Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Правила оформления работы






Преп. А.Г.Квитко __________

 

ТЕМА 1. Теория и методология исторической науки (ДЕ 1)

(выполнение задания по этой теме оценивается в 5 баллов)

ЗАДАНИЯ

1. Дать определение понятиям «исторический источник», «историография», «культурный слой», «летопись», «хроника», «хронограф».

2. Составить схему, отражающую типовую и видовую классификацию исторических источников.

3. Перечислить функции исторического знания (не менее 5). Подробно раскрыть содержание каждой функции.

4. Охарактеризовать область научных интересов (что изучает) нумизматики, сфрагистики, геральдики, метрологии, археологии.

5. Охарактеризовать область научных интересов (что изучает) генеалогии, палеографии, бонистики, фалеристики, хронологии.

6. Изложить две любые периодизации отечественной истории.

7. Перечислить важнейшие исторические труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова.

8. Перечислить представителей (не менее 4-х) и дать характеристику теории цивилизаций.

9. Перечислить представителей (не менее 4-х) и дать характеристику концепции исторической научной школы «Анналов» (Новая историческая наука).

10. Представить в виде тезисов (не менее 5) научную концепцию Л.Н. Гумилёва («концепция пассионарности»).

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

 

А). Орлов А.С. Основы курса истории России. М.: Проспект, 2004. Гл. 1.

Б). Энциклопедические и справочные издания («Энциклопедия Брокгауза и Ефрона», «Большая советская энциклопедия», «Большая российская энциклопедия», «Российский биографический словарь», «Советская историческая энциклопедия» и т.д.).

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ (по всем темам)

https://ru.wikipedia.org (свободная энциклопедия, крупный массив исторических статей)

https://www.biografija.ru (биографии российских государственных, политических деятелей, деятелей освободительного движения и культуры)

https://hronos.km.ru (источники и справочные материалы по отечественной истории)

https://www.rusempire.ru Проект «Российская империя» (справочные материалы по российской истории XVIII – начала XX в.)

https://savok.name (наиболее интересный и информативный ресурс по советской истории)

https://scepsis.ru/tags/id_112.html (интересные статьи по дискуссионным проблемам истории России советского периода)

Тема 2: Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII – середине XV вв. (ДЕ 2)

(выполнение задания по этой теме оценивается в 5 баллов)

ЗАДАНИЯ

1. Дать характеристику «норманнской теории» образования Древнерусского государства (сущность, авторы, представители, время появления, аргументация)

2. Указать основные направления внешней и внутренней политики киевских князей (IX-XI вв., не менее 5), проиллюстрировать каждое из направлений 3-4 примерами (событиями).

3. Раскрыть сущность следующих исторических понятий: дружина, закуп, рядович, вервь, полюдье, вира, язычество, челядь.

4. Раскрыть причины и последствия принятия Русью христианства в правление князя Владимира Святославича. Привести не менее 3-х оценок крещения Руси известными отечественными историками (Н.М. Карамзиным, В.О. Ключевским, С.М. Соловьёвым, И.Н. Данилевским и др.).

5. С какими кочевыми народами взаимодействовали Киевская Русь и русские княжества в IX-XII вв.? Укажите не менее 4-х наименований народов, приведите примеры вооружённых столкновений и взаимовыгодного обмена (культурного, хозяйственного и т.д.).

6. Перечислите всех князей – предков Александра Ярославовича Невского (до Рюрика – родоначальника династии киевских князей).

7. Укажите вторые имена известных деятелей русской истории: Ярослава Мудрого, Владимира Святого, Ивана Калиты, Сергия Радонежского. В честь какого киевского князя был назван г. Юрьев (современный Тарту)?

8. Перечислите сохранившиеся памятники древнерусской архитектуры XI-XIII вв. (не менее 10). Дайте краткую характеристику одному из них.

9. Некоторые отечественные историки (напр. А.А. Зимин) придерживались (и придерживаются) мнения о том, что «Слово о полку Игореве» было написано не в XII в., а в конце XVIII – начале XIX вв., т.е. является фальсифицированным (подложным) историческим источником. Какие аргументы приводят в защиту своей позиции сторонники подобной концепции?

10. Назовите негативные и позитивные последствия монголо-татарского (золотоордынского) ига для отечественной истории. Проиллюстрируйте каждое из последствий цитатой из сочинения российского историка (дореволюционного, советского, современного).

