Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы воздействия государства на общественное






Благосостояние

 

Функции общественного сектора, связанные с обеспечением всех ин-

дивидов, во-первых, минимально приемлемым уровнем гарантированного

дохода, во-вторых, защитой на случай болезни, безработицы и т.п., в-третьих,

доступом к благам, обладающим особыми достоинствами, ассоциируются с

понятием государства благосостояния.

Фактически государства едва ли не во все времена были в какой-то

степени причастны к осуществлению этих функций, однако целостная и ста-

бильная политика социальной поддержки и развития - характерная черта со-

временного общества. При этом элементы государства благосостояния созда-

вались в разных странах неодинаковыми темпами (табл. 3.1). Пионером в

 

данной области еще в конце XIX в. выступила Германия. В начале XX в. ли-

дерство в значительной мере перешло к Великобритании, затем к Швеции и

другим Скандинавским странам, тогда как, например, США и Канада долго

воздерживались от введения широких социальных программ.

Для характеристики масштабов государства благосостояния часто ис-

пользуют долю общественных расходов на социальные нужды в валовом

внутреннем продукте. Так, в Великобритании эта доля составляла в 1910 г.

4%, в 1920 г. - 6%, в 1975 г. - 29%, а в 1987 г. - 22, 5%. Некоторое снижение

данного показателя наблюдалось в 80-х годах и в других странах Запада.

Оно было связано с определённым снижением интереса к дальнейшему

росту государства благосостояния после его бурного развития в 70-х годах.

Следует, однако, подчеркнуть, что рубежи, достигнутые в этот период,

в целом сохраняются. Ранее введённые социальные гарантии, как правило, не

отменялись, хотя нередко обусловливались более жёсткими требованиями, а

социальные программы становились более селективными и подчас менее

щедрыми.

Таблица 1 - Годы введения общегосударственных социальных программ в

отдельных странах

Герма

Велико

Фран-

Ита-

Кана-

Программа

-

-

Швеция

США

Ния

Британия

Ция

Лия

Да

Страхование от

несчастных случаев на

производстве

Пособия по болезни

 

Пенсионное обеспече-

ние

 

Страхование по безра-

ботице

 

Семейные пособия

-

Медицинское страхова-

ние либо предоставле-

ние бесплатной меди-

-

цинской помощи

 

 

Относительный упадок государства благосостояния был обусловлен

первоначально угрозой стагфляции, а затем - стремлением в большей степени

стимулировать экономический рост и изменением ценностных ориентаций

западных обществ. Однако само это изменение, связанное с утверждением

неолиберальных идей, стало в значительной мере результатом того нового

баланса экономических возможностей и социальных гарантий, который при-

несло государство благосостояния. Вместе с тем необходимо отметить, что

программы государства благосостояния далеко не всегда демонстрировали

высокую эффективность и в конечном счёте обеспечивали лишь относитель-

ный прогресс.

Как позитивный, так и негативный опыт создания государства благосо-

стояния в условиях развитой рыночной экономики представляет непосред-

ственный интерес для России и других стран, находящихся в процессе ста-

новления рынка. Осуществление политики перераспределения и социальных

гарантий, которая бы не ослабляла стимулов экономической активности, но

при этом удерживала в приемлемом диапазоне уровень жизни всех граждан, -

одна из ключевых задач переходного периода.

При этом необходимо решать следующие вопросы:

 какие общественные блага и перераспределительные процессы станут

результатами осуществления решения;

 каков ожидаемый совокупный экономический эффект;

 какие общественные группы и в какой степени заинтересованы в до-

стижении данных результатов;

 насколько предполагаемое перераспределение согласуется с домини-

рующими в обществе представлениями о справедливости;

 насколько оправданы издержки достижения результатов и не могут ли

они быть сокращены, в том числе за счет уменьшения участия государ-

ства?

 

На практике чаще всего имеют шансы быть принятыми те решения, кото-

рые либо существенно не меняют сложившееся распределение доходов, либо

предполагают умеренное перераспределение, несколько улучшающее поло-

жение малоимущих. В то же время решения, явным образом увеличивающие

неравенство либо связанные с радикальным перераспределением, как пра-

вило, не находят широкой поддержки в стабильных обществах.

 

Контрольные вопросы  

 Что представляет собой государственное перераспределение?

 Определите критерий эффективности по Парето.

 В чем состоит специфика дифференциации доходов в период перехода

к рынку?

 Почему перераспределение связано с издержками?

 В чем состоит смысл критерия компенсации?

 Что может выступать в роли непосредственных объектов перераспре-

деления?

 Почему применение критерия компенсации иногда приводит к проти-

воречивым результатам?

