Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность социального страхования






 

Государственное социальное страхование - государственная система

материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной

или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей,

в которых есть дети.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов

законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный

бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению

через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными ак-

тами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что

выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых

взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Социальное страхование - это механизм реализации социальной поли-

тики государства, основа организации социальной защиты населения. Соци-

альное страхование является также «формой социальной защиты экономиче-

ски активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудо-

способности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба».

Государственное социальное страхование - установленная государством и

регулируемая нормами права система материального обеспечения работни-

ков в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособно-

 

сти, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здо-

ровья работников и членов их семей. Государственное социальное страхова-

ние осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязатель-

ных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также до-

таций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и

членов их семей.

Исторически определились три формы организации систем социально-

го страхования:

- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

- государственное;

- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсою-

зов).

Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму

социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века

вместе с профсоюзами, отстаивающими права наёмных работников перед ра-

ботодателями и государством. Характерным примером в этом отношении яв-

ляется Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллектив-

ная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи,

больничных касс, касс по безработице.

Государственное социальное страхование, введённое в Германии в

1883 г. в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым

в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населе-

ния. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страхо-

вании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были

осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы вза-

имопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались ра-

ботодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети сум-

мы взносов, соответственно.

Смешанная форма социального страхования впервые возникла в

Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по

 

страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла ко-

миссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муници-

палитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражда-

нин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал

право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.

В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновре-

менно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создава-

лись больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правле-

ния состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей

таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев

на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено

обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны

были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 боль-

ничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов. Наряду, собственно, с

социальным страхованием, складывалась ещё одна система социальной за-

щиты населения - государственное социальное обеспечение, осуществляемое

за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоя-

тельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких разме-

рах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и

государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается

трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые

фонды коллективного социального страхования образуются за счет работни-

ков и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются

независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанав-

ливается государственным социальным законодательством. Коллективным

социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации,

получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид

деятельности. Ими могут быть страховые компании, общества взаимного

страхования, страховые кассы. Управление в системах коллективного стра-

 

хования осуществляется либо страховой компанией, либо выбираемыми

страхователями органами самоуправления, либо доверенными лицами на ос-

нове договора траста.

Распределение фондов коллективного страхования происходит на ос-

нове принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от

нуждаемости, но с учётом того, в течение какого времени страхователь пла-

тил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании

устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные и максимальные

пределы социальных выплат. Кроме того, могут устанавливаться границы

доходов, в пределах которых страхователи обязаны уплачивать страховые

взносы. За этими пределами они могут страховаться на добровольных нача-

лах или не страховаться вовсе. Государственное социальное страхование

имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальные

группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия

государственного социального страхования устанавливаются законодатель-

ными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление

фондами государственного социального страхования осуществляется специ-

альными государственными финансово-кредитными учреждениями, создава-

емыми при органах законодательной или исполнительной власти.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.