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

 

Веременко В.А., Никуленкова Е.В. История России с древних времён до наших дней. М.: Проспект, 2010. Гл. 1-3.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. М.: Всемирная литература. 2000. Гл. 1, 4-6, 8.

Орлов А.С. Основы курса истории России. М.: Проспект, 2004. Гл. 2, 3.

Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. М.: Терра, 1999. Гл. 1-3.

 

Тема 3: Образование и развитие Московского государства (ДЕ 3)

(выполнение задания по этой теме оценивается в 5 баллов)

ЗАДАНИЯ

1. Назовите дату «стояния на Угре». Какое значение имело это событие в истории России, монголо-татарского ига? Кто был правителем Московской Руси в год «стояния»? Укажите его предшественника и преемника на московском престоле.

2. Раскройте сущность следующих понятий: «вотчина», «поместье», «опричнина», «земщина», «боярство», «холопство», «раскольники», «старообрядчество».

3. Составьте биографические справки на следующих деятелей отечественной истории XVI-XVII вв.: митрополит Макарий, Иван Фёдоров, атаман Ермак, Иван Болотников, патриарх Никон.

4. Составьте биографические справки на следующих деятелей отечественной истории XVI-XVII вв.: патриарх Филарет, Степан Разин, Василий Шуйский, Дмитрий Пожарский, Симон Ушаков.

5. Перечислите новые территории, вошедшие в состав Московского государства в XVI-XVII вв. Какие из этих территорий были завоёваны?

6. Укажите, какие народы скрываются в источниках XII-XVII вв. под этнонимами (этническими наименованиями): «чудь заволочьская», «свеи», «ляхи», «вогулы», «остяки», «корела», «мурома», «весь», «фрязи».

7. Какие последствия имела опричнина Ивана IV Грозного для государственно-политического и социально-экономического развития Руси? Какими мотивами объясняют отечественные историки введение опричной политики?

8. С какими государствами вело войны Русь в XVI-XVII вв. (укажите не менее 8)? Назовите основные причины военных конфликтов.

9. Какие обстоятельства породили церковный раскол второй половины XVII в.? В чём заключались идейные (догматические) и обрядовые нововведения патриарха Никона? Перечислите регионы расселения крупных общин старообрядцев в Восточной Европе и на территории СНГ.

10. Какие новые явления возникли в экономике, политическом развитии, духовной и художественной культуре Московской Руси в XVII в.? Какими факторами было вызвало их появление?

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

 

Веременко В.А., Никуленкова Е.В. История России с древних времён до наших дней. М.: Проспект, 2010. Гл. 4-6.

Зуев М.Н. История России. М.: Проспект, 2000. Гл. 3, 4.

Орлов А.С. Основы курса истории России. М.: Проспект, 2004. Гл. 4-5.

Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. М.: Терра, 1999. Гл. 3-5.

Шмурло Е.Ф. История России 862-1917 гг. М.: Владос, 1999. Гл. 4-7.

 

Тема 4: Российская империя в XVIII – первой половине XIX в. (ДЕ 4)

(выполнение задания по этой теме оценивается в 5 баллов)

ЗАДАНИЯ

1. Составьте биографические справки на следующих деятелей отечественной истории XVIII-XIX вв.: А.Д. Меншиков, П.И. Ягужинский, П.А. Румянцев, А.А. Аракчеев, С.Ю. Витте.

2. Составьте биографические справки на следующих деятелей отечественной истории XVIII-XIX вв.: Ф.М. Апраксин, Ф.Ф. Ушаков, П.Я. Чаадаев, М.А. Бакунин, Г.В. Плеханов.

3. Перечислите коллегии – центральные органы власти, созданные в период реформ Петра I. Укажите сферу деятельности каждой коллегии.

4. Укажите средние и высшие учебные заведения, созданные в России в XVIII – первой половине XIX в. Какие из этих учебных заведений окончили А.С. Пушкин, С.М. Соловьёв, Н.И. Пирогов, И.Е. Репин, П.С. Нахимов?

5. Какие знаковые события во внешней политике России приходятся на 1709, 1711, 1807, 1815, 1853 гг.? В ходе каких войн произошли эти события?