 Что представляет собой функция общественного благосостояния?

 В чем состоит различие между утилитаристским, роулсианским, эгали-

тарным и либертаристским истолкованием общественного благососто-

яния?

 Как соотносится эффективность и справедливость политики государ-

ства?

 

Тестовые задания  

1. Рассмотрим несчастный случай, когда один человек лишается ноги. Допу-

стим, что это уменьшает его полезность на каждом уровне дохода, но увели-

 

чивает его предельную полезность, хотя и незначительно. Допустим, что

происходит или не происходит несчастный случай, не зависит от данного ли-

ца. Что бы сделал в данном случае утилитарист и роулсианец? Возможно ли,

чтобы утилитарианец предложил бы данному лицу больше, чем роулсианец?

При каких обстоятельствах пострадавшее лицо не получил бы от утилитари-

ста ничего?

2. Предположим, что вы потерпели кораблекрушение. В спасательной лодке

10 человек. Вы знаете, что для достижения берега потребуется 10 дней и что

запасы рассчитаны на 10 человеко-дней. Как бы распределил запасы утили-

тарианец? Что бы сделал роулсианец? Некоторые полагают, что даже ролси-

анский критерий недостаточно отвечает требованиям равенства. Что мог бы

задумать человек с взглядами приверженца равенства? Что требует эффек-

тивность по Парето?

3. Объектами перераспределения являются:

а) денежный капитал;

б) ресурсы;

в) доходы;

г) верны все ответы.

4. Критерием общественного благосостояния не являются:

а) эгалитарный;

б) Калдора-Хикса;

в) кардиналистский;

г) Ситовски.

5. Как соотносится эффективность и справедливость распределения благ:

а) критерий справедливости всегда противоречит критерию эффектив-

ности;

б) критерий справедливости совпадает с критерием эффективности;

в) эффективное распределение благ может быть справедливым;

г) эффективность распределения благ, как и справедливость нельзя из-

мерить.

 

6. Критерий общественного благосостояния, согласно которому обществен-

ное благосостояние зависит от благосостояния наименее обеспеченных лиц

называется:

а) утилитаристским;

б) критерием Калдора-Хикса;

в) критерием Роулса;

7. Трансферт – это передача части доходов или имущества в распоряжение

других лиц на:

а) безвозмездной основе;

б) возвратной основе;

в) возмездной основе;

г) условиях софинансирования.

8. В результате создания социального блага произошло перераспределение.

Какие меры необходимо принять государству по отношению к стороне, для

которой полезность данного перераспределения являлась отрицательной?

а) взыскательные меры;

б) компенсационные меры;

в) лоббирование;

г) легитимные меры.

9. Как называют социальное благо, в случае, когда суммарная полезность

этого блага меньше, чем затраты на его создание?

а) общеполезное социальное благо;

б) компенсационное благо;

в) мнимое социальное благо;

г) бесполезное социальное благо.

10. Что позволяет выявить улучшение положения в обществе таким образом,

что те его граждане, чьё благосостояние повысилось, могут компенсировать

потери других граждан, сохранив исходный уровень благосостояния.

а) принцип Парето-оптимизации;

б) критерий Калдора-Хикса;

 

в) анализ политических решений;

г) теория справедливости.

11. Как называются основные три позиции перераспределения политики, с

помощью которых можно моделировать социально-экономическую полити-

ку?

а) ролзианский, уталитарный, межгруппавой;

б) региональная, местная, общая;

в) утилитаризм, либертализм, эгалитаризм;

г) равенство, братство, коллективизм.

Рефераты и доклады  

1. Различия утилитаристского, роулсианского, эгалитарного и либертарист-

ского истолкования общественного благосостояния.

2. Издержки перераспределения и способы их минимизации.

3. Проблемы сочетания эффективности и справедливости в распределении в

условиях современной России.

4. Сущность и роль трансферов для региональной экономики (на примере

Краснодарского края).

 

Для заметок  

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Занятие 5: Общественный выбор: коллективное принятие ре-

Шений

1. Теория общественного выбора. Рациональное неведение избирателей.

2. Коллективный выбор. Теорема Мэя.

3. Парадокс голосования. Теорема Эрроу о невозможности.

4. Медиальный избиратель. Альтернативные правила принятия решений и

процедура голосования.

 

Ключевые понятия: общественный выбор, избиратель, политик, голосова-

ние, обмен голосами, теорема о невозможности, медианный избиратель,

интенсивность предпочтений, политическое решение, рациональное неведе-

ние, сокрытие предпочтений, коллективное принятие решений, профиль

предпочтений, циклическое голосование, рациональный выбор.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.