый слуга народа и чуткий вождь его. Собаке дано то, чего не дано человеку: она видит запахи, идет по невидимым следам и ведет за собой человека. Качества, которыми ее наделила природа, делали собаку существом великим. Охотники поклонялись собаке-кормилице, как земледельцы — солнцу и его земным представителям — павианам, навозному жуку, рогатым животным. За тысячелетия в разных тюркских наречиях накопилось много табуистических наименований четвероногого друга — вождя. И все они побывали в разряде титульных имен. Генеалогические легенды возводят Собаку (позже Волка) в ранг прародителя тюрков. Киргизы, например, считают себя потомками Красной борзой (кызыл тайлак), к которой проявила благосклонность одна принцесса и ее свита — сорок девушек (кырк кыз). По другой киргизской легенде, эта принцесса и ее сорок девушек попробовали белой пены на берегу озера Иссык-куль, и все неожиданно почувствовали себя матерями. Но и здесь, вероятно, зарыта Собака. По-киргизски «белая пена» — ак кобок. У тобольских татар сказочный герой-предок носит имя Ак-кобек (Белый Пес). Ак-ногайцы считают своим предком ак-кобок (Белый Пес). В огузо-карлукских наречиях — «кобок» (кобек, кобяк) — пес, собака. Кобяк (собака) — было широко распространенное между тюркскими племенами имя; у ак-ногайцев есть род «кобек» (Белый Кобек)(1). Род назывался Ак-кобек. В. А. Гордлевский не указывает на то обстоятельство, что этноним «ак-ногай» (2) является полукалькой с первичного самоназвания «ак-кобек». Имя это встречается и в Малой Азии — у Сельджукидов Рума был визирь Садэддин Кобяк. В XV веке в Турции прославлен туркменский вождь Кѐ пек. И, наконец, кипчакский хан, побежденный Святославом Киевским в 1184 году — «Кобяк». В «Слове о полку Игореве» о нем говорится: «и поганого Кобяка от железных плъков половецких яко вихрь выторже и падесе Кобяк в гриднице Святослава». Священное отношение к собаке-предку сохранялось долго. Если у башкирца часто умирали дети, то он, чтобы сохранить новорожденного, отнимал его у матери и подкладывал на выкорм к сосцам собаки(3). Гунны занесли в Европу легенду о происхождении Атиллы от Собаки. Венгерский вариант сюжета стал известен итальянцам. По итальянскому преданию, приведенному А. Н. Веселовским, венгерский король, задумавший выдать свою дочь за наследника византийского престола, до времени заключил ее в башню, чтобы уберечь от опасностей, грозивших ее красоте. Случилось то, чего он не ожидал: царевна зачала от собаки, которая была с ней в башне, и родила Атиллу. Согласно с этим известием итальянская иконография изображала вождя гуннов с собачьими ушами. По словам А. Н. Веселовского итальянские монахи «вменили в зазор то, что первоначально было безразлично либо считалось почетным». Монахи усмотрели в Аттиле предтечу песиглавцев, Гога и Магога.(4) Со временем представление о собаке меняется, и в некоторых племенах ее место занимает волк. О. Иакинф пересказывает уйгурскую легенду о происхождении родоначальника уйгурских ханов: хунский правитель держал свою дочь в течение трех лет запертой в башне; волк проник в башню и девица забеременела(5). Волчья голова была на знамени древних тюрков (тюку), сообщают китайские летописи. Вероятно, эти знамена видели и европейцы. Во всяком случае, легенды о песиглавцах строились на каком-то достаточно конкретном историческом факте. Так же как образ кентавра был подсказан грекам необычным зрелищем человека на коне. И. Н. Березин, выдающийся русский востоковед, первый предложил толковать титульное имя Кончак в связи с турецким кансiк — сука(6). Антропоним Кончак был популярен в западнотюркском ареале. Его варианты — Канишка(7), Каниш существуют до сих пор. В казахском языке — Каныш. Праформы этого имени: 1) канiш — хищник (буквально: «кровь пей»), 2) кан iшкан — хищник (буквально: «кровь пьющий»). Первая форма древнее. Отражает эпоху в истории языка, когда первичный глагол (императив) одновременно выступал в роли существительного. Вторая форма уже ближе к современной грамматической традиции. Общетюркское кансiк (канжiк, каншiк) — «сука» образуется от канiшкан в результате ложной этимологии. Кансiк — буквально: «тот, кто мочится кровью», применялось к самке волчьего и собачьего племени. Древнейшая форма кан-ic (кaн-iш) — «хищник» отложилась в латинском термине «канiс» — собака. Может быть, идеология Собака-Вождь объяснит происхождение тюрко-монгольского титула «кан» (хан, каан, каган) и славянского канiс (кнес, кнась, князь)? В тюркских языках сложные слова не всегда сингармонизируются. Сравните казахские антропонимы — iз-бacap, iз-бaгap. Первый словочлен переднеязычный, второй заднеязычный. Но слияние в монолит двух разных по качеству лексем приводит к выравниванию. Эталоном качества бывает не обязательно первый член: кан-iш дает заднеязычное слово Канъш, Каныш (титульное имя) и кä нiш (верховная власть, некогда — титул). Другой пример: ic-бак — «пес-следопыт», заднеязычный вариант монолита попал к славянам «съ-бак(а)». Переднеязычный сь-бä к стал основой для кентум-формы, предшествующей огузо- карлукской лексеме кебä к (кö бä к, кö бек) и чередование к/т дает казахское слово тö бет. Диалектический вариант iз-бак приводит к титульному имени iзбä к (Ÿ збä к). Так звали золотоордынского хана. В XV веке термин ÿ збä к стал этнонимом. Я склонен считать имена ханов Ногай, Барак(8), Ÿ збä к, Кö бяк, Канчак — своего рода синонимами. В эту же группу включаю имена Канишка (III в. н.э.), Испака (VII век до н.э.).»

 

______________________

 

П р и м е ч а н и я

 

1. Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»? Известия АН СССР, отд. литература, языка.

Т. VI, вып. 4-6, М„ 1947, стр. 324.

2. Ногай — собака (монг.).

3. Филоненко С. Башкиры. «Вестник Оренбургского учебного округа», 1914, № 8, стр.

304.

4. Веселовский А. Н. Истории романа и повести. Выпуск 2, славяно-романский отдел,

СПб, 1888, стр. 307, 315.

5. О. Иакинф (Бичурин). Собрание сведений о народах Средней Азии, ч. I, стр. 248.

6. Смотри его заметку по поводу перевода «Слово о полку Игореве» Гербелем.

«Москвитянин», 1854 № 22 стр. 68-71.

7. Сравни с именем-титулом знаменитого Кушанского царя «Канишка» (III в. н.э.)

8. Барак — сильный сторожевой пес (древнетюркское).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.