6. Составьте схему, отражающую иерархию российских орденов первой половины XIX в. Укажите ордена, вручавшиеся исключительно за воинские подвиги. Кто был награждён первым орденом Св. Андрея Первозванного?

7. Составьте дайджест оценок реформ Петра Великого дореволюционными, советскими, современными российскими и зарубежными историками, философами, деятелями культуры, политиками. Приведите не менее 12 оценочных суждений. Постарайтесь найти полярные (противоположные) точки зрения.

8. Какие явления и персонажи истории Российской империи скрываются под расхожими терминами и прозвищами «рекрутчина», «бироновщина», «аракчеевщина», «жандарм Европы», «пугачёвщина»? Кто из российских императоров/императриц стал обладателем следующей характеристики: «Сфинкс, неразгаданный до гроба»?

9. Чем различались между собой концепции преобразования России, заложенные в проекты декабристов: в «Русскую Правду» П. Пестеля и в «Конституцию» Н. Муравьёва?

10. Раскройте содержание следующих понятий: «протекционизм», «мануфактура», «промышленный переворот», «сословие», «подушная подать», «ясак».

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

 

Веременко В.А., Никуленкова Е.В. История России с древних времён до наших дней. М.: Проспект, 2010. Гл. 7, 8.

Зуев М.Н. История России. М.: Проспект, 2000. Гл. 5, 6.

Орлов А.С. Основы курса истории России. М.: Проспект, 2004. Гл.6..

Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. М.: Терра, 1999. Гл. 7.

Шмурло Е.Ф. История России 862-1917 гг. М.: Владос, 1999. Гл. 7-9.

 

Тема 5: Российская империя во второй половине XIX – начале XX вв. (ДЕ 5)

(выполнение задания по этой теме оценивается в 5 баллов)

ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику «Великим реформам» 1860-1870-х гг. (причины, направления, характер, результаты, значение).

2. Приведите примеры нелегальных оппозиционных (революционных) молодёжных организаций второй половины XIX в. (не менее 6). Назовите лидеров (руководителей) этих организаций. Составьте биографическую справку на одного из них.

3. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест о выходе крестьян из крепостной зависимости. На каких условиях крестьяне освобождались лично и получали земельный надел? Как была организована т.н. «выкупная операция»?

4. Каким принципам подчинялась национальная политика в Российской империи до 1863 г. и после? В чём причины смены этих принципов после 1863 г.?

5. В каком году и за какую сумму были проданы США территориальные владения России в Северной Америке (Аляска)? Какую позицию заняла Российская империя в период войны американских колоний Великобритании за независимость и в период гражданской войны в США?

6. В 1897 г. в Российской империи была проведена первая национальная перепись населения. Каковы были её результаты (численность населения, половозрастной, религиозный, национальный состав и т.д.)?

7. Укажите причины, хронологические рамки и основные результаты Первой русской революции. Перечислите крупные политические партии (не менее 5), созданные или легализованные в период этой революции, а также лидеров партий.

8. Назовите основные направления реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Укажите основные задачи и результаты его аграрной реформы. Насколько успешной была переселенческая политика Столыпина?

9. Укажите основные причины и результаты Русско-японской войны 1904-1905 гг. Назовите основные сражения (на море и суше), командующих (генералов, адмиралов) русской и японской армии, флота.

10. В каком году произошло событие, известное как «встреча в Бьёрке»? Кто принимал участие в этой встрече, чем она закончилась и какое имела значение для развития международных отношений в Европе начала XX в.?

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

 

Веременко В.А., Никуленкова Е.В. История России с древних времён до наших дней. М.: Проспект, 2010. Гл. 9.

Зуев М.Н. История России. М.: Проспект, 2000. Гл. 7.

Орлов А.С. Основы курса истории России. М.: Проспект, 2004. Гл.8.

Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. М.: Терра, 1999. Гл. 7, 8.

Шмурло Е.Ф. История России 862-1917 гг. М.: Владос, 1999. Гл. 9, 10.

 

Тема 6: Россия в условиях войн и революций (1914-1922 гг.) (ДЕ 6)

(выполнение задания по этой теме оценивается в 5 баллов)

ЗАДАНИЯ

1. Составьте подробную хронологическую таблицу, иллюстрирующую участие России в Первой мировой войне (1914-1918 гг.).

2. Составьте подробную хронологическую таблицу, иллюстрирующую события февраля – октября 1917 г.

3. Проанализируйте первые декреты советской власти: декреты «О мире» и «О земле». Какие революционные принципы международных отношений и землепользования они устанавливали? Почему декрет «О мире» не встретил поддержки у воюющих стран?

4. Что такое «красногвардейская атака на капитал»? Какие мероприятия в социально-экономической сфере были проведены большевиками в конце 1917 – первой половине 1918 гг.?

5. Каковы были результаты выборов в Учредительное Собрание? Почему этот орган власти был распущен (разогнан) большевиками?

6. Составьте исторические справки на следующих деятелей отечественной истории: А.Ф. Керенский, А.И. Деникин, Ф.Э. Дзержинский, Л.Д. Троцкий, Г.В. Чичерин.

7. Составьте исторические справки на следующих деятелей отечественной истории: Н.П. Махно, М.В. Фрунзе, А.В. Колчак, С.М. Будённый, М.Н. Тухачевский.

8. Какие события Гражданской войны связаны со следующими населёнными пунктами и географическими объектами: Волочаевка, Царицын, Сиваш, Бугуруслан?

9. Составьте подробную хронологическую таблицу «Гражданская война и иностранная военная интервенция (1918-1920 гг.)».

10. Одним из итогов Гражданской войны стала массовая эмиграция российской политической, военной и культурной элиты. Составьте список видных российских политиков, военных деятелей, учёных, поэтов и др., покинувших Россию в 1917-1922 гг. Перечислите страны, ставшие новой родиной эмигрантов.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

 

Веременко В.А., Никуленкова Е.В. История России с древних времён до наших дней. М.: Проспект, 2010. Гл. 9.

Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М.: Весь мир, 1998. Гл. 1-4.

Зуев М.Н. История России. М.: Проспект, 2000. Гл. 7.

Орлов А.С. Основы курса истории России. М.: Проспект, 2004. Гл.7, 8.

Щетинов Ю.А. История России. XX век. М., 2000. Гл. 1-3.

Тема 7: СССР в 1922-1953 гг. (ДЕ 7)

(выполнение задания по этой теме оценивается в 5 баллов)

ЗАДАНИЯ

1. Дайте комплексную характеристику Новой экономической политики (НЭПу): причины введения, сущность, элементы, результаты, причины отказа от НЭПа во второй половине 1920-х гг.

2. Октябрьская революция и становление советской власти породили ряд новых культурных явлений, одним из которых была «революция имени». Составьте список личных имён, появившихся в 20-30-е гг. Определите, какие события (процессы) новой эпохи нашли в них своё отражение.

3. Составьте перечень крупных промышленных предприятий и прочих объектов союзного значения, построенных в период первых пятилеток (1928-1937 гг.) (не менее 20), укажите их специализацию.

4. Сравните аграрную реформу П.А. Столыпина и коллективизацию 30-х гг. Укажите общее и особенное (задачи, методы, формы организации хозяйств и т.д.). Как коллективизация способствовала развитию промышленного производства в СССР?

5. Перечислите ведущих советских учёных 20-30-х гг. (физиков, химиков, биологов, историков и т.д., не менее 15) и их достижения. Какие крупные научные центры и вузы были созданы в этот период?

6. Во второй половине 1930-х и в 1940-х годах в СССР были осуществлены грандиозные по своим масштабам переселенческие акции, в том числе депортации. Перечислите народы, полностью или частично депортированные (перемещённые) в этот период (не менее 12), укажите численность, регион выхода и размещения (откуда и куда перемещали) депортированных контингентов.

7. Составьте краткие справки о репрессированных в середине-второй половине 1930-х гг. деятелях коммунистической партии, государственного аппарата и вооружённых сил СССР (занимаемая должность, по какой статье и за что осуждены, по какому делу и в каком году проходили, какое наказание получили, не менее 6 справок).

8. Составьте перечень городов-героев СССР и городов воинской славы России. Укажите годы присвоения почётных званий этим городам.

9. Что такое «План «Ост»? Дайте ему подробную характеристику.

10. Перечислите шестерых наиболее результативных лётчиков-истребителей Красной Армии периода Великой Отечественной войны. Сравните количество одержанных ими в воздушных боях побед с соответствующими показателями лучших немецких, американских, японских асов.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

 

Веременко В.А., Никуленкова Е.В. История России с древних времён до наших дней. М.: Проспект, 2010. Гл. 10-11.

Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М.: Весь мир, 1998. Гл. 5, 6.

Зуев М.Н. История России. М.: Проспект, 2000. Гл. 8-9.

Орлов А.С. Основы курса истории России. М.: Проспект, 2004. Гл.9, 10.

Пыхалов И.А. Великая оболганная война. М.: Эксмо, 2005. Гл. 1-10.

Щетинов Ю.А. История России. XX век. М., 2000. Гл. 4-8.

 

Тема 8: СССР в 1953-1991 гг. Становление новой российской государственности (с 1992 г.) (ДЕ 8)

(выполнение задания по этой теме оценивается в 5 баллов)

ЗАДАНИЯ

1. Составьте краткий реферат (конспект, объёмом 1, 5 – 2 стр.) на тему «Освоение целины» в середине 1950-х – начале 1960-х гг. в СССР.

2. Кто из советских композиторов стал автором гимна СССР? Кто из поэтов – автором слов? Перечислите ещё 3-4 произведения этого поэта.

3. Перечислите высших государственных, военных и партийных деятелей СССР, в период хрущёвской «Оттепели» казнённых, покинувших свои посты, фактически оказавшихся в «опале» (не менее 6 человек).

4. Дайте характеристику (1-2 стр.) внешней политике СССР в середине 50-х – середине 80-х гг.

5. Составьте подробную хронологическую таблицу, иллюстрирующую развитие событий Карибского кризиса 1962 г.

6. Период пребывание у власти в СССР Л.И. Брежнева и его «команды» обычно оценивается в учебных пособиях как эпоха «застоя». Как Вы считаете, является ли верным подобное утверждение? Перечислите факты, характеризующие развитие науки, культуры, военно-промышленного комплекса, экономики, общественной жизни, государственной системы в этот период (по 2-3 факта).

7. Используя рекомендованную литературу и ресурсы Интернета, попытайтесь сравнить показатели экономического и социального развития СССР в 1980-е гг., Российской Федерации в конце 1990-х гг. и в 2009 г. (выпуск продукции по отраслям, количество и ввод в строй больниц, школ, строительство жилья, реальная покупательская способность средней зарплаты и т.д.). Постарайтесь найти как можно больше критериев (показателей) для сопоставления. Обязательно составьте список использованных источников.

8. Дайте характеристику диссидентскому движению в СССР (1960-е-1980-е гг.) по схеме: причины возникновения – направления – представители – деятельность – значение.

9. Охарактеризуйте причины, движущие силы и результаты Перестройки.

10. Перечислите межэтнические и политические вооружённые конфликты, имевшие место в СССР и на постсоветском пространстве в конце 80-х – 2000-е годы. Укажите результат и приблизительное количество жертв каждого конфликта.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

 

Веременко В.А., Никуленкова Е.В. История России с древних времён до наших дней. М.: Проспект, 2010. Гл. 10, 11.

Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М.: Весь мир, 1998. Гл. 5-8.

Зуев М.Н. История России. М.: Проспект, 2000. Гл. 8, 9.

Орлов А.С. Основы курса истории России. М.: Проспект, 2004. Гл. 9-11.

Щетинов Ю.А. История России. XX век. М., 2000. Гл. 6-8, 9-11.

 

 

I. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ

Контрольные работы принимаются исключительно в рукописном виде, ответы оформляются в тетради (12-18 л.). Объём ответов не лимитируется кроме случаев, когда минимальный объём указан в формулировках вопросов. Однако, большинство вопросов (за исключением тех, где требуется перечислить, составить список) подразумевают развёрнутый ответ объёмом не менее 1-2 тетрадных страниц (в зависимости от почерка студента), общий объём контрольной работы – не менее 12 стр. Ответ на каждый вопрос должен быть озаглавлен (формулировкой вопроса). Текст ответа должен быть структурированным, грамотно составленным, логичным, сопровождаться ссылками на использованную литературу (источники, электронные ресурсы). Тетрадь с ответами должна быть подписана (фамилия, имя, отчество, специальность, группа, вариант). Контрольная работа сдаётся студентом за месяц до экзамена по отечественной истории.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.